Стелла Яшкина
Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи – комплексная программа, формирование фонетических средств языка – коррекционная программа)
Тема: Ознакомление со звуками Х, Хь
«Научим Хому правильно говорить»
Цели:
Уточнить произношение и артикуляцию звуков [х, хь]. Тренировать в четком произношении звуков изолированно, в слогах и словах.
Тренировать в умении осознанно употреблять термины (гласный, согласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий звук).
Публикация «Конспект НОД в области коммуникация (звуковая культура речи) в подготовительной логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Продолжать учить проводить звуковой анализ и синтез обратных слогов (ах).
Тренировать в дифференцировании правильного и неправильного произношения знакомых слов.
Учить дифференцировать звуки [х, хь] на слух и в произношении в словах, развивать фонематическое восприятие, слуховую память.
Развивать умение договаривать предложения, употребляя существительные в косвенных падежах в единственном и множественном числе.
Продолжать развивать усидчивость, внимание к речи логопеда. Воспитывать умение внимательно слушать товарищей, желание помочь друг другу.
Планируемые результаты:
развитие интегративных качеств: умеет слушать собеседника, отвечать на вопросы, используя в речи простые распространенные предложения
Оборудование:
индивидуальные зеркала, пеналы на каждого ребенка с фишками синего, зеленого и красного цвета для обозначения звуков в схеме, демонстрационный схемный материал (фишки-магниты, квадраты 10х10см, предметные картинки: хата, мох, духи, петух, петухи, муха, мухи., магнитная доска, опорная картинка (символ звука Х – ребенок согревает руки дыханием, игрушка поросенка, конверт с картинками, на которых изображены 1 и 2 петуха.
Содержание организованной деятельности детей:
I.Организационный момент.
Дети стоят на ковре:
- Ребята, разгадайте загадку и узнаете, кто к нам в гости пришел: «Хвостик у него крючком, а нос пятачком» - это Хома, поросенок. Он хочет вам что- то рассказать, присаживайтесь на ковер.
«Здравствуйте, дети. Меня зовут Ф-Ф-Фома».
- Ребята, правильно поросенок назвал свое имя (дети исправляют поросенка).
А я знаю, что у слона есть ф-ф-обот. Еще я люблю ф-ф-леб. Я был в деревне у бабушки и слышал, как утром громко кричит и всех будит Пету-ф-ф. я видел, как на окне ползала му-ф-ф-а.
- Ребята, а вы догадались, какой звук Хома не умеет произносить? Научим его. Хотите ему помочь? Тогда проходите на свои места.
II.Основная часть.
1.Сообщение темы:
Сегодня мы познакомимся со звуком [Х] и его братиком [Хь], будем учиться правильно говорить эти звуки, не путать их и научим этому Хому.
2.Повторение:
Расскажите, какие гласные звуки мы знаем: У, А, И, О, Э. Почему они гласные? (правило: гласные звуки можно петь и свободно говорить) Каким цветом обозначаем в схеме гласные звуки? (красным цветом) Расскажите Хоме о звуке М (звук М – согласный, твердый, звонкий). Почему он согласный? (его нельзя петь и свободно говорить) Почему он твердый? (губы сильно сжимаются) Почему он звонкий? (горлышко работает – дрожит, звенит) – если дети не затрудняются в характеристике звука, то эти вопросы не задаются.
3.Описание логопедом артикуляции звука [Х].
- Язычок поднимается к нёбу у самого горлышка, на твердый звук Х язык прижимается сильнее, на мягкий – слабее, звуки произносятся без голоса. Закрепление знания о положении языка на кинестетическом уровне (показ положения языка движениями кистей рук: левая кисть показывает нёбо, правая – положение языка, дети показывают вместе с логопедом)
4.Артикуляционная гимнастика:
покашлять в правый и левый кулак 3 раза
5.Характеристика звуков [Х, Хь] с помощью логопеда (опорная картинка)
(Х - согласный, твердый, глухой, в схеме обозначаем синим цветом, Хь - согласный, мягкий, глухой в схеме обозначаем зеленым цветом). Дети повторяют за логопедом индивидуально и хором.
Игра «Два квадрата»: логопед показывает синий квадрат – дети произносят [Х], зеленый квадрат – [Хь]. (дети отвечают хором или индивидуально по цепочке) – другой вариант игры: педагог называет звук, а дети показывают соответствующий квадрат.
6.Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики.
«Прогулка в лес» (дети двигаются по круг)
Идем по опушке леса, перешагиваем кустики и поваленные деревья. (ходьба с высоким подниманием коленей) Выше поднимаем ноги. Нам тяжело, вдох глубокий носом, выдох ртом – «Ох!». Остановились отдохнуть. Вдох глубокий носом, наклон и выдох ртом –«Ух!». Понюхайте, какой свежий воздух в лесу: вдох глубокий носом, выдох ртом продолжительный – «Ах!»
7.Звуковой анализ слога АХ
•игра «Живые звуки»
(какой первый звук? – [А], какой это звук? – гласный, каким цветом обозначаем в схеме? – красным; один ребенок выходит и выбирает квадрат нужного цвета и отходит в сторону, какой второй звук? – [Х], какой это звук? – согласный, твердый, каким цветом обозначаем в схеме? – синим; так же выходит второй ребенок, потом все вместе мы зовем звуки: АХ! дети-звуки выходят и занимают свои места попорядку)
•самостоятельное составление схемы индивидуально на столах детьми,
•чтение схемы (логопед показывает на первую красную фишку на доске, дети делают то же в своей схеме и называет звук [А], показывает на синюю фишку - [Х], проводят пальцем под схемой слева направо и «читают»: АХ)
8.Дифференциация звуков Х, Хь на слух и в произношении в словах:
Игра «Подарки»:
- У нас есть картинки, если мы правильно угадаем, какой в слове спрятался звук – твердый или мягкий, то подарим эти картинки Хоме. Дети определяют звук на слух (хата – [Х], духи – [ХЬ]) – индивидуальные ответы, и произносят слово хором, картинка вывешивается на доске около поросенка.
9.Игра «Закончи предложение»
Хома тоже вам принес картинки с изображением своей любимой птицы. Кто изображен на них? (петух, петухи) Хома хочет с вами поиграть. А вы хотите?
- Я буду произносить предложение, а вы должны закончить его словами «Петух» или «петухи». Будьте внимательны, Хома следит за тем, правильно ли вы говорите:
У хозяина был (петух)
У хозяина были (петухи)
Хозяин кормит своего …
Хозяин кормит своих …
Он ухаживает за одним …
Хозяин ухаживает за своими
Хозяин рассказывает о своем.
Хозяин вспоминает о своих.
III.Рефлексия
Расскажите, дети, с какими же звуками мы сегодня познакомились. - [Х], [Хь]
Хоме понравились ваши ответы.
- Ой, спасибо, ребята. Вы научили меня правильно произносить звуки [Х], [Хь]. Теперь я знаю, что меня зовут Хома.