Валентина Молчанова
Конспект НОД в подготовительной группе «Играем в учёных»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Играем в учёных»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: систематизировать знания детей о воде.
Задачи:
образовательные:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Играем в учёных“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах; о роли воды в жизни человека и живых организмов,
познакомить с круговоротом воды в природе;
дать представление об основных источниках загрязнения воды и элементарное представление о процессе фильтрации;
развивающие:
развивать активный словарь детей, связную речь, внимание, память, мышление, воображение.
воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу;
развивать экологическую культуру.
Планируемый результат: развитие у детей познавательных интересов, интеллекта, экологического сознания; расширение кругозора детей; умение детей вести беседу по теме, отвечать на вопросы.
Методы и приемы: объяснение, вопросы, беседа, художественное слово, игра, загадки, эксперименты, рассматривание, моделирование.
Предварительная работа: отгадывание загадок, чтение стихотворений о воде, инее, дожде, снеге; чтение: О. Троепольской, «Град» Е. Серовой, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н. Некрасова, «Облака» Я. Акима, наблюдения на прогулках за состояниями воды, опытническая работа «Вода и её свойства».
Наглядные средства: глобус, плакат-схема с изображением круговорота воды в природе, яблоко, карточки-конверты исследователей, карточки с изображением свойств воды, плакат с изображением корабля.
Словарная работа: круговорот, глобус, лаборатория, жажда, фильтр, загрязнение.
Оборудование: магнитофон и аудиозапись «Звуки моря, стакан с водой, салфетки, оборудование для проведения опытов.
Ход деятельности.
- Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними.
- Ребята, а вы знаете кто такие учёные – исследователи? (Это люди, которые отправляются в путешествия и с помощью различных опытов и открытий узнают что-то новое и интересное о каких-то предметах или явлениях). Сегодня я предлагаю вам стать учёными – исследователями и отправиться в путешествие. На чем вы желаете отправиться путешествовать? (на самолёте, на поезде, на машине) А на корабле вы когда-нибудь плавали? Тогда я вас приглашаю на корабль.
Дети усаживаются на стульчики, прикрепляю всем визитки «учёный – исследователь». (плакат «Корабль»). Звучит музыка. Закрываем глаза и представим, что мы плывем по морю. Чайки летают над нами, солнце жаркое светит…
- Ребята! Вы любите загадки? Тогда попробуйте отгадать. Если отгадаете загадку, то узнаете, что мы будем исследовать:
Если руки наши в ваксе.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды)
(показать стакан с водой)
Как вы думаете, что находиться в стакане? А как вы определили, что это вода? Давайте вспомним свойства воды, которые вы уже знаете. (Вода – жидкость, без цвета, без вкуса, без запаха, без формы). (Показать на плакате)
А вы хотите побольше узнать о воде?
- Посмотрите, что за предмет у меня в руках? (показывает глобус)
- А какого цвета на глобусе больше всего? (голубого)
Голубым цветом отмечены все моря, реки и океаны, которые состоят из воды.
На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как вы думаете, это много или мало?
А сейчас нам пора приступать к выполнению задания, а оно находится в этом конверте. И как настоящие исследователи мы будем собирать все сведения о воде и в конце занятия их сложим в папку исследователя.
Первое задание
• Карточка-конверт «Наблюдаем и думаем!»
У меня в руке яблоко. Представьте, что это наша планета. Четвертая ее часть - суша, а вот эта большая часть - вода. Так много или мало воды на планете?
Представьте, что это вся вода, которая есть на Земле. А вот эта часть пресная, чистая вода. Это вода, которую можно употреблять человеку (показывает тонкую дольку яблока). - Так много или мало пресной воды на земле? Для питья человеку пригодна только вода – из родника, колодца, водопровода. - Человек без воды не сможет прожить даже двух суток - погибнет от жажды. Ведь в нашем организме тоже есть вода. - А кто ещё не может обходиться без воды? ( Ответы детей: животные, насекомые, птицы, растения.)
Поэтому воду необходимо беречь, зря не расходовать.
– А можно ли употреблять морскую воду человеку, почему? (Вода в морях и океанах соленая).
Вода одно из удивительных веществ на нашей планете.
Вода нужна всему живому. Она добрый друг и помощник человека.
(показать на плакате, для чего нужна человеку вода).
- На борту нашего корабля есть кабинет для исследований (приглашение детей). Чтобы туда пройти, нам нужно надеть специальную форму.
Второе задание
• Карточка-конверт «Узнаем из опытов»
- Ребята, я слышала, что вода как и мы любит путешествовать.
- Всегда ли вода в природе бывает одинаковой? (в жидком состоянии, в твёрдом и газообразном)
1 Опыт «Различные состояния воды».
