Приложение МААМ

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Вулкан» для детей подготовительной группы

Константинова Валентина
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Вулкан» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Цели занятия: - закрепление знаний о природном явлении – извержение вулкана;

- формировать представления о типах вулкана, которые они представляют, а так же их пользе;

- развивать познавательную активность детей;

- воспитывать бережное отношение ко всему живому;

- учить правильному поведению в природной среде.

Словарная работа: вулкан, кратер, жерло, лава, подножие, «спящий», «потухший», «действующий» - вулканы, макет.

Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования „Вулкан“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Оборудование: макет вулкана, картинки вулканов : «спящий», «потухший», «действующий», презентация «Извержение вулкана», халат, перчатки, состав «лавы» : сода, вода, лимонная кислота, пасхальная краска – красная, запись звуков извержения вулкана, экран, ноутбук, колонки, проектор.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята я очень рада вас видеть. У меня сегодня отличное настроение, потому что ярко светит солнце, оно дарит мне весеннее настроение. И я хочу подарить вам, ребята. Тоже хорошее настроение.

Сегодня у нас с вами пройдет занятия не в нашей группе, а в настоящий лаборатории.

Воспитатель: А вы знаете как себя правильно вести в лаборатории?

1. Нельзя трогать приборы и инструменты без разрешения.

2. Не пробовать на вкус и запах вещества.

3. Не проделывать с веществами неизвестные опыты.

Воспитатель: Давайте наденем специальную одежду, так как в настоящей научной лаборатории нужно находиться в специальной одежде. (надевают халаты)

Воспитатель: - Вы хотите узнать, о чём мы сегодня будем говорить?

Тогда, давайте сначала отгадаем загадки о природных явлениях.

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села

Что это такое? (Молния)

Вот какой обжора есть:

Всё на свете может съесть.

А когда воды попьёт –

Обязательно уснёт.

Что это? (Огонь)

Летит орлица

По синему небу,

Крылья распластала.

Солнышко застлала.

Что это? (Облако)

На небе стукнет,

А на земле слышно.

(Гром)

Огонь плясал, пел огонёк,

В костре горел огнём пенёк,

А над костром столбом седым,

Вставал, клубился горький.

(Дым)

Приближается гроза,

В небо поднял я глаза.

Там, как будто слон могучий,

Серая большая…

(Туча)

Её подножье травянисто,

Трава высока, шелковиста;

Повыше – заросли кустов,

Ряды колючек и шипов;

Ещё повыше – хвойный лес

Стволами поднят до небес;

Вершина – голая скала.

Скажите, кто она?

(Гора)

Я чёрный страшный великан

Что делать мне – решаю сам

Могу я спать, могу рычать.

Огонь и пепел извергать

А ну, попробуй угадать

Как же меня звать? (Вулкан)

Да, речь пойдёт о вулканах. Сегодня мы вспомним всё то, что изучали.

Основная часть.

Беседа о вулканах.

Послушайте стихотворение о вулкане и ответьте на вопрос.

- Что такое вулкан?

Вот вулкан – это гора,

А внутри горы – дыра.

Из горы идет дымок,

Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:

Просыпается вулкан.

Вот гора вся задрожала,

Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,

Небо видно еле-еле.

Не ходи ты, лучше там,

Где проснувшийся вулкан.

(Это огнедышащая гора, гора большая с крутыми склонами и т. д.)

- Какие вулканы вы знаете?

(«спящие», «потухшие», «действующие»)

Все вулканы по своей высоте бывают разные. У многих вулканов на вершинах лежит снег.

- Как вы, думаете почему?

(Чем выше поднимаемся в горы, тем прохладнее становится воздух, поэтому на высоких горах, всегда очень холодно. Когда очень холодно, вода замерзает и превращается в снег и лёд. А вулканы, как мы сказали – это горы).

- Какие вулканы называются «действующими»?

(«Действующими» вулканами называются, те вулканы, которые время от времени выбрасывают из своего жерла горячие газы и пар).

- Какие вулканы называются «спящими»?

(«Спящими» вулканами называются, те вулканы, которые считаются

действующими, но в настоящее время не извергаются).

