Елена Байдина
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Возрастные особенности детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1. Способствовать развитию педагогической компетенции родителей.
2. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 6-7 лет.
Ход:
1. Проблемы детей 6-7 лет при подготовке к школьному обучению
• Недостаточная развитость мелкой мускулатуры рук (слабая сформированность графических умений) и мелких мышц спины (ведёт к нарушению осанки).
Темочки:
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Подготовительная группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
• Тяга к шалостям и веселью, недостаточная усидчивость и способность к длительной работе.
• Проявление негативизма, упрямство, нарушение форм общения со взрослыми и сверстниками.
• Недостаточный уровень развития психических процессов.
• Неумение управлять своей деятельностью без помощи взрослого.
• Повышенная возбудимость.
• Рассеянное внимание.
2. Особенности психофизиологического развития детей 6-7 лет
Происходит перестройка всех физиологических систем, которая характеризуется:
- повышенной чувствительностью к неблагоприятным условиям окружающей среды, особенно к чрезмерному умственному и физическому напряжению,
- несоответствием фактического возраста ребёнка биологическому (в 6 лет почти половина мальчиков и 1/3 девочек не достигают необходимого для школьного обучения уровня развития,
- активным развитием опорно-двигательного аппарата и мышечной ткани, причём крупные мышцы развиваются быстрее, чем мелкие (легче даются крупные движения);
-протеканием (в периоде с 5 до 7 лет) ростового скачка – критического периода. Только по его завершению у ребёнка появляется усидчивость, способность к длительной работе в ровном темпе, способность к тонкой координации движений, чувство времени.
-индивидуальным темпом развития (ребёнок способен лишь на то, для чего созрел).
Поэтому, желание забегать вперёд и пытаться сформировать у ребёнка то, что ещё функционально не готово не приносит ожидаемых результатов!
Нормой психического состояния является бодрое состояние с тягой к веселью и шалостям.
3. Социальная ситуация развития
• Ведущими социальными потребностями в этом возрасте являются :
-потребность в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и доброжелательности;
-потребность в активном познании и информационном обмене;
-потребность в самостоятельности и разнообразной деятельности по интересам;
-потребность в активном общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками;
-потребность в самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны взрослых и сверстников.
• Расширяется круг общения детей, что является важным условием активного процесса социализации.
• Появляется разнообразное и содержательное общение со взрослыми сверстниками (подражание, копирование интонации, манеры общения).
• Дети ориентируется в нормах поведения (хорошо – плохо, осознавая последствия многих действий, но нередко действует импульсивно, по первому побуждению.
4. Развитие личностной сферы: кризис 6-7 лет
• Размытость границ кризиса.
• Негативный характер периода:
-угасание интереса к любимым игрушкам и занятиям,
-нарушение сложившихся форм отношений с окружающими.
• Скачкообразное изменение психики ребё нка:
-негативизм (направлен против взрослого);
- упрямство (настаивает на чём-либо только потому, что он это попросил);
-строптивость (направлена против установленных для ребёнка правил;
-своеволие (желание делать всё самому).
• Воля формируется постепенно: могут в определённой мере управлять своим поведением, но быстро устают от однообразной деятельности.
5. Как справится с кризисом 7 лет?
• Понимать, что кризисы неизбежны.
• Их появление говорит о том, что ребёнок стал старше.
• Главное в кризисе не его отрицательный характер, а изменения, которые происходят в самосознании, формирование внутренней позиции ребёнка.
• Появление кризиса говорит о социальной готовности ребёнка к обучению в школе.
• Создавать в семье атмосферу любви, доверия, уважения, прививая ребёнку культуру общения с окружающими и правила поведения в обществе.
6. При повышенной возбудимости, утомляемости, раздражительности:
-Проконсультируетесь с врачом;
-Соблюдайте режим дня;
-Контролируйте время просмотра ребёнком телевизора и время игры за компьютером.
7. Для избежания повышенной тревожности:
-Проявляйте заботу, любовь и тепло по отношению к ребёнку;
-Предоставляйте ему возможность выговорится и вместе обсудите возникающие сложные ситуации;
-Беседуйте перед сном – это успокаивает и помогает уснуть;
-Пересмотрите свои требования к ребёнку – возможно они слишком завышены или наоборот?
-Не позволяйте себе срываться на ребёнке!
8. Осознанное отношение к себе и окружающему.
• Осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции: внутренней позиции школьника.
• Активное формирование самооценки.
• Поведение становится более осознанным, дети проявляют живой интерес к к правилам и нормам общения и взаимодействия.
9. Возрастает познавательная активность детей.
Появляется интерес, выходящего за рамки личного опыта.
