Юлия
Конспект НОД «Независимость числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Независимость числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).
Цель: сформировать понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета.
Задачи.
Развивающие:
• Развивать логику, память, речь, зрительное восприятие, образное и вариативное мышление, воображение, творческие способности.
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Независимость числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы“» размещена в разделах
• Продолжать учить отгадывать математическую загадку.
• Закреплять умение понимать отношения между числами.
• Продолжать учить называть геометрические фигуры.
• Продолжать учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Воспитательные:
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и товарищей, выполнять задания в парах.
• Воспитывать интерес к ОД по математическому развитию, целеустремленность, усидчивость, желание выполнить работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.
Методы:
1. Наглядные (демонстрация картинок на интерактивной доске, фланелеграф).
2. Практические (упражнение «смотри, считай, отвечай», элементарный опыт).
3. Игровые (дидактическая игра, воображаемая ситуация «совенок Ух-ух»).
4. Словесный (рассказ педагога, коммуникативная беседа с воспитателем, ответы на вопросы).
Используемые приемы:
1. Игровая деятельность (занимательные задачи в стихотворной форме, внезапное появление объектов, создание игровой ситуации).
2. Познавательно-исследовательская (игровая ситуация «отгадай правильный ответ» с использованием интерактивной доски, фланелеграфа»).
3. Конструирование (конструирование моста из геометрических форм).
4. Двигательная активность (физкультминутки).
Материальные средства:
1. Ноутбук.
2. Интерактивная доска.
3. Фланелеграф
4. Большие деревянные геометрические формы.
5. Наборы геометрических форм для конструирования.
6. Дидактическая игра «Огород»
Не материальные средства:
1. Игровое упражнение «Не зевай на вопросы отвечай»
2. Презентация
Герои: Совенок Ух-Ух, ученая бабушка – сова, зверята (ученики лесной школы).
Предполагаемый результат : Дети научились понимать независимость числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения, а также направления счета.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1. Организация детей:
Дети сидят на стульчиках полукругом перед интерактивной доской.
Появление гостя с письмом.
Воспитатель: друзья мои, вы слушали? Что это? Стук? Кто-то постучался к нам в дверь? Сейчас я проверю. (Воспитатель вносит в группу игрушечного совенка, который держит письмо).
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие дети! Пишет вам мудрая Сова, я учу малышей - зверят в лесной школе. А это письмо вам принес мой внучок – совенок Ух-Ух. Я недавно узнала, что ваша группа любит занятия по математике, что вы очень умные и сообразительные детишки. Обращаюсь к вам с просьбой научить моего внучка новым знаниям, а он расскажет потом нам, в лесной школе. С уважением и благодарностью, ученая Сова».
1 часть.
-Ребята, чтобы правильно выполнить все задания нужно внимательно слушать меня, не выкрикивать, при ответе поднимать руку.
И так первое задание. Оно называется: «Не зевай на вопросы отвечай»
1. На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят)
2. На плетень взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов?
У кого ответ готов? (3)
3. Ежик осенью по лесу шел,
На обед он грибочков нашел:
Два – под березой,
Один – у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине? (3)
4. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? (4)
5. У стены стоят кадушки,
В каждой кадушке по 1 лягушке
Если было 5 кадушек,
Сколько было в них лягушек? (5)
Воспитатель: молодцы ребята, справились с первым заданием, а теперь давайте научим совенка правильно считать предметы.
2 Часть.
Второе задание. Оно называется «Смотри, считай, отвечай»
- Сейчас я буду ставить кубы в ряд, а вы все вместе их считайте!
- Сколько кубов я поставила? (8.)
- Давайте посчитаем с другой стороны. (8)
Сама считаю кубы и допускаю ошибку при счёте.
-Ребята, почему у меня не получилось посчитать правильно кубы? (Допущена ошибка, один куб не посчитан)
- Что надо запомнить, когда считаешь предметы, расположенные в ряд? (Ответы детей)
Правильно, надо хорошо запомнить, с какого предмета начат счет, чтобы не пропустить ни одного предмета и ни один предмет не сосчитать дважды.
Считаю с середины по кругу. Тоже 8.
