Анастасия Темноева
«В художественной галерее». Конспект НОД для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД : "В художественной галерее".
Для старшего дошкольного возраста.
Цель: Помочь детям почувствовать красоту осенней природы, через разные виды искусств.
Задачи:
-развивать музыкальное и эстетическое восприятие детей;
-учить подбирать эпитеты и самостоятельно описывать картины с осенним пейзажем, сравнивать их между собой;
-способствовать проявлению творческих способностей в танцевальной импровизации с атрибутами
-развивать фантазию, воображение, эмоциональную отзывчивость;
Публикация «„В художественной галерее“, Конспект НОД для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
-воспитывать бережное отношение и любовь к природе;
-учить выполнять инструментальное (шумовое) сопровождение к литературному произведению.
Направления:
Художественно-эстетическое :
-рассматривание картин с осенним пейзажем, просмотр картин в презентации «Осенний пейзаж»,
-выполнение коллективной аппликации;
-восприятие музыки П. И. Чайковского «Октябрь – Осенняя песнь»;
-создание инструментального сопровождения к стихотворению «Осенняя сказка», О. Арсеневской;
-выполнение танцевальной импровизации под музыку А. Шнитке «Вальс»;
-исполнение песни П. И. Ермолаева «Осень в гости к нам пришла» - по принципу «Эхо» (1 куплет). -
Познавательно-речевое:
-пополнять словарный запас детей словами «художественная галерея», «пейзаж», «выставка картин», «форте», «пиано», «инструментальная музыка»;
-развивать диалоговую форму речи;
расширять представление детей об осени;
-пополнение литературного багажа детей стихотворениями об осени
Социально – личностное:
-воспитывать наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе, умение оценивать свое эмоциональное состояние
Ход НОД.
Музыкальное приветствие.
М/р – Ребята, я хочу пригласить вас в художественную галерею. Кто знает, что такое «художественная галерея»? (Ответы детей.) Правильно, это выставка картин. Кто же рисует картины? (Художник). Ребята, но как же мы попадем в художественную галерею? (Предложения детей). Попасть в галерею нам поможет музыка. Закройте глаза и прислушайтесь…
Звучит «Осенняя песнь», П. И. Чайковский (отрывок).
Открыть картины, расположенные на мольбертах.
М/р – Открывайте глазки и… что вы видите перед собой? (Картины). Рассмотрите их внимательно. Скажите, ребята, чем картины похожи между собой? (Дети – На них нарисована осень).
Вы правильно заметили, что на всех картинах изображена осень. Но осень везде разная. Скажите, ребята, какая бывает осень? (Ранняя, золотая, глубокая, поздняя). Я предлагаю вам по очереди подобрать для осени красивые слова, например: осень – разноцветная, осень – пестрая, осень – нарядная и т. д. (Дети выполняют задание).
Да, ребята, осень бывает разная – солнечная и теплая, с листопадом и дождем, с холодным ветром и первым снегом.
Показ презентации «Осенний пейзаж».
М/р – Обратите внимание на эту картину (слайд «Золотая осень», И. Левитана).
Какой здесь изображена осень? (Ответы детей и почему так решили, описание картины).
К нам осень пришла, золотая пора,
Красивым ковром все вокруг убрала.
Деревья украсила пестрой каймой,
Кругом засияла нарядной листвой.
М/р – Рассмотрим еще одну картину (слайд «Дождливая осень», А. Болотов).
Какой на ней изображена осень? (Дождливая, скучная, мокрая).
Вот и осень пришла, пора печали наступила.
Дождь стучится в окно, просит, чтоб его впустила.
Но, если я его впущу, то в доме станет сразу сыро.
Уж лучше быть ему в лесу, чтоб людям грусть не приносил он.
(Стихи собственного сочинения).
М/р – Посмотрим на следующую картину. («Выпал снег», С. Жуковский). Какой же здесь изобразил художник осень, опишите её? (Ответы детей и почему так решили.).
М/р - Еще листья не успели опасть, а уже хлопья осеннего снега легли на землю.
Зима торопится, спешит вступить в права, в свои владения,
А осень плачет и грустит, роняя капли слёз на землю.
Вот лист осенний на ветру вспорхнет и упадет под ноги,
И первый снег оставит след на засыпающей природе.
(Стихи собственного сочинения).
М/р – Скажите, ребята, как называется картина, на которой изображена природа? (Ответы детей). Такая картина называется – «пейзаж» (повторяем слово несколько раз).
Посмотрим еще несколько картин известных художников :
В. Поленов «Золотая осень».
Е. Волков «Октябрь»
И. Агеев «Осенние березки».
М/р – Ребята, вы помните, что помогло нам попасть в художественную галерею? (Музыка). Эта музыка из цикла «Времена года» великого русского композитора П. И. Чайковского. У каждого времени года есть свои месяцы, назовите их. (Дети называют). Музыкальное произведение, которое мы с вами услышали, посвящено осени. Называется оно «Октябрь – Осенняя песнь». Это инструментальная музыка, предназначена для исполнения на музыкальных инструментах.
