Лилия Харрасова
Конспект НОД «Водный мир» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №76 о. в. города Магнитогорска.
Конспект НОД
Тема: «Водный мир».
Воспитатель: Харрасова Л. Р.
2021 г.
Цель: Познакомить с признаками и разнообразием рыб, прививать любовь ко всему живому.
Задачи:
• Обогащать словарный запас, развивать связную речь.
Публикация «Конспект НОД „Водный мир“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
• Побуждать детей активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и родителями в решении игровых и познавательных задач.
• Расширять у детей знания и представления о водных обитателях - рыбах, их внешнем виде, защитной окраске, среде обитания.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы:
С. Козлов «В порту»; В. Сутееев «Кораблик»; В. Маяковский «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?».
Чтение рассказов из детских энциклопедий на морскую тему.
Рассматривание иллюстраций с изображений различных кораблей, «Атласа мира», «Морские животные»
Оборудование: рыбка в аквариуме (картина)
Материал: Кружки синие и зеленые, трафареты, пластилин, карандаши, заготовки аквариума.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Доброе утро!
Воспитатель: А теперь поздороваемся друг с другом.
(дети встают в круг, упражнение «Прикосновение ладошками»)
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»,
Доброе утро и солнцу, и птицам,
Доброе утро улыбчивым птицам.
И каждый становится добрым, доверчивым,
Пусть доброе утро длится до вечера!
1. Путешествие. (Звук моря.)
Воспитатель: Слышите! Это звуки моря. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие на корабле. Вы будете в роли исследователей. Узнаете много нового и интересного.
Воспитатель: Ребята, а где может плавать корабль? (по реке, по морю, по океану).
Правильно, по водным просторам. Мы с вами будем путешествовать по воде и исследовать водных обитателей. О ком пойдет сегодня речь, вы узнаете, отгадав загадку:
Плаваю под мостиком и виляю хвостиком.
По земле не хожу, рот есть- не говорю. (Рыба.)
2. Что мы знаем о рыбах?
Воспитатель: Давайте вспомним отличительные признаки рыб?
• Плавают в воде;
• Имеют обтекаемое тело;
• Тело покрыто чешуей;
• Есть жабры для дыхания;
• Имеют центральную кость - позвоночник;
• Передвигаются с помощью плавников и хвоста;
• Появляются на свет из икринок.
(Ответы детей)
Воспитатель: Чем питаются рыбы?
• Насекомыми;
• Маленькими рачками;
• Листьями и стеблями водорослей;
Хищники:
• Планктоном;
• Мелкими рыбешками;
• Икрой;
• Лягушками и даже детенышами водоплавающих птиц.
Воспитатель: Как мы называем водных обитателей :
• живущих в море? (морские);
• живущих в реке? (речные);
• в аквариуме? (аквариумные).
Сегодня мы с вами познакомимся с этими водными обитателями поближе.
3. Речные рыбы.
На Земле много водоемов с пресной водой- реки, озера, пруды, каналы, ручьи. В них встречается большое разнообразие рыб.
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
• Щука.
• Окунь.
• Карп.
• Сом.
4. Морские обитатели.
Жизнь в морях и океанах необычайно разнообразна. Там обитает более 25 тыс. видов рыб. Самые красивые и необычные – это морские рыбы. Давайте вспомним некоторых из них.
• Морская звезда.
• Морской конек.
• Морской ёж.
• Акула.
5. Аквариумные рыбки.
Третий тип рыб – аквариумные. (Слайд.) Первые аквариумы появились в Древнем Египте. Египтяне устанавливали специальные бассейны для рыб в садах и парках. Первым человеком, который решил разводить золотых рыбок в деревянных бочках, был китайский правитель Тин Цян. В наше время аквариумы можно встретить повсюду: дома, в школе, в офисах. Аквариумные рыбки очень красивы. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
• Золотые рыбки. (Слайд.)
• Скалярии. (Слайд.)
• Меченосец. (Слайд.)
• Телескоп. (Слайд.)
6. Дидактическая игра «Найди дом для рыбок». (Слайд.)
Задание: показать кружок. Рыба речная – зеленый кружок, рыба морская – синий.
Педагог читает загадки:
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом.)
Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.
На дне один лежит плоский блин. (Камбала.)
Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубине. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов.
Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука.)
Щука – одна из крупных речных рыб.
Живу глубоко, плыву легко. Зубастая, большая, а рыба морская. (Акула.)
Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – самые большие рыбы.
Я всеми и всегда узнаюсь без труда. Полосатый пиджачок, ярко- красный плавничок. (Окунь.)
Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуёй.
- Молодцы, отличные домишки у вас получились. Давайте посчитаем. (3 – зеленых, 2 - синих). Каких рыб больше и на сколько? (Речных больше, на одну рыбку)
7. Физминутка. (Слайд.)
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде. (Произвольно машут руками, двигают ногами)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке. (присели, подпрыгнули головки к коленям- «спрятались», поднялись, выполняют плавательные движения руками).
Воспитатель: Посмотрите, к нам в гости пришла настоящая аквариумная рыбка. (Садимся за столы).
Опишите её.
Сейчас мы с вами сделаем аквариум.
Но сначала давайте выполним пальчиковую гимнастику:
Десять рыб поймали мы –
В речке плавали они.
Лещ, плотва, налим, карась,
Окунь, щука, сом, ерш, язь.
А десятый угорь был,
Он сорвался и уплыл.
8. Пластилинография с элементами рисования «Аквариум».
Работа выполняется под музыку К. Сен- Санса «Аквариум».
Дети обводят шаблоны рыбки, распределяют цвета, выполняют пластилинографию, дополняют работу цветными камушками, водорослями, ракушками.
9. Выставка детских работ.
Что вы сегодня узнали нового?
Что вам понравилось?