Надежда Горюнова
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «В гости в лес»
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе
Тема: «В гости в лес»
Цель: расширить знания детей о жизни леса.
Задачи: - образовательные: закреплять представления детей о лесе и его обитателях, закреплять правила поведения в лесу; дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе „В гости в лес“» размещена в разделах
- развивающие : развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать, развивать доказательную речь, умение решать проблемные ситуации; развивать воображение, познавательный интерес к жизни леса, его обитателям; развивать эстетический вкус, умение любоваться красотой леса;
- воспитательные: формировать бережное и заботливое отношение к лесу и его обитателям
Оборудование и материалы: Картинки: «Насекомые», «Дикие животные», «Птицы», «Рыбы», видео «Дятел», аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись «Ручей», аудиозапись «Волшебная музыка», флэшка, корзина с шишками, листьями, семенами растений, косички, письмо Сороки, костюм для Старичка -лесовичка.
Ход НОД
Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие – в лес. Хотите? Дети, сначала мы должны вспомнить с вами: -Что такое лес? (Ответы детей) -Как вы думаете, какую пользу приносит лес? (лес используется как строительный материал, из древесины делают мебель, музыкальные инструменты, игрушки, посуду, бумагу. В лесу собирают грибы, ягоды. Многие травы в лесу являются лекарственными. Можно собирать цветы, рвать цветы необходимо в меру, чтобы не навредить. А самое главное: в лесу можно отдыхать, в лесу очень чистый воздух. Любоваться и восхищаться природой, наблюдать, получать много знаний о растительном и животном мире)
В: Прежде чем отправиться в лес, нужно вспомнить правила поведения в лесу. (Нельзя Разводить костры, а если развели костер, то обязательно потушить, может случиться большая беда пожар, и тогда всё сгорит – и растения и животные. Нельзя громко кричать, включать музыку. Так мы испугаем лесных обитателей. Нельзя разорять птичьи гнёзда, трогать и брать домой яйца и птенцов. Они погибнут в неволе. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рубить без разрешения деревья. Нельзя разрушать муравейники. Нельзя оставлять после себя мусор, нужно складывать в пакет и относить его в контейнер. Нельзя рвать растения, которые занесены в красную книгу. Нельзя срывать кору с деревьев и кустарников. Нельзя вырезать на деревьях надписи и делать рисунки. Нужно правильно собирать грибы. И т. д.)
Ну, вот, теперь вы готовы к путешествию.
(Звучит волшебная музыка) Дети, давайте закроем глазки и скажем волшебные слова: повернемся мы вокруг и окажемся в лесу. Слайд «Лес»
Открываем глаза. Ребята, посмотрите - мы оказались в лесу. Не забываем правила поведения в лесу. Идём тихо, стараемся не нарушать тишину и спокойствие лесных жителей, ведь мы пришли к ним в гости. Дети, смотрите – нас кто-то встречает (появляется Старичок-лесовичок). Давайте поздороваемся. Старичок-лесовичок: Рад вас видеть в своем доме- в лесу. Вы шли очень тихо, но он всё равно вас услышал, потому, что слышит в своём владении каждый шорох, каждый треск и шум. Ему очень понравилось, что вы тихо идёте и не нарушаете спокойствие лесного царства. И он приглашает вас пройти по тропинке дальше в лес. Дети, давайте встанем друг за другом и тихонечко пойдем за Старичком – лесовичком. А тропинка не простая, называется она - «Тропинка вопросов» Слайд «Тропинка в лесу» Ребята, для того чтобы по ней пройти, нужно быть внимательным, много знать о лесе. Вы готовы преодолеть первое испытание? Тогда внимательно слушайте вопрос. Будете поднимать руку и тихонечко отвечать на вопрос. Тропинка вопросов.
1. Какое время года сейчас идёт?
2. Кто слышит ногами? (кузнечик).
3. Как называется лес, в котором растут одни дубы? (дубрава)
4. Как называется лес, в котором растут осины? (осинник).
5. Что ест ёж зимой? (зимой он спит).
6. Какое дерево носит сережки? (берёза)
7. Какие грибы растут под березами? (подберёзовики)
8. Что делает медведь зимой? (спит)
9. Назовите лекарственные растения леса. (зверобой, ландыш)
Молодцы, ребята, вы — настоящие знатоки леса! Смотрите, на нашем пути течёт лесной ручеёк. Как приятно послушать журчание лесного ручейка! Послушайте. (Слайд «Лесной ручей». Музыка «Журчит ручей») Ребята, давайте перепрыгнем через ручей. (Дети друг за другом перепрыгивают через ручей). Слайд «Лесная поляна»
Дети, предлагаю присесть на этой красивой полянке и немного отдохнуть. (Дети садятся на стульчики. Стулья стоят полукругом) А я хочу предложить вам поиграть со мной в интересную игру, которая называется «Угадай и назови». Нужно внимательно посмотреть на экран и назвать животное или растение, которое вы увидите. ( Слайды: ель, подосиновик, белка, медведь, ёжик, белый гриб, заяц, мухомор, лось, лиса, земляника, береза, дуб, волк, ландыши)
Какие вы молодцы, дети! Вы прекрасно справились и с этим испытанием.
Сорока принесла на хвосте нам письмо. Прочитаем его. Здесь загадки, а когда угадаете, то увидите ответ на экране и проверите себя: правильно угадали или нет. Вы готовы отгадывать сорокины загадки?
Дети: Готовы.
(Письмо от сороки, в нём загадки про зверей. Отгадки на слайде).
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
Из иголок колобок.
Кто свернулся здесь в клубок?
Не поймёшь, где хвост, где носик,
На спине продукты носит.
В общем, сразу не поймёшь.
Кто же это всё же? (Ёжик)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая,
В сарай попала,
Кур пересчитала. (Лиса)
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Когда я голодный,
Меня не встречай,
Я щелкну зубами
И съем невзначай (Волк)
Ай-да, молодцы, как быстро вы умеете отгадывать загадки. Наверное, вы интересуетесь жизнью леса и его обитателей. Дети! Как называются животные, которые живут в лесу? (Ответы детей). А чем дикие животные отличаются от домашних? Молодцы, вы очень много знаете о диких и домашних животных.
Предлагаю отдохнуть и сделать физкультминутку.
Физкультминутка
Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем: крылья сложили назад.
Звучит аудиозапись «Пение птиц в лесу»
Ребята,что вы слышите? Назовите, каких птиц вы знаете.
Аудиозапись «Ночь»
Прислушаемся, что это за звуки? Кто же ещё живет в лесу? ( Ответы детей: Еще в лесу живут различные насекомые: кузнечики, осы, комары, муравьи, сверчки, пауки и т. д.)
Ребята. Я хотела посмотреть вместе с вами картинки с изображением насекомых, но кто-то перепутал их. Вы поможете мне? Ребята, нужно выбрать только те картинки, на которых изображены насекомые.
(Игра «Убери лишнее») Ребята, как быстро пролетело время. Наше путешествие подходит к концу.
Дети, скажите, пожалуйста, для кого же лес является домом?
Ребята, давайте поблагодарим Старичка-лесовичка за интересное путешествие по лесу. Обещаем соблюдать правила поведения в лесу, стараться быть любознательными и наблюдательными. И тогда вы сможете узнать множество тайн природы, будете беречь, а значит любить природу.