Галина Шведова
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
с использованием здоровьесберегающих технологий
для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!»
Воспитатель: Шведова Г. А.
Программное содержание:
Продолжать формировать представление о здоровье как одной из основных ценностей;
Дать детям представление об основных внутренних органах собственного тела, расширять знания о своем организме;
Публикация «Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий „Я здоровье сберегу, сам себе я помогу“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Обобщить и расширить знания детей о полезных продуктах, о взаимосвязи здоровья и питания;
Развивать интерес к заботе о своем здоровье, проявление самостоятельности; развивать потребность в простейших приемах самооздоровления (физкультминутки, дыхательная гимнастика, оздоровительные минутки).
Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, желание быть здоровым и красивым.
Воспитывать чувство коллективизма, умение быть командой;
Методы и приемы:
-сюрпризный момент
-познавательная деятельность с оздоровительной направленностью,
-двигательные упражнения
-дыхательная гимнастика
-оздороовительная минутка
-игра
-словесные методы
- наглядные методы
Словарная работа:
Активизация словаря: сердце, желудок, легкие, кишечник, пищевод, организм, внутренние органы.
Методические приемы:
Беседа, вопросы к детям, использование наглядного материала, заучивание поговорок, побуждение к ответам, поощрение.
Материалы и оборудование:
Схема тела человека, иллюстрации с изображением внутренних органов, предметные картинки – продукты.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстрационного материала об организме человека, загадывание загадок, беседы о строении тела, об организме, о пользе здорового питания, проведение упражнений, дидактических игр.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот». Я вам буду бросать мяч, и называть слово, а вы в ответ называете слово с противоположным значением.
Д/И «Скажи наоборот» (использование антонимов)
Воспитатель
маленький
молодой
худой
медленный
злой
грустный
родной
высокий
волос короткий
волос светлый Дети
большой
старый
толстый
быстрый
добрый
веселый
чужой
низкий
длинный
темный
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, как вы думаете, о ком сейчас мы говорили?
Дети: О людях.
Воспитатель: послушайте легенду.
«Давным-давно на горе Олимп жили- были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали они решать: «Каким должен быть человек?» Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть умным», третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один из богов сказал так: «Если и сила, и ум, и здоровье – все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать-решать, куда бы его спрятать? Один предлагал спрятать здоровье глубоко в синем море, другой – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека!» Так и живет с давних пор человек, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»
Воспитатель: Что значит, быть здоровым? (не болеть, быть крепкими, закаленными)
- Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? А ты здоров?
- Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его, потому что никто не позаботиться о вас лучше, чем вы сами. Запомните поговорку: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!». Ребята, а вы хотите больше узнать о себе?
Беседа «Органы»
Воспитатель: Внутри тела находятся органы, которые помогают человеку, расти и развиваться.
- Ребята, положите руку на грудную клетку, как я. Давайте тихонечко посидим и прислушаемся к себе. Чувствуйте, как внутри что-то стучит?
Ребята: Да
Воспитатель: Что же это такое?
Дети: Это сердце.
Воспитатель: Сердце очень важный орган. Увидеть его мы не можем, но можете услышать, если приложим руку к грудной клетке, как только что сделали.
Воспитатель: Как выглядит сердце?
Ребята: (Выходит и показывает на схеме орган – сердце)
- Это сердце.
Воспитатель: молодец! Правильно.
Сердце человека размером чуть больше его кулака. Сожмите свой кулачок, и мы увидим у кого какое сердце.
Воспитатель: Ребята, скажите, как работает сердце?
Ребята: сердце работает и днем и ночью без отдыха.
Воспитатель: А для чего оно служит?
Ребята: Оно как насос перегоняет кровь по всему организму.
Воспитатель: Сожмите и разожмите свой кулачок. Вот так сердце работает и днем и ночью без отдыха.
А развивает и укрепляет сердце – движение.
Физкультминутка: (дети заняли удобное и. п.)
Трали-вали! Тили-тили!
Головою покрутили.
Потянули руки вверх -
Прочь все жалобы и стоны!
Ну-ка в стороны наклоны
Наклоняемся к ногам.
Руки вверх, теперь вперед
Выдыхаем через рот.
Поднимаем, опускаем
Выдыхать не забываем.
А теперь трудней заданье –
Начинаем приседанья:
Сели-встали, сели-встали
Тили-тили! Трали-вали!
