Татьяна Федотова
Конспект НОД по реализации национального компонента «Шыже толын унала» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Учреждение «Отдел образования администрации Волжского муниципального района»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 9 №Колосок» д. Часовенная
Конспект НОД «Шыже толын унала»
Провела: Федотова Т. С.,
учитель марийского языка
Проверила: Окашева О. Г.,
руководитель РМО учителей
марийского языка в ДОУ
д. Часовенная, 2014
Публикация «Конспект НОД по реализации национального компонента „Шыже толын унала“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Конспект НОД по формированию целостной картины мира и развитию речи
Тема: «Шыже толын унала».
Цель: Закрепить знания об осени
Программное содержание. Учить детей слушать и воспринимать текст без наглядной опоры, находить несоответствия. Продолжать учить составлять описательный рассказ об осени (ранней и поздней, закреплять названия осенних месяцев, признаки осени. Расширять представления о лесе. Воспитывать бережное отношение к лесу и лесным обитателям.
Словарная работа: шыже толын, чара чодыра, лышташ велеш, мардеж, йшто- шокшо, янлык-влак.
Предварительная работа: Наблюдение за природой в разное время года, заучивание стихотворений об осени, песни, отгадывание загадок.
Материалы к занятию: фонограмма: звуки леса; листочки клена вырезанные из цветной бумаги разных цветов, макеты леса, муляжи грибочков.
Ход занятия.
Под осеннюю мелодию дети входят в зал, оформленный как осенний лес, свободно располагаются по залу.
Воспитатель. Вот художник так художник: все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим: кто художник этот?.
Дети. Осень! (Шыже)
Шыжым кум тылзе:– февраль, июнь, март.
Дети исправляют: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель. Шыжым уремыште сай: кече онча, шокшо…
Дети. Осенью погода часто холодная, дождливая, пасмурная.
Воспитатель. Йоча-влак панамкым чият, шортикым, катам….
Дети. Осенью надевают плащи, куртки и сапоги.
Исполняется песня «Шыже толын».
Воспитатель. Йоча-влак, шыже толын унала? Кузе пален улыда?
Дети: урожай собрали (тиде ковышта, паренге, кияр, кешыр, шоган, дни становятся холоднее, дети одеваются теплее, птицы улетают в теплые края…
Воспитатель. Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Я буду называть вам четырех птиц, а вы будете выбирать одну лишнюю. И надо объяснить, почему она лишняя.
-голубь, воробей, синица, ГРАЧ.
-кукушка, аист, ласточка, ВОРОНА.
- ворона, сорока, воробей, ЖУРАВЛЬ.
Воспитатель. Йоча-влак, ончалза, могай мотор, сылне чодыраште! А кунар тыште лышташ! Айста лышташ дене модына?
Давайте возьмем красивые, осенние листочки и весело с ними поиграем:
Ме шыже лышташ улына,
Пушегыште шинчена
Мардеж пуале- чоештена
Чоештена, чоештена
Мландыш эркын шинчына.
Модына - Лышташ могай тсан?
Ведущий. Как листочки хороши! Поиграли от души. А теперь вспомним стихотворение о листьях. Лышташ нерген почеламутым ойлена.
Ведущий. Йоча-влак, ончалза, лышташ гыч могай корным ыштыме…Кушко тудо нангая?
Ребята, посмотрите, а вот какая – то дорожка из листочков. Очень интересно: куда же она ведет? А давайте пройдемся по ней и сами все узнаем. (Дети идут по дорожке из листьев, которая приводит их к домику-дупло на слайде)
Ведущий. Вот и домик небольшой, да красивый, расписной.
Кто же в домике живет, кто же нас здесь в гости ждет?
Загадка о белке. (ур)
Воспитатель: Правильно, белка. Вот белка письмо оставила в дупле. Давайте прочитаем? Мый ур улам! Мый модаш йоратем, шыжым понгым погем, телылан ямдылем. Ончалза: мыняр шуко понго чодыраште! мыланем погаш полшыза.
Воспитатель: Айста погаш полшена. А мыняр понго погыныш?
Сосчитай грибочки в корзиночка (Икыт, кокыт, кумыт, нылыт, визыт, кудыт, шымыт, кандаше, индеше, лу)А как сделать поровну?
Воспитатель: Ме чодыраште могай янлыкым ужын кертына? (мераым, пирым, рывыжым, маскам).
Маска мыланна модышым ямдылен.
Итог. Дидактическая игра «Да или нет».
Давайте вспомним что бывает осенью! Да – хлопаем в ладоши, нет – руки на пояс.
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну, а птицы гнезда вьют?
А, букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птицы в стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки – надевать.
Итог занятия
- Дети, возьмите тот листочек, который больше вам подходит по настроению от нашего занятия и скажите, что вам больше вам понравилось сегодня (нравится ли вам осень)
(Красный-радостное настроение, желтый –хорошее, зеленый-грустное)