Давайте присядем на стульчики и послушаем музыку еще раз. А пока вы, ребята, слушаете ее, подумайте, какую осень описал П. И. Чайковский в своем произведении, какой характер и настроение музыки.
Слушание: «Октябрь – Осенняя песнь», П. И. Чайковский.
Повторить вопрос. (Ответы детей – поздняя осень, глубокая, увядающая. Настроение печальное, унылое, грустное, сонное, минорное).
М/р – Ребята, а что нужно было делать композитору, чтобы описать в своей музыке осень, осеннюю природу? (Предположения детей – записывать ноты, играть на инструменте, наблюдать на улице за погодой и т. д.)
М/р - Композитор наблюдал за природой в разное время года, замечал ее изменения и описывал в своей музыке. Выберите картину, которая наиболее подходит к музыкальному произведению «Октябрь – Осенняя песнь».
(Звучит фрагмент, дети подбирают к нему картину, объясняя свой выбор).
М/р – А сейчас, дети, у меня для вас есть еще одно задание. Я предлагаю вам нарисовать свою осеннюю картину, но только с помощью движений и чтобы ваш танец получился по - настоящему осенним, возьмите листья (из бумаги) или ленточки (желтые, оранжевые, красные, голубые). Слушайте музыку, танцуйте, придумывайте свои оригинальные движения.
Танцевальная импровизация с предметами (музыка А. Шнитке «Вальс»).
По окончании, отметить наиболее интересные движения, повторить их со всеми детьми.
М/р – Художник – рисует картины, композитор - сочиняет музыку, поэт – пишет стихи. Сейчас мы вместе с вами вспомним песенку «Осень золотая в гости к нам пришла» (по принципу «Эхо»). Я буду петь громко, на «форте», а вы отвечайте мне тихо, на «пиано».
Песня: «Осень золотая в гости к нам пришла», П. И. Ермолаев (первый куплет).
М/р – Желтый лист кружится,
Дети - Желтый лист кружится.
М/р - Медленно летит,
Дети - Медленно летит.
М/р - Дождь неугомонный,
Дети - Дождь неугомонный
М/р – Капает, стучит,
Дети – Капает, стучит.
М/р – Осень золотая,
Дети – Осень золотая,
М/р – В гости к нам пришла,
Дети – В гости к нам пришла.
М/р – Кончилась внезапно,
Дети – Кончилась внезапно
М/р – Летняя пора,
Дети – Летняя пора!
М/р - А сейчас я предлагаю вам озвучить с помощью музыкальных инструментов стихотворение «Осенняя сказка», автор О. Н. Арсеневская.
Я буду читать стихотворение, а вы сопровождать его игрой на инструменте. И у нас с вами получится музыкальная картина с осенним пейзажем. Будьте внимательны, каждый инструмент зазвучит только тогда, когда я укажу на него рукой.
«Осенняя сказка», автор О. Н. Арсеневская с шумовым сопровождением на ДМИ.
Тихо бродит по дорожке
Осень в золотой одежке. - Тихо ударят ладошкой по барабану.
Где листочком зашуршит, - Маракасы
Где дождинкой зазвенит. – Колокольчики или бубенчики
Раздается громкий стук:
Это дятел – тук да тук. – Деревянные палочки или кубики
Дятел делает дупло –
Белке будет там тепло. – ксилофон или деревянный колокольчик
Ветерок вдруг налетел, - самодельные маракасы с разными наполнителями
По деревьям пошумел,
Громче завывает, – тремоло бубна или румбы
Тучки собирает.
Дождик – динь, дождик – дон: - ударять по металлофону
Капель звонкий перезвон. – металлофон и колокольчики
Всё звенит, стучит, поет –
Осень яркая идет! – все инструменты вместе
М/р – Ребята, чтобы у вас в памяти осталось больше воспоминаний о красоте осени, осенней природы, я предлагаю вам выполнить аппликацию. Из цветной бумаги по шаблону вы вырежете листья клена, березы, осинки, рябины и приклеите их на общую картину с нарисованными силуэтами деревьев. Наклеивайте листья так, чтобы на картине получились разные деревья – рябина, клен и т. д. А потом мы вместе посмотрим, какой осенний пейзаж у нас с вами получиться.
Под музыку П. И. Чайковского, «Вальс» А. Шнитке, дети выполняют коллективную аппликацию.
Итог НОД:
-рассматривание выполненной аппликации, выбор её названия;
-закрепление понятий «художественная галерея», «пейзаж», «выставка картин», «форте», «пиано», «инструментальная музыка»;
Рефлексия: определить свое эмоциональное состояние с помощью дидактического пособия «Разное настроение».