Романова Анастасия
«Сказочные царевны и необычный счет». Конспект НОД по ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной
арифметики – абакусом.
Задачи:
1. Познакомить детей с абакусом, его устройством и правилами работы на нем.
2. Развивать мелкую моторику и межполушарные связи, содействовать развитию интеллекта ребенка.
3. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
4. Развивать смекалку, фотографическую память, воображение.
Материал: абакус демонстрационный, абакус для детей.
Словарная работа: знакомство с понятием «абакус», вопросы, индивидуальные ответы детей, рефлексия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель встречает детей и задает вопросы:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Кто из вас в следующем году пойдет в школу? Знаете ли вы, что там делают? Какие науки изучают в школе? Как вы думаете, а наука математика – сложный предмет? (Ответы детей)
Воспитатель: А кто мне поможет решить примеры?
2+2
2+1
КРИКИ: «Помогите, Помогите!» (слайд 2, голос царевен)
Воспитатель: Ребята, это вы кричите?
Дети: Нет.
Воспитатель: А кто это?
Царевны: Это мы (3 слайд, картинка царевен)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто это?
Дети: Царевны!
Воспитатель: Царевны, что у вас случилось?
Царевны: Наш профессор на уроке математики дал задание – узнать про этот предмет. А если мы не узнаем, то нас вызовут к директору! Вы не знаете, кто нам может помочь?
Воспитатель: Кто может помочь царевнам, как вы думаете?
Дети: Мы!
Воспитатель обращается к царевнам: Что вы именно хотите узнать про этот предмет?
Царевны: (4 слайд, картинка царевен) Мы хотим узнать название этого предмета, историю возникновения, как называется каждая деталь этого предмета, и как с ним работать.
Воспитатель: Ребята, поможем царевнам узнать про этот предмет?
Дети: Да.
Воспитатель: Уважаемые царевны, мы с радостью вам поможем. Я знаю, что это за предмет, и с удовольствием поделюсь тем, что я знаю, с вами.
Воспитатель: Ребята? О чём просили нас царевны? Что нужно сделать вначале, и что потом?
Дети: Сначала как называется этот предмет, затем историю его возникновения, из каких частей состоит этот предмет,
и как с ним работать.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это за предмет?
И для чего он нужен? (На 5 слайде появляется картинка абакуса)
Дети: Счеты, считать.
Воспитатель: Как-то раз, при просмотре телепередачи «Удивительные люди» я увидела девочку, которая прибавляла и вычитала в уме очень большие числа, буквально за секунды. Мне стало очень интересно, как это у нее получается. В передаче озвучили, что обучают этим умениям при помощи этих счет. И мне захотелось больше узнать о них. Я стала много читать об этом, и я узнала, что эти счеты называются абакус. Поближе с ним познакомившись, я стала учиться работать на них.
Рефлексия.
Воспитатель: Как называются счёты, кто мне может повторить?
Дети: Абакус.
Воспитатель: Мы с вами узнали, как называются счеты, что дальше мы должны узнать?
Дети: Узнать историю возникновения.
Воспитатель: Впервые появились они в Китае много веков назад и назывались сунь-пань, но в дальнейшем эти счеты попали в Японию, где японские ученые их модернизировали и назвали абакус. Это самый главный инструмент, который был придуман для того, чтобы люди научились быстро и правильно считать в уме.
Воспитатель: Итак, мы с вами узнали об истории появления абакуса. Какой следующий пункт нашего плана мы должны выполнить?
Дети: Узнать, из чего он состоит.
Воспитатель: Как я вам и говорила чуть раньше, я читала много литературы про абакус, и сейчас вам про него расскажу.
Изучение абакуса. Посмотрите, из чего состоят счеты. Это «рамка», это называется «планка», это «ряды» с «косточками». Планка разделяет косточки на нижние – они называются «земные», и верхние – «небесные».
Изучаем числа от 1 до 4 на счетах.
Воспитатель: На абакусе считать всегда начинаем с крайнего правого ряда – это разряд единиц. Посмотрите, я поднимаю вверх одну земную косточку – это цифра 1, затем опускаю ее. Проделываю то же самое с числами 2, 3, 4.
Изучаем число 5 на счетах.
Воспитатель: В верхней части абакуса находится только одна косточка. Она означает цифру 5, ее мы добавляем указательным пальцем и отнимаем тоже указательным пальцем.
Физминутка. (Дует ветер нам в лицо, закачалось деревце. Ветер тише, тише. Деревце все выше.)
Воспитатель: Что мы с вами делали сейчас?
Дети: Мы рассказали об устройстве абакус.
Воспитатель: Что дальше по нашему плану?
Дети: Как работать на этих счетах.
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем посчитать легкие примеры на этих счетах. Присаживайтесь за столы.
Воспитатель: Для того, чтобы наши пальчики лучше считали, что мы можем сделать?
Дети: Гимнастику, упражнения.
Воспитатель: Я хочу с вами поделиться упражнениями, которые я знаю. Но эти упражнения для очень внимательных детей. Справитесь?
Кинезиологическое упражение «Колечко»
Воспитатель: Поочередно перебирайте пальцы рук, соединяя в
кольцо большой палец и последовательно указательный, средний,
безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца, а в обратном порядке – от мизинца к указательному.
Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе. Получается?
Дети: Да!
Воспитатель: Теперь мы с вами можем начать считать, возьмите счеты в руки, немного потрясите и поставьте на стол. Затем аккуратно положите. Все земные косточки расположились внизу, а все небесные упали на планку. Для того, чтобы их поднять, необходимо сжать пальцы (правой руки – правшам, левой руки – левшам) в кулак и освободить большой и указательный пальцы. Это наша «прищепка». А теперь зажмите «прищепкой» планку и проведите по ней: небесные косточки быстро взлетели вверх. Когда возле планки нет ни одной косточки – это цифра «0» на счетах.
Потренируйтесь несколько раз.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы готовы ответить царевнам на их вопросы?
Дети: Да.
Воспитатель: Царевны, мы готовы вам дать ответ.
Царевны: (слайд 6 – абакус и голос царевн) Как же называется предмет?
Дети: Абакус.
Царевны: (слайд 7, голос и картинка царевен) Где его изобрели?
Дети: Придумали в Китае, изменили и используют в Японии.
Царевны: Из чего он состоит? (слайд 8, голос и картинка царевен)
Дети: Рамка, планка, спицы и косточки.
Царевны: Что можно с ним делать?
Дети: Считать.
Царевны: (слайд 9, голос и картинка царевен) Спасибо, вы нам очень помогли.
Воспитатель: До свидания, царевны.
Воспитатель: Что на сегодняшнем занятии вам больше всего запомнилось?
Кому вы можете рассказать о том, что сегодня узнали? (Ответы детей)
Спасибо вам, ребята.