Посмотрите, что это у меня? (Раздаю всем кусочки льда.) Да, это лёд. Подержите его в ладошке. Что с ним происходит? (Он начинает таять.) Почему? (Потому, что ладошки тёплые.) Что получится изо льда, когда он растает? (Вода) Значит лёд это что? (Замёрзшая вода.)
Вот мы с вами и установили, что вода – «волшебница», она может превращаться в лёд. Приглашаю всех подойти к моему столу и стать вокруг. Мы с вами проведём один опыт. (Зажигаю свечу, набираю в ложку немного воды и нагреваю над пламенем. Постепенно вода испаряется.) Куда исчезла вода? (Испарилась.)
Это при кипении вода превращается в пар.
А я вам открою ещё один секрет – пар может снова превратиться в воду, если остынет. Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. Вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе.
(Рассматриваем схему круговорота воды в природе).
Вот какое открытие мы с вами сделали – вода «волшебница», умеет превращаться.
Прикрепляем вывод: При замерзании вода превращается в лёд, а при нагревании – в пар.
Физкультминутка: «К речке быстрой»
К речке быстрой мы спустились (шагаем на месте)
Наклонились и умылись (наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились (встряхиваем руками)
Делать так руками нужно: вместе – раз, это брасс (круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль (круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин (прыжки на месте)
Вышли на берег крутой (шагаем на месте)
И отправились домой.
2 Опыт «Вода – растворитель».
А сейчас мы проведём ещё один опыт. У вас на столе стоит стаканчик с жидкостью. Как вы думаете, что в нём? (Вода) Как вы догадались? (Там прозрачная жидкость.) Я разрешаю вам попробовать её. (Там солёная вода.) Как получилась солёная вода? (В воду насыпали соль.) А я её что-то не вижу. Где она? (Она растворилась.) У вас на столе находиться сахар. Положите его в воду и размешайте. Куда исчезает сахар? (Он растворяется.) Мы с вами сделали ещё одно открытие – вода умеет растворять. Что ещё может растворить вода? (Соль, соду, стиральный порошок.) А песок? (Нет.) Давайте проверим. Насыпьте в стакан с водой немного песка и размешайте. Что вы видите? (Вода стала мутной, а песок осел на дно.)
Прикрепляем вывод: Вода умеет растворять некоторые вещества.
Третье задание
• Карточка-конверт «Исследуем!».
Самая чистая – это кипяченая вода. В водопровод вода попадает из реки: ее качают сильные насосы, очищают от грязи, часть воды подогревают, поэтому в кранах течет чистая холодная и горячая вода. Получать чистую воду из реки очень трудно, поэтому ее нужно экономить и беречь. Как мы с вами можем ее беречь? (размышления детей)
Опыт «Фильтрование воды».
Из какой сказки эти строчки?
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.)
Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей) Почему нельзя было пить эту воду? (Правильно потому, что она грязная). Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно выпить хотя бы глоточек воды.
Сейчас мы самостоятельно попробуем очистить воду и сделать её чистой. Существуют разные способы очистки воды. С одним из них мы сейчас познакомимся. Итак, начинаем опыт. Для этого возьмем: воронку, салфетку, активированный уголь и емкости для воды. И попробуем сделать воду чистой. Переливаем грязную воду через фильтр в чистую ёмкость. Что мы видим?
Вывод: Воду можно очистить с помощью фильтрации.
Дидактическая игра «Какая бывает вода?»
(по ассоциациям)
Пушистая - снег,
скользкая - лёд,
смешная - снеговик,
горячая - чай,
высокая - сугробы,
круглая– снежок,
вкусная– морс, газировка, компот и т. д.
Итог: - Ребята, присядьте на свои места на корабле. Итак, дорогие исследователи, что мы сегодня узнали о воде? И все новые свойства воды сложим в папку исследователя. Вода может растворят некоторые вещества. А ещё вода волшебница. Она может превращаться в лёд и пар. Воду можно очистить простым способом.
Наши исследования на сегодня закончены. Все новые свойства воды мы соберем в папку- исследователя. В следующий раз мы продолжим исследования и узнаем ещё много нового и интересного о воде.
Ребенок читает стихотворение.
Что мы знаем о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наестся, не напиться!
Смею я вам доложить
Без воды нам не прожить!
Я желаю, чтобы вы выросли сильными, крепкими, здоровыми, чтобы у вас хватило сил и мудрости исследовать и оберегать Землю.
Наш корабль приближается к берегу. С благополучным возвращением на родную землю!
Список используемой литературы:
1. Ковинько "Секреты природы – это так интересно", 2007 г.
2. Журнал "Обруч", № 7, 2007 г.
3. С. Н. Николаева "Воспитание экологической культуры".