Ирина Васильевна Кожинова
Конспект НОД в средней группе на тему «Знакомство с народной культурой, традициями. Игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
с воспитанниками в средней группе
Тема: «Знакомство с народной культурой, традициями, промыслами (игрушки)»
Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познание», «Речевое развитие».
Ведущая интегративная область «Художественно - эстетическое развитие»
Публикация «Конспект НОД в средней группе на тему „Знакомство с народной культурой, традициями, Игрушки“» размещена в разделах
- Игрушки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Форма – проведения: занятие-путешествие.
Возраст детей: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Цель: знакомить детей с народным декоративным искусством посредством народных игрушек : матрёшки, дымковской лошадки, филимоновской свистульки.
Программные задачи:
Образовательные:
• уточнить знания детей о величине, форме предметов;
• расширить представления детей о происхождении народных игрушек, познакомить с их характерными особенностями;
Развивающие:
•развивать у детей познавательный интерес к народным игрушкам;
•развивать навыки художественного творчества детей при лепке и росписи;
•развивать коммуникативные навыки и желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
•развивать творческую фантазию, пополнять словарный запас с помощью народных игр и художественных произведений.
Воспитательные:
•воспитывать любовь к народному творчеству и искусству;
•воспитывать уважение к талантливым народным мастерам, создающим яркую народную игрушку.
Демонстрационный и раздаточный материал:
•Матрёшки (5-составные);
•Заготовки для поделок – из картона, втулок от бумажных полотенец;
•Пластилин, фломастеры;
•Ширма для кукольного театра, кукла «Дед Филимон»;
•Демонстрационный материал по теме «Дымковская роспись»;
•Призы – филимоновские свистульки;
Методы и приемы:
•словесные беседы, вопросы поискового характера, рассказы, чтение стихов.
Наглядный: демонстрационный материал
Игровые: дидактические, малой подвижности, физкультминутка, сюрпризный момент
• Практические моменты: самостоятельная работа детей.
Ход НОД:
Воспитатель: - Здравствуйте дети! Меня зовут Ирина Васильевна!
Встанем в круг все мы дружно,
Поздороваться нам нужно.
Говорю тебе «привет»,
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй, правая рука,
Здравствуй, левая рука,
Здравствуй, друг,
Здравствуй, друг,
Здравствуй наш весёлый круг!
Какие вы дружные, и видно, любите играть? Скажите, дети, у вас есть любимые игрушки? Какие? (ответы детей).
- Давным-давно, когда ваши бабушки и дедушки были малышами, игрушки были совсем другими. Хотите, я поделюсь секретом, какими игрушками они играли?
Проходим с детьми на ковёр, становимся вокруг стола, на котором лежит мешок с игрушками.
1. Воспитатель: У меня здесь есть волшебный мешочек, попробуйте отгадать, какая игрушка в нём спряталась :
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются - … ( дети отвечают: матрёшки).
Как вы думаете, из чего изготовили матрёшек?
Ответы детей (матрёшек изготовили из дерева и раскрасили яркими красками). Дети рассматривают наряд (платок, сарафан, украшения на сарафане.
Воспитатель: Матрёшка – русская народная игрушка. Вы же знаете, что эта игрушка с секретом (предлагаю потрясти матрёшку над ухом, в ней спряталась целая семья матрёшек-красавиц! И, как и все русские красавицы, матрешки любят водить хороводы и петь звонкие песни. Предлагаю детям поставить матрёшек на середину стола, и станцевать для них песню «Матрёшки – маленькие крошки» (в проигрыше берёмся за руки и водим хоровод).
2. Воспитатель: Дети, а что это вдали за домик такой интересный? Из трубы дымок идёт. Подойдём поближе, да посмотрим, какие игрушки старинные здесь поселились. (подходим к столу с избушкой дымковской).
Посмотрите, дети, какая яркая, весёлая, расписная избушка. Давным-давно жили в таких избушках народные умельцы, лепили игрушки из глины, а, чтобы они стали твёрдыми и ими можно было играть, ставили в горячую печь. Дымок от печи виден издалека. Так и прозвали это место – село Дымково, а игрушки – дымковскими. Вынут из печи игрушки, а играть то ими скучно, не весело. Решили народные умельцы раскрасить весёлым ярким узором лошадок, чтобы детишек повеселить.
Наши то лошадки совсем грустные, видно только из печи. Как вы думаете, дети, чем развеселить дымковских лошадок? (ответы детей). Предлагаю их украсим цветными кругами и точками из пластилина?
Но сначала разомнём наши пальчики (пальчиковая гимнастика с кисточкой) :
Пальчиковая гимнастика
Мы пирог испечь решили,
Ловко тесто замесили, (катаем кисточку между ладоней)
Хорошенько раскатаем, (темп ускоряется)
В печку жаркую поставим. (влево, вправо поворачиваем ладони)
Самостоятельная работа детей
Под весёлую музыку дети наклеивают и прижимают шарики пластилина на объемные фигурки, затем сравнивают свою работу с образцом и обнаруживают, что узор отличается. Ставлю перед детьми проблемную задачу – чем можно воспользоваться, чтобы переделать круги в кольца. Дети ставят точки на середине пластилиновых шариков, чтобы получились кольца.
Вот и повеселели наши лошадки. Эх. Прокатимся с ветерком! (дети имитируют скачку лошадок). Научим наших лошадок наперегонки скакать?
Игра артикуляционно-пальчиковая «Скачки»
3. Воспитатель: что-то заигрались мы с дымковскими лошадками, надо им отдохнуть. А нас еще в гости ждут! (подходим к театральной ширме, дети рассаживаются на стулья). Показ кукольного театра «Филимон и его свистульки» :
Филимон: - Здравствуйте, внучата! Давно вас поджидаю, да без дела не сижу, свистульки леплю. Любят взрослые и дети мои свистульки, даже прозвали их Филимоновскими. Вот, внучат своих решил порадовать игрушкой новой - свистулькой звонкой. Вылепил из глины, просушил в печи. Да только помощь мне ваша нужна, никак не успеваю всем своим внучатам свистульки раскрасить. Вы мне поможете? Вот и узор, подходящий подготовил (указывает на ставни, украшенные филимоновским орнаментом).
Самостоятельная работа детей
Дети украшают красными и зелёными полосками картонные втулки- фигурки котят.
Филимон: - Какие молодцы, помощники! Котята у вас получились – точно, как мои свистульки. Мои могут только свистеть, а с вашими и поиграть, и сказку придумать да показать можно! За это вот вам мои гостинцы (достает из сундучка свистульки, дарит их детям).
Воспитатель: Мы тоже порадуем тебя, дед Филимон. Устроим с детьми настоящую филимоновскую свистопляску! Предлагаю детям одновременно посвистеть в свистульку (под музыкальное сопровождение) и поиграть котиком (пальчиковый театр).
Рефлексия: Вот и узнали вы, дети, какими игрушками играли ваши дедушки и бабушки, когда были маленькими. Предложите дома вспомнить эти игры. Думаю, все с удовольствием и сейчас поиграют с вами в игрушки своего детства – матрёшки, дымковские лошадки, филимоновские свистульки! Сейчас можно еще подойти к тем народным игрушкам, с которыми больше понравилось играть: разобрать матрёшку, посмотреть, сколько их внутри; поскакать на дымковской лошадке, поиграть с филимоновскими котиками- свистульками.
Окончание: Очень жаль мне расставаться,
Но пришла пора прощаться
Чтобы нам не унывать,
Нужно крепко всех обнять.