Наталия Антоненко
Конспект НОД по составлению связного рассказа «Увидел скворца — знай: весна у крыльца» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
"Увидел скворца-знай : весна у крыльца"
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о перелетных птицах с помощью мнемосхем.
Программное содержание: закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах, формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы, упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели; развивать связную речь, умение детей соотносить символы с образами; воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить, приучать детей выполнению элементарных правил культуры поведения.
Публикация «Конспект НОД по составлению связного рассказа „Увидел скворца — знай: весна у крыльца“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Весна. Составление описательных рассказов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скворцы и скворечники. Мастерим домики для птиц
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Словарная работа: активизация в словаре названий перелетных птиц, материалов, из которых сделаны скворечники, кормушки.
Материал и оборудование:
демонстрационный -картинки «Скворец и скворечник», фонограмма «Голоса птиц», скворец вырезанный из картона, скворечник из коробки, слово «школа» на бумаге (висит на доске с начала занятия).
раздаточный - маски-ободки черного цвета – с черными клювиками для девочек, с желтыми клювиками для мальчиков. Маска скворчихи для воспитателя, маска-кошка для ребенка, листочки с пустыми окружностями, чтобы дети их заполняли, составляя схемы-модели, на всех детей у воспитателя нарисованы на доске, цветные карандаши – на всех детей.
Предварительная работа: чтение рассказов, стихов, загадывание загадок о птицах, наблюдение во время прогулок.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Методы и приемы:
Методы закрепления знаний и способов деятельности- объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы (беседа с детьми, объяснение, рассматривание картинок)
методы организации деятельности детей
методы взаимной деятельности педагога и детей (рассматривание картинок)
методы самостоятельной деятельности детей (рисование)
методы контроля и самоконтроля – игры, устный опрос (итог занятия)
методы формирования личностных результатов (воспитательные) – помочь скворцу найти свой домик -скворечник и узнать о жизни скворцов
Технологии:
технология мнемотехника
технология игровой деятельности
Ход непрерывной образовательной деятельности
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы поговорим с вами о весне, о перелетных птицах. Послушайте стихотворение о весне.
Взгляните, как стало красиво вокруг. Уже зеленеют деревья и луг.
Пришла к нам веселая гостья весна, И все пробудилось от зимнего сна.
Закройте глазки и представьте, что мы очутились в лесу. (звучит фонограмма «голоса птиц»).
Воспитатель:
- Ребята, о чем поют птицы? Чему они радуются? (Птицы поют о весне, они радуются солнышку, теплу).
2. Мотивация
Воспитатель показывает скворца вырезанного из картона и далее говорит за него.
- Ой, посмотрите, к нам залетел Скворец, но он такой печальный, грустный. Что с ним случилось?
Скворец говорит, что он прилетел с юга и не может найти свой домик-скворечник – забыл, какой он.
Нашел Скворец маленький домик из коробки, но боится поселиться в нем.
(воспитатель показывает детям домик из коробки).
- Ребята, давайте поможем Скворцу найти свой домик-скворечник и расскажем, почему птицам нельзя жить в домике из коробки.
3. Основная часть
Дети: домик из коробки может промочить дождь.
Воспитатель: - А в каком домике лучше жить?
Дети: - Лучше жить в домике-скворечнике из дерева.
Воспитатель: - А почему?
Дети: - Такой домик прочнее.
Воспитатель: - Тебе, скворец нужно найти вот такой домик-скворечник. (показывает картинку «Скворец и скворечник»).
Скворец : теперь я знаю, что мне нужно искать деревянный домик-скворечник. Улетает.
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что вы правильно рассказали Скворцу, какой нужно искать домик. Ребята, а вы хотите узнать о жизни скворцов? (Хотим).
Воспитатель: - Давайте превратимся в маленьких скворчат! Нужно сказать слова: - Я на ножке покручусь-
И в скворчонка превращусь!
(дети кружатся на одной ноге, надевают маски скворчат : с черными клювиками – девочки, с желтыми клювиками - мальчики).
Воспитатель: - Дважды покружилась и в маму – скворчиху превратилась! (воспитатель надевает маску скворчихи).
Воспитатель: -Теперь я мама – скворчиха, а вы мои детки – скворчата. Сегодня я буду вас учить, как правильно летать, добывать червячков из земли, прятаться от дождя и от кошки. Давайте поиграем.
Подвижная игра «Птички и кот».
В одной стороне группы – «птички», в другой (в домике) - «кот», роль которого играет ребенок.
Воспитатель: - Птички вылетают из гнезда!