- Какие вулканы называются «потухшими»?

(«Потухшими» вулканами называются, те вулканы, которые не проявляют признаков активности уже много лет, значит его извержение в будущем будет маленьким, не таким как всегда).

- А чем отличается «спящий» вулкан от «потухшего»?

(«Потухший» вулкан покрылся мхом, зеленью, а «спящий» вулкан недавно извергался, видна застывшая лава).

-А почему вулкан извергается?

(Вулкан извергается из-за того, что внутри Земли температура так высока, что всё находится в расплавленном жидком состоянии. На поверхности Земли температура намного ниже, поэтому вещество образует твёрдую корку. Когда внутри поднимается очень - очень высокая температура этой раскалённой жидкости магме не хватает места. Внутри Земли раскалённая жидкость называется магмой. А когда выходит на поверхности Земли называется лавой. Вырывающая на поверхность раскалённая лава и есть извержение вулкана. Так повторяется много раз. И постепенно вырастает гора).

Чтение легенды о вулкане.

Послушайте легенду внимательно, а потом ответьте: - Почему вулкан называют богом огня?

«Давным – давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу огня – Гефесту. Странный это был бог: некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. Когда происходило землятресение, над горой появлялся дым, огонь. Люди говорили: «Это работает Гефест».Древние Римляне дали этому богу имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название - вулкан.

Жил на свете бог по имени Вулкан. Нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжёлым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда вулкан работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным рёвом летели раскалённые камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнём их жилища, не засыпало пеплом их сады и поля. Говорят с тех пор, все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Просмотр презентации «Извержение вулкана».

(4 слайд) Спал вулкан,

И вдруг проснулся, встрепенулся.

(5 слайд) Сделал выброс пепла, дыма.

(6 слайд) Город погрузил во мрак.

(7 слайд) Грохот, взрыв.

Лава вдруг взметнулась ввысь.

В кратере вулкана огненная лава, поднялась наверх.

(8 слайд) Дождь посыпался огнём.

(9 слайд) Лаве некуда деваться.

Поплыла по склонам вниз.

Извергается вулкан.

Пепел собирает в облака,

Воздух сильно раскалён.

Молнии видны кругом.

(10 слайд) Весь вулкан окутан лавой.

(11 слайд) Льются огненные реки лавы.

(12 слайд) Вулкан начал угасать.

Лава стала застывать.

(13 слайд) Вулкан устал, последний сделал вздох.

И вдруг уснул.

(14 слайд) Про него давно забыли.

Дождик сверху поливал.

Вулкан воду набирал.

Набиралась, набиралась.

(15 слайд) И образовалось.

Озеро чудесное, глубокое, бездонное.

Вот и презентации конец, а кто смотрел и слушал, молодец!

Физкультминутка «Вулкан».

Вулканы начали «вулканить» (присесть, постепенно подъём

Из жерла лаву извергать. на носочки, руки поднять вверх,

По склонам лава потекла потянуться, сделать

И землю сильно обожгла. несколько встряхиваний

Спустя века закашлял злой расслабленными кистями рук,

Вулкан и пеплом и золой. опустить руки вниз).

Вулкан гремит, вулкан пыхтит! (руки на пояс, поднимаем их вверх

Как грозен он сейчас на вид! с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак – 2 раза).

Но вот он начал уставать - (медленное опускание рук с одновремен-

Огонь в нём начал угасать. ным приседанием вниз).

Последний раз огнём дохнул (сидя в приседе, долгий сильный выдох. дышат как драконы – извергают огонь).

И на десятки лет заснул. (складывают руки под щёку и «засыпают, спят»).

(Надевают халаты)

Рассматривание макета вулкана.

Макет – это уменьшённый предмет в несколько раз.

- Какой это вулкан?

(«спящий» вулкан»)

- Как вы определили?

(Видна застывшая лава, которая недавно извергалась)

- Какой формы вулкан, на что он похож?

(Похож вулкан на конус, на пирамиду)

- У основания вулкан, какой?

(У основания вулкан широкий)

- Как называется широкое основание вулкана?

