Фокеева Надежда Ивановна
Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технологии «Весна. Прилет птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность
с элементами ТРИЗ - технологии по
формированию лексико – грамматических средств языка
и развитию связной речи для детей
группы компенсирующей направленности с 5 до 6 лет.
Тема: «Весна. Прилет птиц»
Разработала:
учитель – логопед
Надежда Ивановна Фокеева
2023год
Цель: Развитие лексико – грамматического строя и связной речи.
Речевое развитие
Формировать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже; преобразовывать существительные в им. падеже ед. числа во мн. число;
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Закреплять умение правильно употреблять предлоги (В, ИЗ, ПОД, НА, БЕЗ);
Закреплять навыки словообразования сложных слов и навыки словоизменения; правильно согласовывать глаголы с существительными ед. и мн. числа;
Работать над предложением: учить составлять предложения с сравнительным союзом «КАК».
Закреплять умение задавать вопросы
Познавательное развитие
Расширять и активизировать словарь детей по темам «Весна», «Перелетные птицы»
Расширять и закреплять представления детей о перелетных птицах, об образе жизни птиц;
Закреплять умение дифференцировать перелетных и зимующих птиц.
Социально-коммуникативное
Формировать способность творчески относиться к речевой деятельности, самостоятельно контролировать произношение поставленных звуков.
Словарная работа: чернокрылый, длинношеий, длинноногий, белогрудый, тонконогий.
Оборудование: магнитная доска.
Материал: картина «Путаница» (с изображением признаков весны и других времен года, массажный мяч,
маски птиц (ласточка, скворец, сова, воробей, синица, грач, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц в черно-белом изображении (аист, журавль, жаворонок, скворец, грач, соловей, дятел, синица, сорока, математический набор, зеркала по количеству детей, салфетки,карточки с цветным изображением перелетных птиц (аист, журавль, жаворонок, скворец, грач, соловей,
пособие для игры «Кто куда прилетает» (карточки с изображением ласточки, скворца, грача, журавля; карточки с изображением мест для прилета птиц (ласточкино гнездо, болото, пашня, скворечник, деревянное яйцо.
Предшествующая работа:
Беседы на темы: «Пришла весна», загадки о птицах, рассматривание книг, альбома «Перелётные птицы».
Ход образовательной деятельности
Организационный
Введение в деятельность
-Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня
день. Какое время года за окном? Давайте вдохнем глубоко весенний свежий воздух.
Работа над дыханием: вдох через нос, длительный выдох через рот… Дети стоят полукругом
Ответ детей
Основной
Давайте с вами вспомним, а без чего весны не бывает? Весны не бывает без теплого солнышка. (Дети передают друг другу массажный мячик и произносят ответы)
Примерные ответы детей: Весны не бывает без пения птиц. Весны не бывает без подснежников. Весны не бывает без весеннего дождика. Весны не бывает без зеленых листьев.
Правильно, а теперь присаживайтесь за столы. Присаживайтесь к зеркалам, сегодня наша гимнастика для языка будет называться «Птицы»
Покажите клюв птиц – «Трубочка»,
клюв аиста острый и длинный – «Иголочка»,
клюв дятла стучит – «Молоточек»
Ребята посмотрите художник рисовал картину «Весна», все ли приметы весны он изобразил правильно (Выставляется картина "Путаница") Чего весной не бывает, как в другие времена года?
Образец ответа: Весной птицы не улетают в теплые края, как осенью.
А сейчас мы с вами немного разомнемся
Координация речи с движением «Журавль»
Логопед: По болоту я хожу, во все стороны гляжу,
Часто нагибаюсь, клювиком питаюсь,
Я схожу на ручеек, заварю себе чаек.
Буду пить-попивать, и весну встречать!
Мы с вами немного размялись, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Да-Нет». Я надену на одного из вас маску птицы. А тот кто в маске, должен угадать какая маска ему досталась с помощью вопросов. Вопросы задавайте так, чтобы мы могли отвечать только «да» или «нет». ( Например: это перелетная птица)
На детей по очереди одеваются маски птиц.
Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, что это за маска на нем.
Предполагаемые вопросы детей (Это перелетная птица? Она большого размера? Она белая? Она живет в болоте? У неё длинные ноги? У неё длинная шея)
Ребята, вы отлично справились.
Перед вами черно – белые изображения птиц.
Отметьте любыми геометрическими фигурами только перелетных птиц.
А какие птицы остались не отмеченными? Почему?
Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть и научиться образовывать новые слова из двух предложенных. Например: если у птицы длинные ноги, она длинноногая?
Отвечать будет тот, к кому прикатится мяч.
Если у грача черные крылья – грач … (чернокрылый);
у скворца тонкие лапы – скворец … (тонколапый);
у жаворонка звонкий голос – жаворонок … (звонкоголосый);
у аиста острый клюв – аист … (остроклювый).
На магнитной доске изображения пашня, гнезда под крышей дома, скворечника и болота, а под ними карточки с изображением птиц (ласточки, скворца, грача, журавля). Логопед предлагает детям правильно расставить птиц. Логопед: Кто куда прилетает? Кто прилетает в скворечник? – Скворцы.
Кто прилетает в гнездо под крышей дома? – Ласточки.
Кто прилетает на болото? – Журавли.
Кто прилетает на пашню? – Грачи.
Логопед предлагает детям найти силуэтные изображения птиц и прикрепить их соответственно месту обитания.
Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?
Правильно, птицы уничтожают вредных насекомых, защищают парки, сады, леса, поля, огороды, птицы радуют нас своим щебетанием, людям становится веселее, радостнее жить, птицы разносят по земле семена ягод, трав, цветов.
Что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они с радостью возвращались к нам?
Дети передают друг другу массажный мячик и предлагают свои варианты ответа.
Заключительный.
Рефлексия.
Птицы будут вить гнезда и высиживать птенцов, а из чего появляются птенцы?
Предлагаю детям взять в руки деревянное яйцо и передавать его друг другу, сказав, что сегодня было интересно выполнять на занятии. Ответ детей