Дети начинают бегать в разных направлениях, имитируя движение птиц, которые показывает воспитатель. «Кот» ловит «птичек», которые бегут к своей маме. Не поймав никого, «кот» возвращается в домик. Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель: - Скворчата! Возвращаемся в гнездо. Поиграли немного, а сейчас отправляемся в лесную школу.
«Дети-скворчата» идут за «мамой – скворчихой» и садятся за столы, на которых листы для создания схем-моделей и цветные карандаши.
Воспитатель:- Дорогие скворчата! Сегодня в нашей школе урок. Назовите перелетных птиц. (скворцы, ласточки …
Воспитатель: - А почему у вас клювики разного цвета? (у девочек-скворчат клювики черные, а у мальчиков-скворчат – желтые.
Воспитатель: - Я предлагаю вам составить рассказ о птицах. В этом нам помогут наши помощницы – схемы-модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы.
Воспитатель: - А кто у вас папа? (наш папа - скворец).
Воспитатель вывешивает картинку «Скворцы». Обговаривают как можно обозначить слово «скворец» в схеме - буквой «С», записывают в первый кружок.
Воспитатель: - Когда прилетают скворцы? (дети отвечают и рисуют в следующем кружочке солнышко, ручейки, проталины).
Воспитатель: - Как выглядит скворец,какой он? (дети отвечают и рисуют в следующем кружочке знак «?».
Воспитатель: - Где устраивают свои гнезда скворцы? И как они их утепляют?
(дети отвечают и рисуют в следующем кружочке скворечник).
Воспитатель: - Как поет скворушка? На пение каких птиц похожа его песенка?
(дети отвечают и рисуют в следующем кружочке головку птички с открытым клювиком, из которого вылетают нотки).
Воспитатель: - Какие скворчихи – мамы? Чему учит мама – скворчиха своих птенчиков?
Дети. Скворчихи очень хорошие мамы, они высиживают яички, кормят своих
птенчиков гусеницами, червячками, мошками, учат летать, узнавать сигнал
опасности.
Воспитатель: - Правильно. За сутки скворец и скворчиха прилетают к гнезду почти двести раз, и раз приносят своим птенцам еду. Мама – скворчиха учит своих скворчат добывать червячков из земли, прятаться от холода и дождя. (дети в следующем кружочке пишут слово «мама»).
Воспитатель: - Какую пользу приносят скворцы людям?
(дети отвечают и рисуют в следующем кружочке контур дерева, землю, внизу точками изображают насекомых).
Воспитатель: - А что полезного вы сделали для птиц?
(дети отвечают и рисуют в следующем кружочке букву «Я» или свое лицо.
Воспитатель: - А сейчас кто хочет рассказать про птиц?
Составление рассказов детьми.
4. Итог
Скворец : - Я летел мимо и услышал, чем вы занимаетесь в школе и постараюсь рассказать своим скворчатам об этом. А еще хочу сказать «спасибо». Я нашел домик-скворечник для семьи, там тепло и уютно. Приглашаю вас в гости. Я полетел вперед, а вы догоняйте меня.
Воспитатель: - Молодцы, сегодня мы много узнали о жизни скворцов. Давайте обратно превратимся в ребят. Для этого нужно сказать слова:
На одной ножке покрутись –
И в ребяток превратись. (дети крутятся и снимают маски).
Воспитатель: - Раз, два, три, четыре, пять – воспитатель я опять. (снимаю маску).
Воспитатель: - Ребята, что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнить? А что легко? А для чего всем нужна школа?
Молодцы, ребята, вы сегодня очень старались, но надо помнить и о других птицах и проявлять заботу о них. Зимой делать кормушки для птиц, а весной скворечники.
Скворцы
Скворцы прилетают ранней весной из теплых стран, когда на полях лежит снег. Солнышко пригревает землю, появляются первые проталины, везде текут ручьи.
Скворец – красивая,крупная птица. Все тело покрыто перьями черного цвета с зеленым отливом. У скворцов прямой длинный клюв : черный – у мамы-скворчихи, а у папы-скворца - ярко-желтый. Клюв помогает скворцу добывать из земли червячков.
Они устраивают свои гнезда в скворечниках и дуплянках, где выводят птенцов-скворчат. Утепляют свои гнезда сухими травинками, пухом, перышками, мехом, тканью, прутиками.
Скворушка очень любит петь, его песенка звонкая, красивая. Она похожа на пение других птиц: Ласточки, иволги, жаворонка.
Скворчихи – очень хорошие мамы. Они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками. Учит их летать, узнавать сигнал опасности, прятаться от холода и дождя.
Скворцы помогают человеку : они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
Зимой я делаю кормушки для птиц. Подкармливаю их зерном, семечками, хлебными крошками.