Светлана Прокудина
Конспект НОД «Сочиняем народную сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
Цель: Развитие связной речи старших дошкольников.
Основная образовательная область: Речевое развитие.
Задачи по основной образовательной области:
- учить детей сочинять мини-сказки на заданную тему.
- развивать монологическую речь.
Интегрирумые области: познание, художественно-эстетическое развитие.
Задачи по интегрируемым образовательным областям:
Публикация «Конспект НОД „Сочиняем народную сказку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Сочиняем сказку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- обогащать словарь образными выражениями, народными пословицами и поговорками.
- упражнять в подборе слов – антонимов.
- совершенствовать чувство ритма, общую координацию движений.
- воспитывать интерес к народному творчеству.
Виды детской деятельности:
-игровая
-сотрудничества
-коммуникативная
Формы работы с детьми:
- игра-путешествие, участие в игровых проблемных ситуациях, беседы, чтение стихов.
Оборудование:
- фонограмма со звуками птиц;
- мультимедийная система;
- презентация к НОД по мотивам русских народных сказок.
Демонстрационный материал:
- бумажные следы птиц и зверей;
- мнемотаблицы к сказкам;
- костюм Бабы Яги;
- письмо в конверте от Бабы Яги.
Предварительная работа:
Чтение детям русских народных сказок, рассматривание иллюстраций, рисование по мотивам сказок, отгадывание загадок, народных пословиц и поговорок.
Планируемый результат:
- Связно и последовательно озвучивать текст, пользуясь фонетически и грамматически правильной речью.
- Владеть навыками творческого рассказывания.
- Понимать смысл народных пословиц и поговорок.
- Проявлять эмоциональный отклик.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети :Да.
Воспитатель: В некотором царстве, в некотором государстве жил да был… А кто же там может жить?
Дети: Царь, принцесса, Кощей…
Воспитатель: Где же это сказочное царство, где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные следы. Вот и первый след. Куда он указывает, там и находится царство-государство. Ну, что ж, в путь! А чьи же это следы, как вы думаете?
Дети: Вот след ноги человека, след утюга, птицы, лап животных.
Воспитатель: Ой, ребята, да мы уже у самых ворот волшебного царства-государства. (Раздаются голоса птиц, дверь в комнату сказок открывается.)
- Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, мы свои.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько в сказочном лесу тропинок! Как вы думаете, кто из сказочных героев пробегал по ним?
Дети: Волк, медведь, Баба-Яга…
Воспитатель: Сейчас мы их покажем, повторяйте за мной!
(упражнения на развитие дыхания и мимику)
1. «Зайчик» - (Зайчик фырчит, из-за кустика глядит)
- Поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
На звуке (Ф) – тихий, резкий выдох.
2. «Мишка - ревун» - (Мишка ревёт, ребяток зовёт)
- Оттянуть вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы. Выдох на звуке (Ы) нижней диафрагмой.
3. «Лисичка улыбается» - (Лисичка улыбается, ротик открывается)
- Одновременно поднять вверх оба уголка рта.
Длинный, высокий, протяжный звук (И).
4. «Сердитая собака» - (Сердитая собачка сидит на цепи,
не лает, не кусает, а только рычит)
- Покусать сначала верхними зубами нижнюю губу,
Затем нижними зубами верхнюю губу. Выдох сильный, резкий
на звуке (В).
5. «Петушок» - (Петя- петушок, сел на шесток,
разинул роток: О-О-О-О-….)кукарекают на (О).
- Открыть рот овалом на звуке (О) в высоком регистре пропеть на одном дыхании.
Воспитатель: Вот мы и в сказочном царстве. Глядите, письмо кто-то потерял, а адресовано оно нам, дети. Прочтём?
Мальчишки и девчонки, ах-ха-ха!
Как же жизнь моя плоха.
Мочи нет одной мне жить.
С вами я хочу дружить.
Надоело мне летать
В этой старой ступе,
Мне б избушку побелить,
Как весна наступит.
На сто лет я сказок знаю,
Я сама их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу сдам в металлолом.
Я хочу хорошей быть
И карету заслужить.
Помогите! Помогите!
Сказку, сказку сочините!
Чтоб была я в ней не злая, а добрая!
(Появляется Баба Яга)
Баба Яга: Ну что, ребята, все собрались? Все меня узнали? Ну-ка, кто я? Правильно, Баба Яга. А вы кого ждали? Василису Прекрасную? Не пущу вас дальше, заколдую – заморочу, коль не ответите мне!
- Какие волшебные предметы есть в русских народных сказках?
Дети: Волшебная палочка, гребень, топор, шапка - невидимка, дубинка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, чудо-меленка, волшебное кольцо.
- На чём передвигаются сказочные герои?
Дети: На Гусях-лебедях, ступе, сапогах-скороходах, ковре-самолёте и т. д.)
