Татьяна Вячеславовна Суворова
Конспект НОД «Синица на ветке»
Тема: «Синица на ветке».
Цель: продолжение знакомства детей с нетрадиционной техникой рисования c помощью манной и пшенной крупы.
Задачи:
- образовательная: продолжать формировать навыки детей работать с гуашью;
-развивающая: развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
-воспитательная: воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое, воспитывать любовь и стремление помочь птицам.
Публикация «Конспект НОД „Синица на ветке“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций с изображением птиц;
наблюдения за птицами в природе,
чтение художественной литературы «Зимующие птицы».
Материал: раскраска птицы «СИНИЦЫ» на каждого ребёнка, ватман (A3) с нарисованным на нём деревом «БЕРЁЗОЙ», салфетки, баночки для воды, гуашь, кисточки, клей, ножницы, мани пшённая крупа, картинки с изображением птиц, музыка (голос синички, Вивальди, отрывок произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь»).
Непосредственно образовательная деятельность:
Ход:
I.Организационный момент.
Звучит музыка: Отрывок произведения П. И. Чайковского «Времена года. Январь.
Вышел на просторы погулять мороз,
Белые узоры в косах у берёз.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко).
О каком времени года написано это стихотворение? (О зиме).
И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний лес, который может подарить вам интересные встречи.
Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,
Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.
II.Основная часть
Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Птицы просыпаются с солнышком и целый день ищут себе корм. Голодная птичка холодной ночью может погибнуть.
Люди всегда любили птиц. Птицы радуют нас своим пением, красотой. Но мы тоже должны заботиться о птицах. Ведь зимой им так трудно найти корм. Как же мы можем помочь птицам? (ответы детей)
Да, нам нужно развесить для них кормушки и насыпать корма.
Покормите птичек, если вы увидите их возле своего дома. Они будут клевать все, что вы им дадите (зерно, хлебные крошки, семечки).
Воспитатель читает детям стихотворение:
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. Александр Яшин.
Релаксационное упражнение «Согрей птичку».
Давайте представим себе, что вы нашли замерзающую птичку- синичку. (Выражение удивления, огорчения). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на неё, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке, выпускают на волю. (Выражение лица радостное).
Сообщения темы.
- Ребята, отгадайте загадки:
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет
Крошки собирает
(Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черная шапочка
И полоска шарфиком. (Синица).
- Ребята, какие это птицы? Как назвать одним словом? (зимующие)
- Почему зимующие? (т. к. остаются зимовать)
- Чем питаются птицы зимой?
-Приходилось ли вам видеть эту птицу? (показ иллюстрации с синичкой) А как называется эта птичка? (Синичка)
Дети, а давайте послушаем голосок синички. (включается музыка) какой голосок у этой птички? (тихий, спокойный)
-Ребята, а где вы видели синичку?
-Почему синица прилетает к жилью человека?
-Как мы можем помочь птицам? (построить кормушки)
- Ребята, птичке нашей одной грустно, давайте сделаем ей подружек-синичек.
-Мы будем разукрашивать синицу, которая сидит на ветке, используя при этом манную и пшённую крупу.
-А как выглядит синичка (Грудка желтая, головка почти черная с зеленоватым отливом, щечки беленькие, а хвостик и крылышки тоже почти черные, но на солнышке отливают синим цветом).
Перед тем, как рисовать, мы должны сделать пальчиковую гимнастику:
На ладонь посадим птичку,
Кормим милую синичку,
Птичка зёрнышки клюёт,
Деткам песенки поё т:
«Тень, тень, потетень,
Я летаю целый день».
Сообщение 1: Синица - очень подвижная птица. У нее короткое округлое туловище (овальное, маленькая головка, глубоко втянутая в плечи с очень коротким острым клювиком. Крылья короткие, тонкие, но сильные ноги с длинными пальцами. (сообщение готовила Арина Сарычева)
Сообщение 2: лапки имеют 3 пальца спереди и один палец сзади лапки. Пальцы заканчиваются когтями. Хвост похож на рыбий. Оперение и окраска птицы очень разнообразная. (сообщение готовил Федя Калин)
III. Практическая часть.
Ребята, давайте повторим из каких частей состоит туловище птицы?
-А теперь рассмотрим последовательность выполнения рисунка птицы. Сначала мы, ребята, будем работать с манной и пшенной крупой. Возьмите в руки клей и намажьте на ваших листочках грудку у птицы клеем. Затем на клей насыпаем пшенную крупу. (Дети вместе с воспитателем выполняют задание)
А теперь намажем клеем все остальные части тела птицы. Не забываем использовать салфетки при работе с клеем! Оставшиеся части тела посыпаем манной крупой.
А теперь берем в руки кисточки и красками будем "оживлять" птичку! Раскрасим синичку таким образом : голова, спинка и хвостик - черные, а крылышки - синие! Синие-пресиние, именно поэтому и зовут ее синичкой!
Во время рисования включается музыка. Воспитатель помогает детям только советами, словесной подсказкой, не прибегая к прямому вмешательству в детский рисунок.
IV.Заключительная часть.
Коллективный анализ детских рисунков. (Выставка рисунков) короткая беседа о содержании получившихся рисунков. Приклеивание птичек-подружек к дереву.
Итог занятия (рефлексия)
- Молодцы! Удивительные работы получились у вас! Расскажите, чем они вам понравились? (Дети рассказывают, делятся впечатлениями).
- Из ваших работ мы тоже организуем выставку – панораму «Посмотри, посмотри, что за птицы -синицы» в нашем саду и пригласим гостей – пусть полюбуются нашими работами.