Елена Тарасова
НОД «В гостях у кота Василия»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры, воспитание бережного отношения и любви к ней.
Задачи:
-формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, движения.
- развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав.
- закреплять умения детей воспроизводить долгие и короткие звуки на музыкальных инструментах, умение выразительно читать потешки.
- воспитывать дружелюбие, отзывчивость, взаимопонимание во взаимоотношениях друг с другом.
Публикация «НОД „В гостях у кота Василия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр, мультимедийная презентация к занятию, аудиозапись русской народной музыки, атрибуты русской избы, детские музыкальные инструменты (бубны, деревянные ложки, обереги (для каждого ребёнка).
Предварительная работа: заучивание потешек с детьми, знакомство с ритмической видео игрой.
Хозяйка и дети одеты в русские народные костюмы. Звучит русская народная мелодия, хозяйка хлопочет в избе, входят 2 ребенка подготовительного к школе возраста.
1 ребенок: Здравствуй, хозяюшка!
2 ребё нок: Пусти на посиделки!
1 ребё нок: Потрудились мы вдоволь, можно и отдохнуть.
Хозяйка: Да и то право, трудились, все не разгибая спинушки, полны запасами амбары, да кладовые. Не зря в народе говорят: «Работай до поту, так и поешь в охоту». Проходите, самое время песни петь, плясать, да лапти топтать!
2 ребё нок:
Да не одни мы к тебе пришли
По шире двери в горницу открывай
Да народ в гости приглашай!
Хозяйка: И то верно.
Здравствуйте, гости дорогие!
Гости званные, да желанные!
Люди старые и молодые,
Женатые и холостые
Милости просим к нам на посиделки.
(входят остальные дети)
Хозяйка: А какие же посиделки без русской задорной песни.
Русская народная песня «На горе-то калина»
Хозяйка: Молодцы, ребята, громко, слажено пели. А работать так дружно умеете. Ведь на посиделках не только поют и пляшут. Здесь, красны девицы, рукоделием занимаются; шьют, прядут, вяжут. А добры молодцы, тоже не бездельничают, лапти чинят, да ложки вырезают. И мы сегодня без дела не останемся. Приготовил для вас задание мой мудрый кот Василий.
Слайд 1
Голос:Мяу, мяу, мур, мур, мур. Вы мне помогите,
И котяток непослушных спать вы уложите.
Хозяйка: Кот Василий просит вас внимательно послушать два знакомых музыкальных произведения, и определить какое из них является колыбельной? Но самое главное, не только узнать колыбельную, а дослушать произведения до конца, не выкрикивая, не мешая другим.
(Дети в аудиозаписи слушают колыбельную песню «Котя, котенька коток» и отрывок русской народной плясовой «Во саду ли в огороде»)
Хозяйка: Молодцы, что вы смогли правильно слушать, кто же из вас первый поднимет руку и ответит, первый или второй отрывок был колыбельной и объясните, почему вы так думаете?
Хозяйка: Правильно, первой звучала русская народная плясовая. Напомните мне, пожалуйста, какая она по характеру?
Дети: весёлая, задорная, заводная.
Хозяйка: А второй была русская народная песня колыбельная и как вы правильно отметили она по звучанию медленная, плавная, спокойная, тихая. А как вы думаете, почему именно такую по характеру придумал русский народ песню?
Дети: Потому что поют её с любовью, когда укладывают детей спать.
Хозяйка: Правильно ребята, колыбельную песню в народе называют волшебной песней, потому что тот, кто ее поет, словно перекладывает драгоценную бусинку из руки в руку. Вот так (музыкальный руководитель поёт «баю - бай», и имитирует руками движения перекладывания бусинки из руки в руку).Ребята, давайте попробуем все вместе (дети выполняют задание)
Хозяйка: Именно эти слова содержат волшебную силу ласки, заботы, любви, заставляющие человека засыпать. И для того, чтобы мы смогли помочь коту Василию уложить котят, я предлагаю заучить слова колыбельной песни. Ребята, помогите мне, проговорите слова колыбельной песни вместе со мной нараспев (дети выполняют задание)
Хозяйка: Мы с вами говорили, что колыбельные песни поют тихо, чтобы под неё легко было уснуть. Споём колыбельную тихо (дети выполняют задание)
Хозяйка: А теперь споют только девочки (девочки поют)
Хозяйка: Я уверена, что у мальчиков спеть колыбельную песню получится не хуже (мальчики поют)
Хозяйка: И последний раз споём все вместе, тихо, напевно, с любовью (дети выполняют задание)
Хозяйка: Молодцы, кот Василий теперь точно знает, какой песней укладывать своих котят, и вам колыбельная пригодится, что бы укладывать свои игрушки. Вы потрудились, выучили песню, а теперь я предлагаю сесть и отдохнуть.
Дети садятся на стульчики.
Хозяйка: Ни одни посиделки не проходят без веселья: шуток, прибауток и потешек. И наши младшие красны девицы и молодцы знают такие потешки, они нам их и расскажут.
