Мацко Евгения
Конспект НОД в форме занятия по краеведению в старшей группе «Такие разные дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Цель: развивать интерес к истории родного края и архитектуре национального жилого дома Пензенского края.
Задачи:
1. Способствовать развитию умения сравнивать предметы, подмечать незначительные различия в их признаках (материал, форма, величина).
2. Воспитывать творческую самостоятельность.
3. Дать представления о новой профессии – плотник.
Публикация «Конспект НОД в форме занятия по краеведению в старшей группе „Такие разные дома“» размещена в разделах
- Дом, дома, домики. Здания и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
4. Обогащать речь детей, активизировать словарь.
5. Совершенствовать диалогическую форму речи; развивать монологическую форму речи.
6. Приобщать детей к народному фольклору.
7. Воспитывать умения работать коллективно, объединять свои работы в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть будет выполнять.
8. Упражнять в умении расписывать бумажные силуэты.
Словарная работа: ставни, наличники, двускатная крыша, дымоход, конек, крыльцо, бревенчатые, резные, плотник.
Материал, оборудование: изображения архитектурных деревянных сооружений, рисунок с изображением бревенчатых стен (для коллективнойработы, изображения частей дома разной величины, формы; карандаши, мелки, фломастеры; «дорожка» для эксперимента.
Предварительная работа:
1. Наблюдение на прогулке за близлежащими домами
2. Чтение художественной литературы: С. Михалкова «Три поросенка», С. Маршака «Кошкин дом», Г. Х. Андерсен «Снежная королева», «Строитель» Т. А. Шарыгина, «Теремок» В. Н. Косырева.
3. Рассматривание иллюстраций с изображением старинных и современных зданий, городов Пенза, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург (театр, цирк, филармония, вокзал).
4. Фото «Мой дом», с рассказами детей, в каком доме они живут.
5. Организация выставки домов, сделанных родителями совместно с детьми «Что нам стоит дом построить».
Ход НОД
На доске расположены макеты с изображением домов, с видами наличников. Дети заняты в игровой зоне группы. Звучит песня «Дорогою добра», дверь открывается, входит избушка Бабы- Яги (взрослый).
Воспитатель: Ребята, кто это к нам пожаловал?
Избушка: Фу-фу, еле сбежала от Бабы- Яги. А куда это я попала? (оглядывается вокруг) А кто это здесь? (ответы детей)
Воспитатель: Это ребята, а попала ты в детский сад!
Избушка: Вот вы то мне и нужны!
Воспитатель: Зачем мы ребятами тебе, интересно, понадобились?
Избушка: У меня к вам дело есть!
Воспитатель: Какое дело?
Избушка: Посмотрите на меня! Я вам нравлюсь? (ответы детей). А я себе нет! Я давно говорила Бабе-Яге: «Приведи меня в порядок, сделай меня лучше, укрась».
Воспитатель: Дети, давайте поможем избушке? Расскажем о том, какие бывают дома. Давайте посмотрим, какие же были дома давным-давно и какие сейчас. Здесь и терем расписной, изба деревянная, палаты каменные, княжеские, дворец, эскимосские юрты.
Дети вместе с избушкой смотрят презентацию.
Воспитатель: Дети, какие бывают дома по высоте? (Высокий, низкий).
- С каким количеством этажей? (Одноэтажные, двухэтажные, многоэтажные).
- Из какого материала могут быть построены дома? (Дома построены из дерева, из кирпича).
- Как вы думаете, почему раньше дома строили только из дерева?
(Деревьев было много и в деревянном доме дышится легко).
- Да, лесов в России много. Поэтому дерево самый доступный материал для строительства. Тепло и уютно живется в деревянных домах-избах.
Избушка: А из какого дерева лучше было строить дом?
Ребенок 1:Дом лучше строить из крепких и могучих елей.
«Изба елова – сердце здорово».
Ребенок 2: И рубили деревья зимой в сильные морозы, потому что дерево в это время года самое сухое. Из этих деревьев бревна самые прочные. На Руси в старину говорили не строить, а рубить избу. А рубить избу дело не легкое.
Избушка: И кто же рубил бревенчатые избы и резные терема?
Воспитатель: А я вам расскажу о новой для вас профессии - это плотник. Профессия плотника связана с работой с деревом. Эта профессия появилась давно. Первое, что сделал плотник – это стол, стул, кровать, самые необходимые предметы. Плотники всегда были очень уважаемыми людьми на Руси. Ведь при помощи топора плотник мог сделать все, что понадобится. Недаром появилась пословица: «Плотник топором обувается, обедает и подпоясывается».