(Широкое основание вулкана называется подножием)

- Верхняя часть вулкана похожа на воронку.

- Как она называется?

(Верхняя часть вулкана похожая на воронку называется – кратер)

- А как называются боковые части вулкана?

(Боковые части вулкана называются склонами)

- Как называется середина вулкана, уходящая в глубь?

(Середина вулкана, уходящая в глубь называется жерлом)

- Как называется огненная жидкость, выходящая из жерла вулкана?

(Огненная жидкость, выходящая из жерла вулкана называется лавой)

- Как вы думаете опасно, страшно людям жить рядом с такой горой?

(Да, людям страшно жить рядом с вулканом)

- Чем это грозит?

(Случится беда)

- А что происходит обычно перед извержением?

(Перед извержением вулкана происходит - землетрясение)

- А сможет ли кто - то подсказать, помочь людям о наступающем извержении вулкана?

Показ опыта воспитателем.

Сейчас мы попробуем его оживить.

(Заранее приготовлена жидкость, которая вливается в кратер вулкана. Дети наблюдают «извержение вулкана»).

Вулканы извергаются по – разному. Иногда они как – будто взрываются, выбрасывая лаву вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромный столб дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь обсыпает склоны гор. А бывает, лава вытекает «спокойно». У нас в стране много вулканов.

Заключительная часть.

Сегодня мы говорили о вулканах, об извержениях.

- Вам понравилось?

- Что вы узнали сегодня нового?

Все сегодня молодцы, хорошо поработали.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Секреты тётушки Коробки». Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшей разновозрастной группы«Секреты тётушки Коробки». Конспект НОД с элементами экспериментирования с детьми младшей разновозрастной группы Интеграция образовательных областей. «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,.

Детский мастер-класс по аппликации с элементами рисования «Одинокий вулкан» в подготовительной группеДетский мастер-класс по аппликации с элементами рисования «Одинокий вулкан» в подготовительной группе Программные задачи: Формировать умение детей создавать вулкан с помощью салфеток, передавать характерные особенности морских животных;.

Конспект беседы в подготовительной группе «Вулкан», посвященной Дню вулканологаКонспект беседы в подготовительной группе «Вулкан», посвященной Дню вулканолога Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию конспект беседы в подготовительной группе «Вулкан», посвященной дню вулканолога.

Конспект НОД по конструированию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Белые айсберги»Конспект НОД по конструированию с элементами экспериментирования для детей средней группы «Белые айсберги» Разработчик Михайлова Олеся Владимировна Интеграция образовательных областей: «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие»,.

Сценарий познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей средней группы «Опыты профессора Почемучкина»Сценарий познавательного развлечения с элементами экспериментирования для детей средней группы «Опыты профессора Почемучкина» Цель: Развитие любознательности и познавательного интереса у дошкольников. Программные задачи: Обучающие: - расширить представления детей.

Конспект развлечения с элементами экспериментирования «В гостях у фокусника»Конспект развлечения с элементами экспериментирования «В гостях у фокусника» Конспект развлечения с элементами экспериментирования «В гостях у фокусника». Задачи: Развивать любознательность, наблюдательность, активизировать.

Конспект занятия «Нева — главная река Санкт-Петербурга» с элементами экспериментирования для детей старшего возрастаКонспект занятия «Нева — главная река Санкт-Петербурга» с элементами экспериментирования для детей старшего возраста Тема: «Нева-главная река Санкт-Петербурга» Цель: продолжать знакомить детей с главной рекой Санкт – Петербурга, её особенностями, значением.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Волшебная соль»Конспект НОД с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Цель: ознакомление детей.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Маршрут терренкура в подготовительной группе с элементами экспериментирования «В гостях у осени»Маршрут терренкура в подготовительной группе с элементами экспериментирования «В гостях у осени» Организационный момент Приветствие. Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Говорю я вам «Привет!» Улыбнись скорей в ответ.

Автор публикации:
Конспект НОД с элементами экспериментирования «Вулкан» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 11 ноября 2023 в 14:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования «Вулкан» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Константинова Валентина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД