Мария Микконен
Конспект НОД «Увлекательное путешествие по Стране настроений» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Цель: развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• закреплять полученные знания об основных эмоциях;
• развивать и совершенствовать коммуникативные навыки;
• развивать умение понимать свои чувства и чувства других;
• развивать исследовательское поведение у детей в процессе восприятия
эмоций, развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление, выделение общих признаков.
• развивать выразительность речи;
• развивать эмпатию;
• продолжить развивать воображение;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
• развитие мимики и движений;
• обогащать активный словарь детей, развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства, выстраивать логические умозаключения;
• формирование умения давать краткие, но развёрнутые ответы на вопросы;
• совершенствовать навыки построения рассуждения;
• развивать творческие способности: умение передавать эмоции творческими средствами;
• развивать познавательные психические процессы: внимание, память, восприятие, логическое и творческое мышление, обогащать сенсорный опыт;
• развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материалы и оборудование:
Мультимедийная установка и экран; презентация не тему «Игра «Узнай эмоцию»; презентация не тему «Игра «Найди лишнюю эмоцию»; аудиозапись с музыкой детских композиторов; пиктограммы, с разными эмоциональным состоянием; конверты с набором из пяти карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием; Сказочный герой Незнайка; для рисования: карандаши, восковые мелки, салфетки, бумага; карточки с загадками; заготовки для индивидуальной работы (в предварительной работе были изготовлены «ладошки-эмошки», на которых дети будут рисовать пиктограммы, изображающие эмоции).
Предварительная работа:
• Предшествующий цикл занятий по изучению эмоций;
• Изготовлены «ладошки-эмошки»;
• Индивидуальная работа. (Помощь детям, затрудняющимся в выборе и изготовлении заготовки «ладошки-эмошки»);
• Просмотр презентации «Эмоции».
Ход НОД
Педагог-психолог: Здравствуйте, дети! Меня зовут Мария Петровна!
Дети: «Здравствуйте, Мария Петровна!»
Педагог-психолог: Ребята, я вас очень рада видеть! Давайте мы по очереди назовём своё имя и скажем соседу справа, что вы рады его видеть!
Дети: «Меня зовут Соня. Женя, я очень рада тебя видеть!»
Дети: «Спасибо»! (если ребёнок забывает поблагодарить-напомнить ему об этом)
Дети: «Меня зовут Женя. Даша, я рад тебя видеть!» …
Педагог-психолог: Сегодня у нас необычная встреча. К нам в гости пришёл Незнайка!
Педагог-психолог и дети: Здравствуй, Незнайка! Мы очень рады тебя видеть! Как твоё настроение?
Незнайка: А что такое настроение? Я не знаю, как узнать какое у меня настроение.
Педагог-психолог: Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну эмоций и поможем узнать нашему Незнайке, какие бывают эмоции, чтоб он мог знать, какое у него настроение?
Дети: Давайте поможем Незнайке!
Нам предстоит совершить путешествие в Страну Настроений.
Игра «Угадай эмоцию».
Первая станция, на которую мы прибываем, называется «Угадай эмоцию».
Педагог-психолог: Дети, расскажите нам с Незнайкой, как, посмотрев на человека, мы можем узнать, какое у него настроение?
Дети: По его выражению лица.
Педагог-психолог: Сейчас я покажу вам карточки с изображениями различных настроений, а вы попробуйте определить и назвать их. (Дети выполняют задание)
Педагог-психолог: Молодцы, ребята!
Вторая станция называется «Игра «Встреча эмоций».
(На столе перед детьми разложены пиктограммы с разными эмоциональными состояниями)
Педагог-психолог: А теперь внимательно послушайте загадки. Разгадав их, покажите пиктограмму, изображающую соответствующую эмоцию.
Весела я, весела,
Ножками я топаю.
Я танцую и пою
И в ладошки хлопаю
И. Лопухина
- Какое чувство испытывает девочка? (Радость)
Зайку бросила хозяйка –
Под дождём остался зайка.
А. Барто
- Какое чувство испытывает герой? (Грусть)
Гуси и Люся.
На дороге гуси ущипнули Люся,
И болела долго у неё нога.
- Я вам, злые гуси! – погрозила Люся.
А они в ответ ей: «Га-га-га»!
Л. Успенская
- Какие гуси? (Злые)
Лепит девочка из глины
Ушки, лапки, хвостик длинный.
Удивляется братишка:
вышла серенькая мышка.
Мариджан
- Какое чувство испытывает братик? (Удивление)
У опушки две старушки
Брали грузди и волнушки.
Филин: «У-у-х!», Филин: «У-у-х!»
У старушек замер дух:
«Жутко!»
Е. Благинина
- Какое чувство испытывают старушки? (Страх)
Педагог-психолог: Ребята, вы отлично справились с этим заданием! Давайте вместе с Незнайкой поедем на следующую станцию!
Следующая станция называется «Узнай эмоцию»
Игра «Узнай эмоцию»
(Каждому ребёнку, сидящим за столом, выдается по конверту с набором из пяти карточек, на каждой карточке нарисованы персонажи с различными эмоциональными состояниями. На экране появляется презентация «Узнай эмоцию», на слайдах которой дети видят пиктограммы эмоций.)
Педагог-психолог: Дети, внимательно посмотрите на свои карточки. Затем посмотрите на экран – там вы увидите пиктограмму. Найдите в своём наборе персонаж с такой же эмоцией, что и на экране и поднимите выбранную вами карточку.
(Задача детей: из своих наборов карточек найти и соотнести персонаж с такой же эмоцией, как и на пиктограмме с экрана)
Физкультминутка «Весёлые эмоции»
(физкультминутку проговаривает педагог-психолог, а затем дети проговаривают самостоятельно)
Раз, два, три, четыре, пять,
Эмоции будем изучать
Кто испугался?
