Наталья Суханова
Конспект НОД «Составление умной карты по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Обобщить и систематизировать знания о разных видах транспорта
Задачи:
1) систематизировать знания детей о различных видах транспорта в зависимости от среды передвижения и назначения, его составных частях, функциях, профессиях на транспорте; закрепить понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный;
Публикация «Конспект НОД „Составление умной карты по теме „Транспорт“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
2) развивать мыслительную и речевую активность детей, используя технологию наглядного моделирования; развивать у детей логическое, образное мышление, системность мышления, ассоциативный процесс, умение сопоставлять, сравнивать, выделять общие признаки путём сравнения, связную речь.
3) показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека, воспитывать организованность, умение действовать в коллективе, воспитывать бережное отношение к транспорту, понимать важность соблюдения правил поведения.
Словарь: воздушный, наземный, водный, подводный, подземный, специальный, пассажирский, гужевой.
Оборудование: иллюстрации с изображением различных видов транспорта (предметные, шапочки для игры «Теремок», ватман для умной карты,
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением разного вида транспорта, чтение «Если бы я был автобусом» А. Гиневского, беседы о транспорте, чтение С. Георгиева «Бутерброд с мотором», рисование «Сказочный транспорт», игры с конструктором : создание транспорта для нашего города.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы работы:
1. Мотивационный
2. Организационный. Д/и «Теремок» (ТРИЗ).
3. Поисковый. Составление «Умной карты».
4. Практический Д/и «Хорошо-плохо» (ТРИЗ). «Найди домик своему транспорту».
5. Итоговый. «Дидактическая игра «Диспетчер».
6. Рефлексивный.
Ход образовательной ситуации:
1. Мотивационный:
Воспитатель. Ребята, скажите. Зачем человеку быстрее передвигаться?
Что умеет человек? Как он передвигается? А что умеете вы?
Мы с вами умеем двигаться самостоятельно, когда мы двигаемся, что при этом делаем?
Дети. Мы прыгаем, скачем, идем, перешагиваем, взбираемся, бежим, плывем или держимся на воде.
Воспитатель. А летать мы можем? А на чем можно прилететь?
Дети. На самолете, ракете, вертолете, птице, воздушном шаре.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? На чем можно путешествовать? (Поезд, машина, автобус, самолет, корабль.)
Воспитатель. А что нам помогает быстро передвигаться по земле, по воде, по воздуху? Все эти машины - транспорт. Чтобы разобраться с транспортом, нужно составить специальную «умную карту» «Транспорта».
2. Организационный
Д/и «Теремок»
Воспитатель. Чтобы лучше разбираться в транспорте, поиграем в игру «Теремок».
Живет в теремке автобус. (ребёнок)
Едет мимо «Автомобиль».
Ребенок (автомобиль). - Автобус, пусти меня в теремок.
Ребенок (автобус) скажешь, что у нас общего, пущу.
Ребенок (автомобиль). У нас есть колеса.
Ребенок (автобус). Заходи.
Воспитатель. Живут они вдвоем. Плывет мимо корабль.
Ребенок (корабль). Автобус, пусти меня в теремок.
Ребенок (автобус). Скажешь, что у нас общего, тогда пустим.
Ребенок (корабль). У нас есть кабина. (рубка)
Ребенок (автобус)Воспитатель. Заходи.
Воспитатель. Летит мимо вертолет.
Ребенок (вертолет). Автобус, пусти меня в теремок.
Дети. Скажешь, что общего, тогда зайдешь.
Ребенок (вертолет). У нас есть окошки.
Воспитатель. Живут они вместе. Едет мимо мотоцикл.
Ребенок (мотоцикл). Автобус, пусти меня в теремок.
Дети. Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.
Ребенок (мотоцикл). У нас есть сиденье.
Воспитатель. Едут мимо велосипеды.
Дети (велосипеды). Автобус пусти нас к себе жить.
Дети. Скажете, что у нас общего?
Дети (велосипеды). У нас есть педали.
Воспитатель. Вот едет мимо поезд.
Ребенок (поезд). Автобус, пусти меня в теремок.
Дети. Скажешь, что у нас общего, тогда впустим.
Ребенок (поезд). Мы перевозим грузы, людей.
Дети. Заходи к нам.
Воспитатель. Молодцы, ребята, спасибо за игру. Я много узнала, что общего у разных видов транспорта.
3. Поисковый. Составление «Умной карты»
Воспитатель. Посмотрите внимательно на автобус, автомобиль и поезд. Что в них общего? (колёса). А зачем им колёса? (Чтобы передвигаться, ехать.) А где передвигается автомобиль, автобус и поезд? (По земле.)
Как называется транспорт, который передвигается по земле? (Наземный). Назовите еще наземный транспорт.
Что за птица: песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт. (Самолёт). А как вы догадались? (Потому что самолёт похож на птицу, он летает, но он не вьёт гнезда, а перевозит людей и грузы).
А если нам нужно отправиться в Афорику и быть там сегодня? Что делать? На чём? А почему на самолете?
Дети. Лететь, самый быстрый.
Воспитатель. Где передвигается самолёт? (По воздуху). Как бы вы назвали одним словом транспорт, который передвигается по воздуху? (Воздушный). Назовите ещё воздушный транспорт. (Дети выбирают воздушное транспортное средство, закрепляем понятие «воздушный транспорт»).