Но, возникают трудности общения со сверстниками (нормой психического состояния является бодрое с тягой к веселью и шалостям. Дети любят шутить, передразнивать, придумывать прозвища, что является поводом для конфликтов).
10. На что обратить внимание:
-Формировать положительное отношение к школе, учителю, учению;
-Формировать культуру общения;
-Учить доводить начатое дело до завершения, оценивая свой результат;
-Соблюдать правила, выполнять требования взрослых.
11. Отношение к сверстникам:
-Зависят от того, насколько сейчас у ребёнка развито умение взаимодействовать с другими ребятами, уступать другому, уметь действовать сообща.
На что обратить внимание:
-Создавать условия для полноценного общения со сверстниками, формируя культуру общения;
-Учить способам как избежать конфликтную ситуацию.
12. Отношение к родным и близким:
-Формируется из уважительного отношения семьи к новой роли ребёнка – школьника;
-Создания в семье атмосферы любви и доверия;
-Заинтересованности в занятиях и делах ребёнка!
13. Отношение к себе: формируется из индивидуального опыта ребёнка и его умственного развития. Поэтому необходимо:
-развивать познавательную активность;
-предоставлять возможность проявлять самостоятельность;
-всегда положительно оценивать личность ребёнка;
-вместе находить причины трудностей, формируя адекватную самооценку (правильное отношение к своим способностям, деятельности, умениям планировать сои дела, доводить дело до завершения, формировать отношение к результатам своего труда).
14. Психическое развитие ребёнка
1. Развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, речи, восприятия.
-Внимание становится произвольным - сосредоточение до 30 минут.
-Восприятие – не всегда могут одновременно учитывать несколько признаков предмета.
-Образное мышление – затруднено воспроизведение метрических отношений.
-Навыки обобщения и рассуждения – ограничиваются наглядными признаками ситуации.
-Воображение - в сравнении со старшей группой его уровень снижается.
-речь – развитие связной речи, активное употребление обобщающих существительных, синонимов, антонимов, прилагательных.
Одним из наиболее важных психических процессов является внимание, т. к. ни один процесс не может обойтись без его участия.
Невнимательность – причина неуспеваемости детей начальных классов.
Внимание – сосредоточение на каком – либо объекте (эта способность свойственна всем людям).
Внимательность – качество личности (можно обратить внимание на предмет, но часто ребёнок не может долго на нём сосредоточиться).
Развивать внимание помогут различные упражнения и игры.
2. Появление предпосылок становления психологической структуры учебной деятельности:
- осознание способов достижения учебной задачи, возможность контролировать свои действия и оценивать свой результат;
- однако характер управления деятельностью внешний и осуществляется взрослыми; знания ограничены;
связи между информационной основой и исполнительской частью предметного действия несформированы.
3. Доминирующее положение с структуре мотивов приобретают познавательные и широкие социальные потребности (потребность в социальном признании, стремление к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, стремление к социальной роли школьника).
Собственно учебный мотив формируется в процессе школьного обучения.
16. Становление регулятивной функции психики
-Формируется произвольность поведения, его осознанность (умение слушать и слушаться, способность трудиться, выполнять режим, управлять поведением, регулировать действия и эмоции).
-Но, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения («надо» - активизирует волю, «нельзя» - тормозит её, «можно» - формирует в сознании правила поведения).
17. Психологическая готовность девочек к школе
-Мышление конкретное.
-Предпочитают шаблонные задания, которые тщательно выполняют.
-Лучше, чем у мальчиков, развит речевой компонент интеллекта.
-Больший объём и устойчивость долговременной зрительно-пространственной памяти.
-Хорошо сформирована произвольность общения поведения.
-Воспринимают учебную деятельность как само собой разумеющееся и осознанно противопоставляют её игровой деятельности.
-Менее тревожны и агрессивны, чем мальчики.
Девочки лучше готовы к школе, чем мальчики!
18. Психологическая готовность мальчиков к школе
-Мышление абстрактное.
-Нацелены на поисковую деятельность, выдвижение новых идей, нестандартное решение задач.
-Внимание более рассеянное, менее устойчивое, чем у девочек.
-Не разделяют учебную и игровую деятельности.
-Эмоции кратковременны, но ярки.
-Более агрессивны, чем девочки.
-Излишне тревожны.
19. Что важно формировать у ребёнка?
• Самостоятельность (на её формирование оказывают влияние ваши отношения с ребёнком).
• Умение планировать свои действия (эти навыки помогут развить занятия конструированием, лепкой, аппликацией, игры с конструктором).
• Самоконтроль и самооценку (учить проверять свою работу, сравнивать её с образцом, исправлять ошибки).
• Умение правильно организовывать своё рабочее место.
• Умение доводить начатое дело до конца.
Надеемся, что наши совместные усилия помогут в успешной подготовке Вашего ребёнка к школе.