Ирина Шкоденко
Конспект НОД в подготовительной группе «Особенности якутской национальной кухни»
▼ Скачать + Заказать документы
(продолжение 2)
Дополнительная образовательная деятельность в подготовительной группе
по авторской программе «Якутия – Родина моя»
Занятие 19
Тема: Особенности якутской национальной кухни (продолжение).
Цель: Создать условия для ознакомления детей с особенностями национальной кухни народов Саха, ее обусловленностью суровым климатом, обычаями и традициями.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Особенности якутской национальной кухни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика Саха. Якутия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
- Продолжить знакомить с традиционными национальными блюдами народа Саха, кухон-ной утварью;
- Развивать правильное отношение к здоровой и полезной пище;
- Воспитывать положительное эмоциональное отношение к родному краю, традициям якутского народа.
Материалы и оборудование: ИКТ (компьютер, проектор, экран, слайды к занятию, коло-кольчик и шарф для игры «Карах-симирики».
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, со-циально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Мотивационно-побудительный этап.
- Приветствие педагога.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с особенностями якутской национальной кухни. Узнаем много нового и проверим ваши знания. Также вас ждут интересные игры и зада-ния.
2. Организационно-поисковый этап.
Работа с проектором, компьютером, слайдами на экране:
- Ребята, чтобы приготовить вкусную и полезную пищу, что необходимо любой хозяйке? ( Ответы детей: продукты, посуда.) Правильно. Из чего готовит еду якутский народ, мы уже немного знаем. А теперь познакомимся с предметами якутского быта, относящимися к посуде. Традиционная якутская кухонная посуда в старину изготавливалась из природ-ных материалов – дерева, бересты, кожи. Много было у якутов в кухонной утвари посуды из бересты, так как в берестяной посуде молочные продукты сохраняются дольше. Якуты почитали березу как священное, чистое дерево.
Туйас – туясок, небольшой берестяной сосуд с деревянным дном и деревянной съемной крышкой, сшитый шнурами из конского волоса. Использовался для сбора ягод, грибов. Также в туясках раньше охотники и путники хранили продукты.
Юабас - берестяное ведро служило для сбора молока при доении коров и кобыли. Ма-таарчах - берестяной сосуд для молочных продуктов или в виде шкатулки, в которой ру-кодельницы хранили все необходимое для декоративно-прикладного творчества.
Кытыйа – многофункциональная чашка. В кытыйа приготавливают любимое лакомство
якутов – куерчэх (взбитые сливки с вареньем). В старину чаши изготавливали из дерева, а сейчас на смену деревянной посуде приходит стеклянная и пластмассовая посуда.
Ытык – мутовка, предмет кухонной утвари, деревянная палочка с крестовинкой, кружком на конце для взбивания сливок.
Хамыйах (камыяк) – круглая деревянная ложка. Вспомните, в какой якутской народной сказке мы познакомились с этой деревянной ложкой? ( Ответы детей: Карах-симирики.)
Игра «Карах-симирики».
Дети образуют круг, держась за руки. Выбирается медведь – мальчик и мышка - девочка. Мальчик с завязанными глазами ловит мышку по звуку колокольчика внутри круга. Игра повторяется несколько раз.
- Молодцы ребята, не забыли сказку и ее мудрых героев. А теперь продолжим разговор на очень вкусную тему и узнаем, что еще характерно для якутской национальной кухни.
- В торжественных случаях готовится традиционное якутское блюдо Саламат – это муч-ная каша, приготовленная на масле или на сметане. Она придает силу, бодрость и вынос-ливость, восстанавливает силы и дает энергию.
- Мучные изделия у якутов не были так распространены, как молочные или мясные. Наиболее любимыми блюдами являются оладьи и лепешки. Их всегда готовят перед праздниками, ысыахом, чтобы сдабривать огонь и кормить духов.
- Посмотрите на картинку и назовите особенности якутской национальной кухни (Отве-ты детей.) А теперь давайте сделаем вывод: свежее мясо, рыба, молоко – вот основа якутской кухни.
Дидактическая игра «Что здесь лишнее». Предложить детям внимательно посмотреть на картинку, где изображена якутская национальная посуда и среди нее, к примеру, рус-ская деревянная ложка с узорами. Затем подумать и ответить, что здесь лишнее. Ответ объяснить.
Продуктивная деятельность в центре художественного творчества.
Педагог предлагает детям дружно накрыть праздничный стол якутскими национальными блюдами. Дети лепят из пластилина по желанию якутские лепешки, колбасу, рыбу, чоро-ны, чашу кытыйа со сливками, камыяк и др. Педагог помогает готовые изделия разме-стить на скатерти (цветном картоне).
3. Рефлексивно-корригирующий этап.
- Что больше всего сегодня понравилось? (Ответы детей.)
- Что бы вы хотели узнать о якутском народе в следующий раз? (Пожелания детей.)
Педагог благодарит и хвалит детей за старание. Организует уборку рабочих мест.