Хорошо! Теперь все вместе
Начали прыжки на месте.
Очень славные прыжки
Переходим на шажки!
Воспитатель: Молодцы! «Кто зарядкой занимается – тот здоровья набирается!». Послушайте теперь, как стало биться сердце? Слышите разницу? Если человек занимается спортом, его сердце работает быстрее, оно тренируется и становится более выносливым. Наше сердце никогда не останавливается. Поэтому его в шутку называют «мотором» нашего организма. Но даже такому выносливому мотору нужна наша поддержка. Сердце любит, когда его хозяин занимается физкультурой, запомните это!
Воспитатель: А теперь замрем и прислушаемся к своему организму. Что еще вы чувствуете и слышите. Кто скажет?
Ребята: мы слышим свое дыхание.
Воспитатель: У человека есть еще один важный орган, который, как и сердце работает без перерыва. Что это за орган? Назовите и покажите.
Ребята: (Показывает на схеме).
- Это легкие.
Воспитатель: Сколько их?
Ребята: Их два.
Воспитатель: Давайте попробуем. На несколько секунд задержать дыхание.
Не получается?
Ребята: нет.
Воспитатель: Значит, человек не может прожить без воздуха. Задержав дыхание, воздух в легкие не попадает, и мы начинаем задыхаться.
Воспитатель: Во время вдоха мы вдыхаем определенное количество воздуха. У всех оно разное и зависит от объема легких. У взрослых он больше, а у детей меньше. Хотите посмотреть какой объем легких у вас?
Ребята: Да.
- В этом нам поможет воздушный шарик. Наберите побольше воздуха в легких, а затем выдохните его в воздушный шарик и сразу же зажмите.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы!
Теперь мы знаем у кого какой объем легких.
Воспитатель: Скажите, что нужно делать, чтобы легкие были здоровыми и хорошо работали?
Ребята: Хорошо питаться, заниматься спортом, гулять на свежем воздухе.
Воспитатель: а еще нам помогает «Дыхательная гимнастика»
1. Дышим тихо, спокойно и плавно
Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос. Повторить 3-5 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
2. «Подыши одной ноздрей»
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка». 3-4. То же другими ноздрями. Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.
3. «Поющие звуки».
Таблица. И, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю.
Произнесите эту таблицу несколько раз, каждый раз на одном выдохе, сначала перед зеркалом и беззвучно, потом шепотом, затем без зеркала вслух, но на силу голоса не нажимать.
4. «Ветер» (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Примечание. Упражнение не только великолепно очищает, вентилирует легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще.
5. «Радуга, обними меня»
Цель: та же.
Исходное положение - стоя или в движении.
1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.
3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо. Повторить 3-4 раза.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что нам, чтобы жить, не достаточно только дышать, что нам еще нужно для жизни? (пища). Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Вот мы и поговорим сейчас о том, что происходит с человеком, когда он ест. Из тарелки пища попадает в ложку и отправляется в рот. Отсюда и начинается удивительное путешествие пищи.
- Кто расскажет об этом путешествии?
Дети: Во рту есть зубы. Они измельчают и перетирают пищу на мелкие кусочки. Слюна смачивает пищу, чтобы она легче прошла по пищеводу в желудок.
Воспитатель: Молодцы! Очень хорошо вы рассказали о путешествии пищи.
Воспитатель: А как выглядит желудок?
Ребята: (Показывает на схеме – желудок).
- Это желудок.
Воспитатель: Молодец! Правильно.
Да, сначала пища попадает в рот, и мы начинаем жевать. Для чего пережевывать пищу? (чтобы измельчить). Во время жевания пища не просто измельчается, она еще и смачивается слюной, и поэтому ее легче глотать. Дальше пища спускается по трубочке-пищеводу прямо в желудок (показ на пособии «Человек»). В желудке есть специальная жидкость – желудочный сок. Он помогает растворить пищу. В желудке пища «переваривается» и превращается в питательные вещества, полезные нашему организму. Сам желудок похож на мячик. И чем больше мы съедим, тем больше мячик раздувается. И если мы съедим слишком много (например, на дне рождения, желудок слишком растянется. Нам будет не очень хорошо: живот разболится, может даже стошнить. Поэтому мы с вами не будем переедать! Но вот желудок справился со своей работой – переварил пищу. Дальше пища, уже похожая на пюре, продвигается в кишечник.
