Любовь Мариампольская
Конспект НОД социально-коммуникативной направленности «Радость — свет доброты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширить и обогатить знание детей о доброте и ее роли в жизни каждого человека.
Задачи: Совершенствовать коммуникативные навыки: умение выслушивать товарищей, высказывать своё мнение и относиться доброжелательно к мнению другого. Закреплять и углублять знания детей о вежливости. Побуждать к совершению добрых поступков. Прививать детям этические нормы поведения.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД социально-коммуникативной направленности „Радость — свет доброты“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Чтение сказок, обсуждение мультфильмов, просмотренных дома; беседы по рассказам на нравственные темы, рассматривание иллюстраций с различными ситуациями, обыгрывание ситуаций.
Материалы и оборудование:
слайды, карточки – подсказки (пиктограммы, строки стихотворений А. Барто, смайлики, аудиозаписи песен.
Ход нод:
1. Приветствие
Здравствуйте, мои друзья!
Рада всех вас видеть Я!
И вас приветствую: «Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - тебе сказали,
«Доброе утро!» - ответил ты,
Будто ниточки связали теплоты и доброты.
*
Предлагаю этот клубочек доброго приветствия отправить по кругу и поделиться радостью встречи.
- «Доброе утро, Катюша!» - я рада видеть тебя.
Вижу - радость доброго приветствия расцвела улыбками на ваших лицах. Это значит - вы настроились на доброе общение и общее занятное дело. Это так?
А что, если нам самим организовать увлекательную игру. Согласны? Как вы думаете, какое главное правило в этой игре? (внимательно слушать вопросы ведущего, быстро отвечать или высказывать свое мнение).
Говорят: «Устами младенца глаголет истина». И хотя, вы уже не младенцы, но глаголить - говорить будете истинно, так, как думаете, и речь ваша будет красна (красива).
А тема нашей игры «Радость - свет доброты». Помощниками в игре будут ваши любимые сказки, рассказы, пословицы, басни, стихи.
Я предлагаю нашу игру сделать соревновательной. Согласны? Каждая команда будет состоять из пяти участников. Договоритесь, кто войдет в состав команды «Речецветик», а кто в команду «Добрословы».
2. Итак, первый раунд «Догонялки». Нужно определить, из какой сказки зачин и дать быстрый ответ. Каждый правильный ответ команды отмечается знаком (звездочкой).
- Жили - были старик со старухой. (Снегурочка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
- Жил старик со своею старухой (Сказка о рыбаке и рыбке).
- Жили - были лиса да заяц (Заюшкина избушка).
- Жила на свете бедная женщина (Кукушка).
- Жил - был старик, и было у него три сына (Сивка-бурка).
- В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь (Царевна-лягушка).
Итак, команда «Речецветик» заработала. звездочек, команда «Добрословы»
2. Ребята, вы наверное заметили, что в сказках и рассказах часто встречаются фразы, которые не прямо описывают события, а как — бы сравнивают его с чем- то похожим.
Например, если человек хитрит, обманывает кого-то, то говорят, что он «водит за нос». Или, про двух людей, которые идут или трудятся рядом, говорят, что они идут или трудятся «бок о бок».
Итак, второй раунд игры «Рассуждалки». На слайдах поочередно представляются герои произведений, которых можно объединить по одному качеству:
3. жадность («Два жадных медвежонка», «Лиса и журавль», «Сказка о золотой рыбке»);
4. доброта («Морозко», «Вовка - добрая душа», «Старик и яблоня»);
5. лень («Колосок», «Федорино горе», «Стрекоза и муравей»);
6. совесть («Огурцы» Н. Носов, «Косточка» Л. Толстой, (как кошку выгнали за разбитую мальчиком чашку).
Дети каждой команды, посовещавшись, определяют, какое качество объединяет героев, и рассуждают о нем, не называя самого качества. Зрители должны угадать, о каком качестве идет речь. Дети каждой команды представляют два качества по двум группам героев.
Сигнал к ответу - звук гонга. За рассуждение, которое зрители отгадали, команда получает звездочку.
Третий раунд игры «Загадалки». Мы приглашаем для участия в этом раунде наших гостей. Вы согласны? Значит, вы должны будете разгадать загадки без слов, в которых дети представят различные пословицы о дружбе, доброте и согласии (пословицы на слайде).
Вспомнить пословицы для представления ребятам помогут карточки - подсказки (пиктограммы). Договоритесь, кто какую роль будет исполнять.
Пословицы для представления в форме пантомимы (по три - на одну команду).
7. «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай»;
8. «Где лад, там и клад»;
9. «Грозен Семен, а боится Семена одна ворона»;
10. «Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось»;
11. «Кто зря сердит, у того голова и болит»;
12. «Не жалей минутки для веселой шутки»;
13. «Сам не дерусь, а семерых не боюсь»;
14. «У Знайки - Егорки - похвальба, да отговорки»;
15. «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен».
Подведение итогов
Четвертый раунд «Переживалки». События, которые происходят в сказках, рассказах или стихах вызывают переживания не только у героев, но и у читателей. Давайте представим, что за доброго героя переживают и неодушевленные персонажи, и передают свои чувства с помощью интонации, которой рассказывают произведение.
Вспомним известные вам строки стихотворений А. Барто «Зайку бросила хозяйка», «Уронили мишку на пол».
Команды, выбирайте для себя стихотворение и распределяйте роли, от лица которых каждый из вас будет читать стихотворение.
Роли стихотворения «Зайку бросила хозяйка» : зайка, хозяйка, скамейка, дождик (трава, ветер.).
Роли стихотворения «Уронили мишку на пол» : мишка, ребенок, который уронил мишку и оторвал лапу, ребенок, который не бросил мишку, пол. на который упал мишка, лампа (окно, дверь.).
Подведение итогов раунда.
Следующий раунд нашей программы «Пересочинялки». Как вы думаете, медвежата из сказки «Два жадных медвежонка» - дружные? Почему? Я предлагаю вам пересочинить сказку так, чтобы ее герои договорились сами, а не звали на помощь лису- обманщицу. 2 минуты пересочиняем сказку. Эти песочные часы - хранители времени. А. представит сказку вам помогут, эти атрибуты.
Г ерои, какой команды лучше договорятся, те и больше звездочек получат.
Подведение итогов раунда.
И последний раунд нашей игры «Объяснялки». Давайте порассуждаем, для чего живет человек (рассуждения детей, резюме педагога - для радости и счастья).
Каждой команде я предлагаю вспомнить одно из стихотворений Л. Мошковской «Счастливый остров» и «Необитаемый остров» А. Усачева. Вам нужно всей командой превратить стихотворение в рассказ и передать его содержание ярко, выразительно, интересно и так, чтобы представляли все участники команды. Скажите, на каком из этих островов вам жилось бы радостнее?
Подведение итогов.
А сейчас я предлагаю вам послушать замечательное произведение Л. Воронцовой, которое называется «Радость» (чтение рассказа и рассуждение о том, что такое настоящая радость).
Игра «Я улыбки собираю, я улыбки раздаю» (у каждого ребенка в конвертике по пять символических улыбок). Дети подходят к гостям, говорят им добрые слова. Если гость улыбается, ребенок дарит ему улыбку.
Песня «Сказка дарит доброту».
Подведение итогов.
Чем больше радости мы дарим.
Тем больше получаем мы взамен.
Я предлагаю всем вместе, и взрослым и детям исполнить замечательную песню Шаинского «Улыбка».