Сашенька, говори свою потешку (ребёнок младшего возраста)
Сашенька:
Вова, Вова – карапуз
Съел у бабушки арбуз
Бабушка ругается
Вова отпирается
-Это бабушка, не я!
-Это – кошечка твоя!
Хозяйка: Ах, какой Вова обманщик.
Хозяйка (обращается к ребёнку младшего возраста) : Андрюша, ты пирог съел?
Андрюша: Нет, не я!
Хозяйка: А ещё хочешь?
Андрюша: Хочу!
Хозяйка: Ох, и проказник, ох, и шутник!
Ребё нок младшего возраста:
Проснулась, Ульяна
Не поздно, не рано.
Все с работы идут
И она тут как тут.
Хозяйка: Ай, да Ульяна, на работу не ходила весь день проспала.
(двое детей подготовительного возраста читают по ролям)
- Где ты, брат Иван?
-В горнице.
-А что делаешь?
-Помогаю Петру.
- А Пётр что делает?
-Да на печи лежит.
Хозяйка: Спасибо вам, развеселили. Вот так безобидно, но поучительно можно указать на плохие качества человека и помочь задуматься над ними. А вот послушайте, какую потешку знает Ванечка и Роман (дети младшего возраста).
Ваня: Лень, отвори дверь, сгоришь.
Рома: Хоть сгорю, да не отварю.
Хозяйка: Что в поведении человека высмеивается в этой потешки?
Дети: Лень!
Хозяйка: Правильно, издавна на Руси не любили ленивых. Даже придумывали про них игры, давайте поиграем в знакомую нам игру «Лень»
Русская народная игра «Лень»
Описание игры:Один из играющих, изображающий Лень, садится в центр круга. Дети стоят по кругу.
Дети: Что ты, Лень, лежишь?
Лень: Пить, есть хочу!
Дети: Что же тебе надобно?
Лень: Яства боярские, питья государские!
(Дети идут по кругу, поют)
Кто спину не гнёт,
Тому ложка не в рот.
А где гнулася спина –
Там рожь густа.
С зерна – то – пирог,
С колоска – весь мешок!
(Дети – скороговоркой)
Поскачи – попляши, Лень, тогда дадим пить – есть!
(Дети хлопают, Лень пляшет)
А теперь не зевай, нас скорее догоняй!
(Игра повторяется 2-3 раза, пойманный ребёнок исполняет роль Лени)
Хозяйка: Молодцы, девицы и молодцы,я надеюсь, что среди вас нет лентяев и бездельников. Даже мой кот Василий всегда находит себе дело по душе.
Вот и сейчас он предлагает продолжить наши посиделки игрой на русских народных музыкальных инструментах. И он вас решил проверить, знаете ли вы их название.
Музыкально дидактическая игра «Назови инструмент»
Слайд 2 (на экране музыкальные инструменты) Если вы выбираете правильно русский народный музыкальный инструмент, то кот Василий одобрительно мяукнет.
(игра продолжается)
Хозяйка: Инструменты выбраны, и я предлагаю поиграть в оркестре моим младшим гостям. Берите инструменты, все готовы, начали!
Шумовой аккомпанемент русской народной плясовой «Во саду ли в огороде»
Хозяйка: Умницы, развеселили, народ. А кот Василий просит поиграть и старших гостей. И придумал для них задание посложнее, играть на инструментах по схеме. На предыдущем занятии, мы с вами рассматривали ритмические схемы с изображением деревянных ложек и бубнов разных размеров. Давайте вспомним, какому звуку соответствует короткая ложка (короткому). Большая ложка? (долгому). Молодцы! А теперь ответьте, большой бубен - это долгий или короткий звук? (долгий). А маленький бубен? (короткий).
Хозяйка: Ну что ж,будьте внимательными и постарайтесь не сбивать с ритма своего соседа.
Ритмическая видео игра.
Хозяйка: Ох, и веселые кот Василий к нам гости пришли. И пели они, и шутили, и на инструментах играли. Только не плясали. Приглашаю всех на круговую плясовую. Вспомните, какие мы знаем три правила круговой пляски
Дети: начали, разошлись, пригласили.
Круговая пляска.
Хозяйка: Наступило время заканчивать посиделки. В народе есть такая традиция, без подарков ни кто из гостей не уходит. Поэтому мы с моим мудрым котом Василием приготовили вам необычные подарки - обереги. Мы хотим, что бы эти обереги зимой защищали вас от болезней и что бы вы весной собрались ко мне на посиделки здоровыми и веселыми. До свидания.
Список используемой литературы:
1. Санкт – Петербург издательство «Детство- Пресс», 1999г. КнязеваО. Л., Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
2. Ростов – на – Дону «Феникс», 2008 год.
Л. Н. Капранова «Бабушкины забавушки»
3. Санкт – Петербург издательство «Детство- Пресс», 1999г. Бударина Т. А., Куприна Л. С. «Знакомство детей с русским народным творчеством»
Интернет - ресурсы:
1. фото кота - https://yandex.ru
2. ритмическая видеоигра - https://www.youtube.com/
3. музыкальные инструменты - https://yandex.ru