Это такая длинная трубочка (показ веревки длиной 10 метров). Как же кишечник помещается внутри нас? (предположения детей). А все дело в том, что наш кишечник плотно свернут внутри нашего живота, вот так! (показ). Но никаких узлов не должно быть: не то пища застрянет и понадобится помощь врача). Переваренная пища двигается по кишечнику, и во время своего длинного путешествия отдает полезные вещества и витамины разным органам. А от того, что остается и нам не нужно, мы избавляемся в туалете.
Оздоровительная минутка.
Упражнение «Деревце» (для осанки)
Стоя, ноги вместе, руки опущены, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох. Плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом, вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево наливается силой, бодростью, здоровьем. (Выполняется 15-20 сек). Опустите руки и расслабьтесь. Присаживайтесь.
Воспитатель: Для здоровья сердца и легких мы с вами делали зарядку, а,
как вы думаете, что полезно для желудка и для всего нашего организма?
Что нужно организму человека, чтобы он был здоров и развивался?
Ребята: Человек должен употреблять полезные продукты, в которых содержатся разные витамины.
Воспитатель: Сейчас мы с вами вспомним эти продукты. И скажем, какую пользу они приносят нашему организму?
МНЕМОТАБЛИЦА
Воспитатель: Для чего нужны овощи и фрукты?
Ребята: Они улучшают пищеварение и защищают организм от простуды.
Воспитатель: Для чего нужны молочные продукты?
Ребята: Они укрепляют наши косточки.
Воспитатель: Для чего нужны каши и хлеб?
Ребята: Они укрепляют весь организм и дают энергию.
Воспитатель: Для чего нужны мясо и рыба?
Ребята: Они укрепляют наши мышцы.
Воспитатель: для чего нужны жиры и масло?
Ребята: Они делают нашу кожу, волосы, ногти крепкими и гладкими.
Воспитатель: Молодцы! Вы знаете, что относится к здоровым продуктам.
Воспитатель: Ребятки, но есть еще и вредная еда, которая вредит нашему здоровью. Назовите, пожалуйста, эти вредные продукты.
Ребята: Чипсы, сухарики, лимонад, жевательные резинки, пироженные, конфеты.
Воспитатель: молодцы! Вредные продукты вы тоже знаете.
Послушайте, какой диалог я услышала
Сценка
1. Жёлтая Фанта - напиток для франта
-Будешь Фанту пить, смотри, растворишься изнутри.
2. В мире лучшая награда – это плитка Шоколада
-В мире лучшая награда – это ветка Винограда.
3. Знайте, дамы, господа: “Сникерс” - лучшая еда.
-Будешь кушать “Сникерс” сладкий- будут зубы не в порядке.
4. Если много есть Горчицы – полетишь быстрее птицы
-Будешь много есть горчицы, будешь злей самой волчицы.
5. Я собою очень горд, я купил сегодня Торт.
-Фрукты, Овощи полезней, защищают от болезней.
6. В благодарность Пепси–Коле самым умным будешь в школе.
-Вкус обманчивый порой, Молоко пей дорогой.
7. Даёт силы мне всегда очень Жирная еда.
-Даёт силы нам всегда Витаминная еда.
8. Стать здоровым мне помог с красным кетчупом хот дог.
-Будешь часто есть хотдоги, через год протянешь ноги.
Воспитатель: А теперь скажите, что происходит с нашим организмом. Когда мы употребляем вредные продукты?
Ребята: начинают болеть зубы, желудок, живот, начинается аллергия.
Воспитатель: Молодцы! Совершенно верно.
Воспитатель: А сейчас давайте распределим эти продукты в корзинки, в зеленую положим полезные продукты, а в красную вредные. А я буду за вами наблюдать, правильно ли вы это делаете?
Д/И «Полезные и вредные продукты»
(Дети по очереди раскладывают карточки с продуктами по корзинкам) или выделяют фишками вредные (полезные) продукты на карточках.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с эти заданием.
Игра «Берем интервью»
(Воспитатель задает детям вопросы, предлагает детям взять интервью у гостей.)
Вопросы к гостям и детям: Что понравилось сегодня на занятии? Что узнали нового? Что было самым интересным? Давайте еще раз назовем, что помогает человеку быть здоровым? (Зарядка, правильно питание, чистота, свежий воздух, режим дня). Как говорится в пословице :«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»