По волнам дворец плывет, на себе людей везет. (Корабль)
Почему вы так думаете? (Ответы детей). А где передвигается корабль, лодка? (по воде). Значит, как можно назвать весь этот транспорт? (Водный). Назовите ещё водный транспорт.
Для чего нужен транспорт? (Для передвижения людей и грузов).
Воспитатель. Я предлагаю вам разделиться на две команды: одна из которых будет называть виды транспорта, а другая – быстро отыскивать картинки и размещать на карте.
Только прежде нам нужно решить:
- ветка водного транспорта будет какого цвета? (желательно, синий);
- ветка наземного транспорта – какого цвета? (голубой);
- ветка воздушного транспорта – какого цвета? (серый).
Воспитатель.
У меня возник вопрос: Куда мы отнесем подводные лодки и батискафы?
А куда отнесем поезда метро? Как обозначим?
Поезда надземной дороги?
Воспитатель. Итак, мы с вами определили весь транспорт, о котором говорили.
4. Практический.
Воспитатель. Но у меня опять есть вопрос, на который я не знаю, как отвечать?
Дидактическая Игра «Хорошо – плохо».
А транспорт – это хорошо?
Воспитатель. Почему автомобиль - это хорошо?
Хорошо, что есть автомобиль.
Высказывания детей: Он красивый, можно ездить, перевозить грузы. Быстро передвигается. Можно легко доехать, а если на пути горы?
А когда транспорт – это плохо?
Воспитатель. Ребята, а бывает плохо, что есть автомобиль?
Дети. Выхлопные газы, может сбить машина, авария самолета, или теплохода.
Воспитатель. И чтобы не попали в аварию, нужно знать и соблюдать правила дорожного движения. Существуют правила как для водителей транспортных средств, так и для пешеходов. На дорогах есть ловушки, в которые легко
попасть, если не соблюдать правила. И если мы не будем их нарушать, с нами ничего не случится в дороге.
Дидактическая подвижная игра (малой подвижности) «Найди домик своему транспорту»
Воспитатель. Кто управляет наземным транспортом? Самолётом? Кораблём? Куда приземляются самолёты? Куда приплывают корабли? Какие бывают поезда?
Скажите, куда прилетают самолёты, где они приземляются? (На аэродроме, аэропорте). Здесь у нас будет аэродром. (Воспитатель на стул картинку со схематичным изображением воздушного транспорта).
А куда приплывают пароходы, чтобы пассажиры могли сойти на берег? (К пристани, в порт). А здесь у нас будет пристань. (Воспитатель ставит на стул картинку со схематичным изображением водного транспорта).
А куда отправляется после работы наземный транспорт? (В гараж, депо). Здесь у нас будет место для наземного транспорта - гараж или депо. (Воспитатель ставит картинку со схематичным изображением наземного транспорта).
Каждому из вас я дам одну картинку, на которой будет изображено какое-нибудь транспортное средство. Вы внимательно посмотрите на картинку, подумайте, кем вы будете – лётчиком, капитаном или водителем. Все вы отправитесь на работу – повезёте людей и грузы. По моему сигналу, вы закончите работу и вернёте транспорт туда, где он должен находиться. Встаньте около того стула, где находится схема соответствующего транспорта.
Когда дети выполняют задание, воспитатель проверяет, спрашивает, почему тот или иной ребёнок встал около той или иной схемы. Повторяя игру, воспитатель предлагает поменяться картинками, а сам по ходу игры меняет схемы на стульях.
Игра повторяется 3 раза.
Вот у нас есть теперь очень хорошая подробная карта «Транспорта».
Воспитатель. Но есть еще загадки для меня, хочу узнать ваше мнение по этому поводу. Поможете мне разгадать: куда отнесем лошадь, быка, осла, ламу.
На них сейчас ездят, а для чего, скажите? А если едут бронетранспортеры, танки?
5. Итоговый.
Дидактическая игра «Диспетчер»
Воспитатель. Вы сегодня узнали, что транспорт можно разделить на три группы, в зависимости от того, где он передвигается. А теперь давайте вспомним, для чего нужен транспорт. (Перевозить грузы и пассажиров). Если на транспорте перевозят грузы, какой это транспорт? (грузовой). А если транспорт перевозит пассажиров, то это какой? (пассажирский).
А еще есть транспорт, который помогает людям выполнять определенную работу. Послушайте. Сейчас наши дети прочтут
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в диспетчера. Диспетчер – это тот человек, который по телефону принимает заявки на разные виды машин и отправляет их по назначению. (Воспитатель дает трубку ребенку, а сам описывает ситуацию, а ребенок называет машину, которую нужно отправить по вызову).
• Нужна помощь больному человеку;
• Пассажиры опаздывают на поезд;
• Требуется бетон на стройку;
• Нужно выкопать котлован для строительства дома; и т. д.
6. Рефлексивный.
Воспитатель. Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о транспорте? Каким он бывает? (Транспорт бывает наземный, воздушный, водный). По какому признаку мы сегодня разделили весь транспорт на три группы? (По месту передвижения).
Что нового вы узнали? Какой бывает транспорт? Вы молодцы! Мне было очень интересно с вами общаться.