Татьяна Камынина
Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе «Царство камней»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе
Интеграция образовательных областей:
Познание
Художественно-эстетическая
Речевая
Социально-коммуникативная
Здоровье
Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.
Задачи:
Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
Публикация «Конспект НОД о свойствах камней в подготовительной группе „Царство камней“» размещена в разделах
- Камни. Знакомство с камнями
- Камни. Свойства камней, опыты и эксперименты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная презентация; Посылочный ящик; коллекция камней; лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка).
Организационный момент
Дети сидят полукругом перед столом и экраном.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелким – в ладошке лежать.
Тяжелый, большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал?
Дети: камень.
Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях. Основная часть
Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?
Дети: на улице, в горах, в море, на даче…
Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
2 слайд –
Здравствуйте, ребята! Я гном Изумрудик. Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию: «В мир камня». Будьте очень внимательны и вы узнаете много нового и интересного!
3 слайд – Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни.
Ребята, а вы знаете что же такое минерал?
Если внимательно рассмотреть найденный у моря или в горах камешек, то можно заметить, что часто он бывает разноцветным — или в полоску из-за пронизывающих жилок, или пятнистый, или с разводами неправильной формы. Это происходит потому, что найденный камешек состоит из разных минералов, на которых оставили свои следы естественные природные процессы.
Что такое горная порода?
В природе минералы встречаются и в чистом виде, но гораздо чаще они образуют соединения с другими минералами. Такие природные соединения минералов называют горными породами.
Некоторые камни всегда казались людям настолько прекрасными, что казалось нереальным, чтоб такие великолепные произведения искусства были созданы природой. Поэтому существует в мире множество сказок и легенд, где камни – это капельки слез прекрасной богини, следы Бога на земле, упавшие звезды, застывшая в чашечке цветка роса… Однако правда состоит в том, что как бы ни были красивы драгоценные камни, появились они в нашей жизни вполне земным путем.
4 слайд – При извержении из недр Земли раскаленная масса – лава поднимается по природным трещинам, постепенно остывает и затвердевает, образуются магматические породы.
5 слайд – Это — гранит, базальт, перидотит и другие.
6 слайд – Из обломков древних пород, разрушаемых ветром и резкими перепадами температур, возникают осадочные породы. Такие обломки и песчинки часто вместе с остатками растений и животных накапливаются на дне океанов и морей.
7 слайд – Образуются известняк, кварц, уголь, нефть. Мелкие обломки кварца превращаются в песок.
8 слайд – Если осадочные или магматические породы попадают на большую глубину, то под действием высоких температур и давления они сильно изменяются и превращаются в новые горные породы — метаморфические.
Таким способом из мягкого и рыхлого известняка образуется твердый мрамор, железная руда, сланцы.
9 слайд – Если посмотреть по сторонам, то всюду можно увидеть горные породы, или, как их называют, камни. Уже первобытные люди использовали их.
10 слайд – Ребята, а вы знаете как человек использует камни?
11 слайд – Распространение камней и минералов по земному шару велико – в каждой стране можно отыскать значимые и интересные месторождения того или иного минерала.
В нашей стране Уральские горы славятся своими «самоцветами» — драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями (изумруд, аметист, аквамарин, яшма, родонит, малахит и др.).
12 слайд – самоцветы обладают:
– высокой твердостью;
– прозрачностью;
– красивым цветом или рисунком ;
– блеском;
– способностью принимать огранку;
– хорошо шлифуются и полируются.
А сейчас мы узнаем о некоторых из камней самоцветов.
13 слайд – Янтарь – застывший кусочек солнца. Янтарь действительно образовался из смоляных слёз хвойных деревьев, произраставших на нашей планете сорок миллионов лет назад и видевших еще динозавров. Шли столетия, деревья росли и умирали, покрывались слоями трухи и листьев, а потом и ила, когда море начало наступление на былую сушу. Кусочки смолы постепенно отвердевали под воздействием холодных вод морских глубин, вода шлифовала камень, придавая ему естественные мягкие изгибы, а потом выносила его на берег.
14 слайд – Аквамарин – рождённый из пены морской. Цвет этого минерала напоминает о южных морях, где вода прозрачна и светла.
Сегодня аквамарин – один из самых популярных поделочных камней, использующийся в основном в виде вставок в ювелирные украшения – серьги, подвески, ожерелья, кольца, браслеты, запонки и т. п., а также для создания эксклюзивной скульптуры.
Аквамарин – истинный камень любви.
Некоторые свойства аквамарина просто не поддаются логическому объяснению – этот камень меняет цвет при изменении погоды или в зависимости от настроения хозяина, подобно морским водам.
15 слайд – Горный хрусталь – «ледяная симфония». Это один из самых известных и распространенных на Земле самоцветов. В Средневековье из хрусталя изготавливали посуду и сосуды для духов, а также ювелирные украшения. Само слово «хрустальный» издавна приравнивается к значению слов чистота: «хрустальная слезинка», «хрустальный звук», «кристально чисто».
Сегодня хрусталь не менее популярен, чем раньше – из него делают и украшения, и парадную посуду, и скульптуру
16 слайд – Как ни странно, малахит появился вовсе не в России – в древние времена он считался не декоративным материалом, а ремесленным инструментом: из растертого в порошок малахита прежде всего изготавливали яркую зеленую и голубую краску. Ей древние египтяне окрашивали стекло, расписывали ритуальные предметы и стены зданий. В настоящее время на Урале наряду с другими самоцветами источники богатейших залежей «медной зелени». Из малахита начали изготавливать целую гамму великолепных крупномасштабных изделий – торшеров и ваз, чаш и ламп, каминов и колонн, столешниц и мозаик.
17 слайд – Много в мире разных камней и минералов, о них мы с вами узнаем в следующий раз. А сегодня наша экскурсия подходит к завершению. Ребята, желаю вам дальнейших успехов в познании окружающего мира!
ПОВТОРЯЕМ
Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему? обследуем
(Предположения детей)
Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края. В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. Для чего ещё служит камень человеку?
Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро. Даже памятники великим людям делают из камня. Как вы думаете, почему?
Дети: камень очень прочный.
Воспитатель: геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни.
Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Я приглашаю вас я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования). Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней.
- Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры). Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.
- Блестит камень или нет?
-Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый? Ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.
- А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?
- Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.
- Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.
Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.
Дети убирают рабочие места.