- Какими словами заканчиваются многие русские народные сказки?
Дети :Был там пир на весь мир. Я на том пиру был, мёд и пиво пил, по усам текло, а в рот не попало. И жили они долго и счастливо. Сыграли они свадебку.
- А в каких сказках живу я, Баба Яга? Отвечайте: да или нет! («Василиса Прекрасная», «Морозко», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Теремок», «Финист - ясный сокол», «Жихарка», «Заюшкина избушка», «Иван Царевич и серый волк», «Аленький цветочек», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)
Баба Яга: И зачем вы детей мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я очень добрая, и я красивая,
Но только очень-очень несчастливая!
Как я устала быть злой старушкой!
Воспитатель: Ты устала быть злой старушкой? Надоело жить в избушке? А, так это ты Баба Яга, ты присылала детям письмо?
Баба Яга: Присылала! Присылала! Интересно, смогут ли они выполнить мою просьбу или нет. Мечта у меня есть заветная: стать доброй, воспитанной и образованной.
Воспитатель: Так в этом тебе обязательно помогут наши ребята! Поможем Бабе Яге? Придумаем про неё новую сказку? Ведь доброму слову - добрый ответ. Начнём твоё перевоспитание с веселой зарядки! Давайте сделаем «Звериную зарядку» :
- Раз – присядка, - дети приседают.
- Два – прыжок. – подпрыгивают.
Это заячья зарядка. – кладут ладошки на голову – «ушки на макушке»
А лисички, как проснутся, - кулачками трут глаза
Сразу любят потянуться, - потягиваются, отводят руки назад
Обязательно зевнуть, - зевают, прикрывая рот ладонью
Ну и хвостиком вильнуть. – двигают бёдрами из стороны в сторону
Ну, а мишка-косолапый, - слегка сгибают руки в локтях
Широко расставив лапы - ставят ноги на ширину плеч
То одну, то обе вместе – - переступают с ноги на ногу
Долго топчется на месте. – раскачивают туловищем
А наш Петя-петушок - ставят руки на пояс
Подняв красный гребешок, - поднимают голову вверх
Важно по двору шагает, - шагают, высоко поднимая колени.
Свою песню распевает.
(Восстановление дыхания)
Воспитатель: А теперь вдохнули через нос, плечи не поднимать. На выдохе пропели: «Ку-ка-ре-ку!» (Выполняется 2 раза).
Воспитатель напоминает, что у сказки есть начало, середина, где происходит появление нового героя, диалог, случается что-то необычное и конец. Обращает внимание детей на мнемотаблицы с изображениями сказочных предметов, героев.
Воспитатель: Я начну, а вы продолжите. В некотором царстве, в другом государстве, в дремучем лесу жила Баба Яга. И зверь, и птица лесные обходили её старую замшелую избушку на курьих ножках стороной. Злая и страшная Баба Яга не любила всё живое и красивое. Но вот однажды в дверь избушки постучали. Это был (а) (варианты ответов детей о новом герое). -Что ты тут делаешь, одна-одинёшенька? – спросил (а….(варианты ответов детей, почему ты такая сердитая?. -Я подарю тебе… (варианты ответов детей, эта вещь волшебная, и ты сможешь…. Обрадовалась Баба Яга, никто никогда ей доброго слова не сказал, а тут дар сказочный! Спасибо, гость дорогой, - и тут случилось чудо…. А Баба Яга стала…. Вот и сказочке конец, а кто …
Воспитатель : Как же все изменилось в новой сказке!
(игра «Слова наоборот»)
-Баба Яга была злая, а стала …добрая
-Её платье было грязным, а стало наоборот…чистым.
- Была глупой, а стала…. умной.
-Ночью темно, а днём….светло.
-Зимой холодно, а летом…. тепло.
-Деревья в лесу высокие, а трава, наоборот…низкая.
Баба Яга: Ох, и добрый конец у сказки! Глядите, платье-то моё страшное каким нарядом обернулось (показывает детям новое платье).Ох, а доброта-то во мне растёт с каждой минуткою, и узнала я от вас так много, что самому царю речи писать запросто могу! Спасибо, дети! Побегу добрые дела творить! (уходит)
Воспитатель: Да, ребята, чудеса творит добро! А какие пословицы можно вспомнить о добре?
Дети:
-Добрый конец всему делу венец.
- Добрые дела два века живут.
- Добро помни, а зло забывай.
-Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Худо жить без ласкового слова.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
-Не одежда красит человека, а его добрые дела.
-Добрые слова дороже богатства.
- В ком добра нет, в том и правды мало.
- Не ищи красоты, ищи доброты.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
-Доброе слово и кошке приятно.
- Делай другим добро — будешь сам без беды.
- Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
Воспитатель: Какая новая сказка вам больше понравилась? Почему? Нарисуйте дома иллюстрации к новым сказкам.