Кто сердит?
Кто веселится?
Кто грустит?
Будем знать мы без сомнения
Какое у всех настроение!
(Текст стихотворения сопровождается соответствующими движениями и мимикой педагога и детей).
Молодцы, отдохнули хорошо. Продолжаем наше путешествие.
Следующая станция «Найди лишнюю эмоцию»
Игра «Найди лишнюю эмоцию»
Педагог-психолог: Ребята, внимательно посмотрите на экран – там вы увидите четыре картинки с эмоциями. Вам нужно сказать какая эмоция там лишняя и объяснить почему.
(Педагог-психолог показывает на экране слайды. Дети видят, что на трёх картинках у разных персонажей одинаковые эмоции (называют) и говорят, что у четвёртого персонажа другая эмоция (называют её) и делают вывод, что она лишняя).
Игра «Море волнуется».
Педагог-психолог: Встаньте свободно. Теперь ведущий (выбирается из детей) называет первую фигуру, например: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три — фигура радости, на месте замри!
Педагог-психолог: Какие замечательные фигуры у вас получились мне и Незнайке они очень понравились! Молодцы!
А теперь давайте, мы дальше продолжим наше удивительное путешествие!
Рассказ с обсуждением и инсценировкой «В лесу»
Педагог-психолог: Ребята, на этой станции послушайте вместе с Незнайкой рассказ под названием «В лесу».
Друзья пошли прогуляться по лесу. Одна девочка отстала, огля-нулась, а никого нет. Она стала прислушиваться: не слышно ли голосов. Вроде бы слышит она какой-то шорох, потрескивание веток.
- Ой, а вдруг это медведь или волк?
Но тут ветки раздвинулись, и она увидела своих друзей — они тоже её искали. Девочка обрадовалась: теперь можно возвращаться домой.
Педагог-психолог: Что чувствовала девочка, когда потерялась в лесу?
Дети: Страх.
Педагог-психолог: Как поменялось её настроение, когда она увидела своих друзей?
Дети: Она обрадовалась.
Педагог-психолог: Когда мы смотрим на человека, который испугался, что помогает нам узнать о том, что он испытывает это чувство?
Дети: Выражение его лица, положение рук (поза).
Педагог-психолог: Ребята, давайте посмотрим внимательно на пиктограмму и расскажем о выражении этого лица: глаза широко раскрыты, брови подняты вверх, рот открыт. Давайте каждый из вас попробует изобразить испуг, страх на своем лице.
Давайте разыграем эту историю. (Дети разыгрывают этюд и награждаются аплодисментами)
Упражнение «Солнечный зайчик».
Педагог-психолог: А сейчас закроем глаза. Представьте, что к каждому из вас в глазки заглянул Солнечный зайчик. Прикройте их ладошками. Озорной Зайчик поскакал дальше по лицу, ласково погладьте его ладонями: на лбу, на щеках, на носу, на губах, на подбородке. Гладьте нежно, осторожно, чтоб он не испугался. Погладьте голову, шею, ручки, ножки. Он запрыгнул на животик, погладьте его скорей. Солнечный зайчик очень любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с солнечным зайчиком вам стало спокойно, так что каждый может внимательно прислушаться к себе, почувствовать свое настроение, свои желания. Теперь мы можем открыть свои глаза.
Игра «Что может поднять тебе настроение». Скажите, что может поднять ваше настроение? Может быть, любимый мультфильм, веселая шутка, прогулка в парке, цветы, рисование, цирк, книга, воздушный шарик или, быть может, уколы, таблетки?
Педагог-психолог: Дети, послушайте внимательно стихотворение и скажите что в нем не так:
Это правда или нет?
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Летом прыгает в снегу.
Конь рогатый на лугу
Любит в речке посидеть.
Поздней осенью медведь
А зимой среди ветвей
«Га-га-га» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
- Это правда или нет?
(Пер. с болг. А. Александровой)
Педагог-психолог: Скажите, какое настроение было у вас, когда вы слушали это стихотворение? А что значит слово «радость» для вас? Когда у вас бывает такое настроение?
Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Педагог-психолог: Какой путь мы проделали! Ребята, встаньте в кружок и возьмитесь за руки. Давайте подарим друг другу и нашему Незнайке самую добрую улыбку. (Дети встают в круг и выполняют задание)
Педагог-психолог: Дети, давайте мы с вами сделаем для Незнайки «Азбуку настроений», чтоб он не забывал, какие бывают эмоции и всегда мог сказать, какое у него настроение!
Дети: Давайте сделаем «Азбуку настроений».
(Дети рисуют на заготовках для индивидуальной работы разные эмоции. В это время звучит аудиозапись с музыкой детских композиторов. После того, как дети закончили рисовать, педагог-психолог наклеивает работы на ватман - получилась настоящая «азбука настроений!»)
Незнайка: «Спасибо вам ребята, за такое увлекательное путешествие, в котором вы научили меня распознавать эмоции и, конечно, за «Азбуку настроений»!
Педагог-психолог: Ребята, теперь наш Незнайка знает разные эмоции и теперь он сможет сказать, какое у него настроение. Давайте мы тоже вместе с Незнайкой скажем, какое у нас настроение!
(Дети вместе с Незнайкой выбирают пиктограмму с тем настроением, с которым уходят с занятия)
Педагог-психолог: Наше увлекательное путешествие подходит к концу. В заключение давайте представим, что вы - настоящие волшебники. Вы можете пожелать нашему Незнайке и друг другу что-нибудь такое, от чего все смогут стать радостными и весёлыми!
(Дети по кругу говорят друг другу и Незнайке добрые пожелания.)
Педагог-психолог: До свидания, ребята! Всем спасибо!