Перемещаю кубы в хаотичном порядке
- Как вы думаете, изменилось количество кубиков? (нет, изменилось только их расположение)
- Давайте посчитаем. (дети считают кубы и убеждаются что количество осталось прежним.
-Какой вывод сделаем? (от изменения пространственного расположения не меняется количество предметов)
- Закройте глаза! (На каждый большой куб педагог помещает маленький.)
- Откройте глаза! Можно ли сказать, не считая, сколько маленьких кубов я разместила?
- Почему это можно сделать? Докажите, что маленьких и больших кубов поровну (На каждом большом кубе стоит маленький, а так как больших кубов 8, значит и маленьких тоже 8).
Физминутка
В лесу темно Закрыть глаза руками
Все спят давно Зеваем/потягиваемся
Все птицы спят Ладошки сложить и вместе «под ушко»
Одна сова не спит Руки в стороны
Летит, кричит Машем руками как крыльями и издаем звуки «ух-ух»
Совушка-сова
Большая голова Руками показываем большой круг
На суку сидит Садимся
Головой вертит Поворачиваем голову вправо/влево
Во все стороны глядит Широко открываем глаза, раскрываем и собираем обратно ладошки на уровне глаз
Да вдруг – как полетит Встаем, перемещаемся по кругу, машем руками (крыльями)
Присаживайтесь на свои места, и мы с вами отправимся на лесную полянку, где друзья совенка тоже учатся считать. Давайте поможем им.
Третье задание.
На фланелеграфе расположены группы предметов. Вызываю несколько детей.
-Сколько здесь гранатов? А луковиц? (ответы детей)
- Почему нам кажется, что луковиц больше? Как мы можем проверить, не считая?
Аналогично с грибочками и цветами.
Четвертое задание. Задачи на интерактивной доске.
(На экране изображения с различным количеством предметов разной величины и формы)
- Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Что мы видим? (грибочки, шарики, цветы)
- Сколько грибов в верхнем ряду? А в нижнем больше или меньше? Почему? (одинаково). ( Вывод: число грибов не зависит от их размера)
Повторяем с шарами и цветами
- Зависит ли количество предметов от расстояний между ними? (нет, в независимости от расположения количество цветов осталось прежним)
Самостоятельная работа детей с двухполосными карточками.
У каждого ребенка набор геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат) разных цветов и размеров. Детям предлагается выложить одинаковое количество разных по размеру/цвету/форме предметов в верхнем и нижнем рядах и сравнить результаты.
Воспитатель: расположите, пожалуйста, в верхнем ряду 5 красных кругов (большие), а внизу – столько же зеленых треугольников (маленькие). Давайте сравним: сколько кругов в верхнем ряду? А в нижнем больше или меньше? Почему нам кажется, что треугольников меньше? (потому что они меньшего размера, а на самом деле кругов и треугольников одинаковое количество. Повторить в разных вариантах.
3 часть.
«Построй мост»
Воспитатель: ребята, совенок Ух-Ух рассказал мне по-секрету чем он огорчен. Оказывается, не все лесные жители могут ходить в школу, потому что она за рекой и чтобы добраться в школу нужно ее переплыть, но не все зверята умеют плавать.
- Как мы можем им помочь? (Построить мост)
- А строить мы будем из геометрических форм.
- Вам нужно выбрать себе пару и вместе построить мост из геометрических форм, которые лежат на столах. Я буду строить вместе с вами. Давайте посмотрим, что у нас получилось. (на экране изображение моста из геометрических форм)
- Теперь я поменяю местами формы, а вы вместе повторите.
- Давайте подумаем: мы строили мостики через реку, и они были разные, а количество геометрических форм менялось? (Нет, количество предметов не менялось, менялось только их расположение).
Окончание занятия.
Воспитатель: друзья мои, мы сегодня выполнили много интересных и непростых заданий, какие вам запомнились? (огород, строили мост, учили Совенка). Что научились делать? (сравнивать количество разных предметов). Давайте еще раз сделаем вывод: число предметов не зависит от их расположения
Ребята, Совенок что-то хочет нам сказать. Он принес вам подарки и очень благодарен за новые знания. Давайте повторим, чему мы научились сами и научили совенка? Было легко или сложно? Какие задания хотите еще выполнить?