Избушка: Так какой же главный инструмент был у плотника?
Дети: Плотник строил дом топором.
Воспитатель: Избушка, а детки знают интересное стихотворение, послушай.
Чтение 3ребенком стихотворения:
Топор
С веселой песней «тук-тук-тук!»
Топор в хозяйстве лучший друг.
Тот, кто владеет топором,
Построить может новый дом,
Резное вытесать крылечко
И нарубить дрова для печки.
И елочку на Новый год
Топор в подарок нам пришел.
Всегда в работе наш топор,
Он служит людям с давних пор!
Воспитатель: Да, дети, правильно. Все делалось с помощью одного инструмента – топора. А давайте с вами вспомним, какую русскую пословицу про топор мы с вами знаем?
Ребенок 4: «Не взявшись за топор – избы не построишь».
Воспитатель: Все избы вместе составляют улицу. Почему такое название? Давайте проведём эксперимент.
Постелить дорожку и попросить детей встать около нее.
Воспитатель: Мы с вами, как стоим к дорожке? (Лицом).
Воспитатель: Вот так стоят дома вдоль дороги. Какой частью стоит дом к дороге? (Дом стоит передней частью).
Воспитатель: Передняя часть дома, как называется? (Лицом).
Воспитатель: Куда же смотрит лицо дома? (Лицо дома смотрит на улицу).
Воспитатель: Дети, как вы думаете: что является глазами дома? (Глазами дома называли окна).
Воспитатель: Для чего нужны окна в доме? (Чтобы в доме было светло).
Воспитатель: Правильно, через окна в дом входил солнечный свет, а для чего еще нужны окна? (Можно было видеть, что делается на улице).
Воспитатель: Чем украшали окна дома? (Окна украшали наличниками).
Словарная работа.
Ребенок 5: Наличники украшали резными узорами, чтобы дом выглядел нарядным. Каждый хозяин дома вырезал и украшал наличники своим узором.
Избушка: как вы думаете почему? (Чтобы дома отличались друг от друга).
Физкультминутка «дом»
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и пальчики «веером»)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "веером".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Воспитатель: А что еще было на окнах? (У окошек были ставни).
Индивидуальная словарная работа.
Ребенок 6: Ставни – небольшие «дверцы» на окнах, их тоже украшали резьбой.
Избушка: Для чего нужны были ставни?
Ребенок 6: Они защищали окна от дождя и снега. Ставни на ночь закрывали. С улицы можно видеть: открыты ставни – значит, хозяева уже встали, а закрыты – значит, еще спят или их нет дома.
Избушка: Что еще самое необходимое было у дома? (У дома была крыша).
- Какая у дома была крыша?
Воспитатель: Крыша была двускатная.
Избушка: Для чего строили крышу двускатной?
Воспитатель: Чтобы вода стекала, и не задерживался снег.
Крышу дома украшали, вырезанные из дерева: голова коня, петушок, солнышко.
Воспитатель: Что еще находилось на самом верху крыши? (На крыше находился дымоход-труба).
Избушка: Для чего нужна труба?
-Что бы дым выходил на улицу.
Избушка: Как можно было войти в дом? (С боку дома ставили крыльцо).
Ребенок 7: Крыльцо – «распахнутые руки» дома. Оно связывает его с улицей, соседями. Хозяин выходил на крыльцо своего дома и приглашал соседей в гости:«Вы, соседи, проходите, чаем с медом угоститесь».
Воспитатель: Ребята, а давайте украсим нашу гостью, украсим ее. (На столах лежат рисунки с изображениями наличников, окон, ставни, двери….; карандаши, мелки, фломастеры; клей, кисти, салфетки)
Дети выбирают рисунки, раскрашивают, дополняя стены избушки новыми частями.
Избушка рассматривает себя, радуясь.
Избушка: Спасибо, вам, ребята. Я у вас узнала очень много нового и интересного. Пойду- ка, я все расскажу своей Бабушке-Ягушке, пусть она на меня посмотрит.
Входит Баба-Яга под музыку, ругается.
Б. Я: Тьфу, сколько ребятни собралось, ух я вас… А избушки то моей любимой, моей старенькой я не найду никак, куда она подевалась, ух я ее найду. Вы не видели, такая вся разваленная, страшненькая?
Дети: Вот же она.
Б. Я, не узнает ее, рассматривает.
- А что это такое? А это?
Дети рассказывают.
Б. Я. Ох, а ты красивая стала моя избушка. Порадовали, вы, меня, ребята. Спасибо, вам. Доставай, избушка, гармошку повеселим ребят немножко.
(Звучат частушки Бабы-Яги).
Прощаются, уходят.