Татьяна Кашуба
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Волшебный мир теней» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 109»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
(МБДОУ «Детский сад № 109»)
Конспект ОД с элементами экспериментирования тема «Волшебный мир теней»
старшая группа
подготовила: Кашуба Т. А.
2019
Конспект ОД с элементами экспериментирования
на тему «Волшебный мир теней»
Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования „Волшебный мир теней“ в старшей группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тень, игры и эксперименты со светом и тенью
- Темочки
Основная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №109» на основе ФГОС ДО.
Возрастная группа : старшая.
Тема ОД: «Волшебный мир теней»
Образовательная Область: «Познавательное развитие»
(Ознакомление с окружающим)
Цель: Иметь представление о явлениях в неживой природе; прививать стойкий интерес к экспериментальной деятельности; развивать интерес к театрализованной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием «тень», дать представление о происхождении тени;
- формировать представления детей о таком явлении в жизни человека – как тень.
Развивающие:
- стимулировать желание детей экспериментировать;
-развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
- развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, речевая.
Активизация словаря: контуры, теневой театр, игры теней.
Материалы и оборудование: мольберт, проектор, ширма для теневого театра, настольная лампа, фигуры для теневого театра, контуры теней. неваляшка, машинка, верблюжонок, петушок, цветок, книга, птичка.
Медио сопровождение: мультфильм «Тень» (из серии Лунтик). Презентация «Теневой театр с помощью рук»
Предварительная работа с детьми: прочесть детям повесть «Питер Пен» Дж. Барри.
Индивидуальная работа с детьми: стимулировать речевую и мыслительную деятельность, с помощью вопросов побуждать к ответам отдельно взятых детей.
Ход ОД
Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Организационный момент.
- Ребята, давайте вспомним как зовут главного героя книги, которую мы с вами недавно читали?
-Какие удивительные вещи происходят с Питером Пеном? Кто мне скажет, что потерял Питер Пен уже в самом начале истории?
- Интересно, а у нас с вами есть свои собственные тени?
- А у кого еще есть тень?
- Как много интересных ответов я выслушала, но как вы думаете можем ли мы потерять свои тени как Питер Пен?
Ответы детей
(Питер Пен)
Ответы детей
(тень, и др. варианты)
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
2. Вводная часть.
- Я вам предлагаю отправиться в «волшебный мир теней» и уже там узнать ответ на этот вопрос.
Но попасть туда совсем не просто. Наш друг Питер Пен оставил нам подсказки – тени разных предметов. Следуя за этими тенями, мы сможем попасть в волшебный мир теней.
(по пути в музыкальный зал, расклеены картинки - контуры, детям нужно найти и отгадать что изображено на них)
3. Основная часть.
- Ребята, вот мы с вами и оказались в волшебном мире Теней.
Но где же тени? Вы их видите?
Опыт 1. «Как появляется тень? Время суток» - Что нужно для того, чтобы появилась тень?
(рассматриваем приготовленное оборудование Мольберт и лампу)
- Посмотрите, что находится у меня на столе?
- А что такое глобус?
- Давайте пометим красным кружочком где сейчас находимся мы с вами.
- А сейчас представим, что наша лампа – это солнце. Какое время суток на земле, когда на неё светит солнышко?
- Какое время суток будет на противоположной стороне, на которую не падает свет? На земле бывает день и ночь, солнце и тень.
Итог: тень образуется от любого непрозрачного предмета, когда на него попадают световые лучи.
Опыт 2. «Предмет и его тень» - Ребята, отгадайте, про что я сейчас рассказываю: -Я иду, она идет, я стою, она стоит, побегу, она бежит.
- Тень – это наше отражения. Сейчас все вы станите моими тенями, давайте попробуем догнать нашу тень или убежать от неё. Ну что получилось догнать тень?
- На что похожа тень от каждого предмета?
Итог: все предметы имеют тень, тень от предмета похожа на предмет, от которого она отбрасывается.
(С помощью наводящих вопросов правильно формулируем вывод, включая в речь слова: одинаковая, такой же формы круглой, квадратной, треугольной, столько же предметов.)
Опыт 3. «Чудесные превращения тени»
- У меня есть волшебная коробка. Посмотрите, что в ней находится?
- Пусть фонарик у нас будет солнышко. Утром солнышко восходит над землёй и первые лучи его попадают на окружающие предметы. Посветите на геометрические фигуры, где появилась тень?
- Почему появилась тень?
- Место где нет солнца – называется «затенённое». У тени есть один секрет, она в одно мгновение может превратить вас в высоких великанов и низких гномиков. Давайте проверим!
( с детьми формулируем вывод следующим образом: если предмет расположен дальше от источника света, он загораживает меньше света и тень от него будет маленькой, а контуры отчётливыми, если близко - тень будет большой, а контуры расплывчатыми)
Физминутка.
- Ребята, во все времена тень помогала человеку. С помощью неё он определял время года, время суток. А еще с помощью тени взрослые придумывали интересные развлечения для детей. Давайте посмотрим на экран? Что на нём изображено?
(на экране появляются картинки с контурами теней, теневой театр с помощью рук).
- Сейчас нам наши гости попробуют изобразить руками интересных животных, на мольберте. (приглашаются педагоги повторить то, что изображено на экране).
- Ну а теперь и мы с вами ребята попробуем сделать тоже самое.
Театрализованная постановка сказки «Теремок»
- С помощью тени, артисты в театре могут показать зрителям интересные спектакли. Такой театр называется «Теневой театр». Давайте мы с вами немного поиграем с тенью и придумаем интересный спектакль.
(детям предлагается на выбор готовые фигуры героев раздаёт каждому ребёнку фигуру на палочке).
- Я предлагаю вам разыграть свою сказку
(далее разыгрывается сказка «Теремок»
Ответы детей
Дети высказывают свои предположения (включить свет, тень отбрасывают предметы, когда светит солнце)
Ответы детей:
(глобус)
(макет Земли)
(приклеивают кружок к приблизительному месту нахождения)
(день)
Ответы детей
(дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение. Затем педагог вновь вращает глобус и предлагает рассказать, что делают обычно дети, когда Земля и Солнце занимают такое положение)
Ответы детей
(тень)
(дети повторяют движения за воспитателем)
(ответы детей)
(дети выдвигают гипотезы, затем опытным путё м проверяют эти гипотезы: берут различные предметы, располагают их между источником света и экраном)
Ответы детей
(фонарики)
(туда куда не попадают солнечные лучи)
(фигура не пропускает солнечные лучи)
(дети подходят близко и отходят далеко от источника света)
(ответы детей)
(дети пробуют показывать то что изображено на картинке).
(дети по очереди подходят к ширме когда слышат имя своего героя)
4. Заключительная часть.
Появляется фигурка Питера Пена (теневой театр)
Питер Пен: - «Привет девчонки и мальчишки! Понравилось вам в волшебном мире теней? Вы многое узнали во время путешествия! Расскажите мне пожалуйста
- «Почему тень движется?,
- Можно тень взять в руки? тень живая?
- У кого есть тень?
- Что можно делать с тенью?
- Почему тень прячется и убегает от нас?
- Может ли человек потерять свою тень?
Спасибо вам за ваши ответы, я предлагаю вам посмотреть мой любимый мультфильм про «Тень»
(ответы детей)
Итог:
(в заключении предлагается детям в группе посмотреть мультфильм про «Тень»)