Галина Мишура
Конспект НОД по сказке «Крошечка-Хаврошечка» с использованием инновационных технологий (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 13 «Сказка» с. Николина Балка
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии
Тема: Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Темочки:
Воспитатель: Мишура Г. В.
Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих, игровых технологий, элементов ТРИЗ, сказкотерапии
(Подготовительная группа)
Тема: Чтение русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка»
Цель:
учить детей определять жанр произведения, чувствовать и понимать целесообразность использования в произведении выразительно-изобразительных средств, понимать характеры и поступки героев, правильно осознавать их мотивы, замечать переживания, чувства.
Задачи:
Обучающие: расширять знания детей о русских народных сказках;
закреплять умение отличать сказку от других литературных произведений;
учить детей анализировать сказку;
учить понимать эмоционально-образное содержание произведения;
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому народному творчеству;
воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу;
формировать художественный вкус;
воспитывать уважение к книге;
Развивающие: развивать интерес к русским народным сказкам;
приобщать детей к истокам русской культуры;
развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;
развивать познавательную и речевую активность детей, расширять словарный запас;
обогащать эмоции детей.
Методы и приемы: Наглядный (показ, демонстрация); чтение, обсуждение произведений художественной литературы, иллюстрированных энциклопедий, инсценировка и драматизация сказок, игра-викторина); организационный момент; физкультминутка,
Словарная работа: холсты, сборник, наливные.
Ход НОД:
(звучит сказочная музыка)
Воспитатель: - Давайте встанем в круг. Посмотрите, что это?
Дети: - Клубочек.
Воспитатель: - Как вы думаете, какой он?
Дети: - Волшебный.
Воспитатель: - Да, ребята, это волшебный клубочек, сила которого увеличивается от добрый и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово. А теперь, я передаю клубочек, и так по очереди всем детям. Можно сказать доброе пожелание, комплимент, ласковое слово.
Дети перечисляют ласковые слова
Воспитатель: - Вот и опять клубочек дошел до меня. Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими делами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что мы должны сделать, чтобы попасть в сказку?
(Дети перечисляют)
Воспитатель: - А еще как можно?
Дети: - Надеть волшебные башмачки.
Воспитатель: - Ребята, давайте наденем башмачки.
(Дети имитируют надевание башмачков)
Воспитатель: - Ребята, постучите каблучками и скажите дружно: «В сказку всем попасть нам нужно!».
Дети стучат каблучками и говорят под музыку: «В сказку попасть нам нужно»
Воспитатель: -
Руки расставьте в стороны как птицы.
Летим, теплый ветер нас обдувает,
смотрим на землю с высоты (руки над глазами).
Залетаем на облака, они мягкие, пушистые, прохладные.
Давайте на них немного покачаемся (пружинка).
Облака как ватные, нам приятно легко (перемещение по группе).
Приземляемся, снимите башмачки, а то они нас унесут далеко от сказки.
(Дети «снимают башмачки»)
Воспитатель: - И вот мы в гостях у сказки. Как обычно начинается сказка? С каких слов?
Дети: - Жили-были, это случилось давно, однажды в лесу, в некотором царстве и т. д.
Воспитатель: - Ребята. А о чем обычно рассказывается в сказках?
Дети: - О приключениях людей и животных, о загадочных и волшебных событиях.
Воспитатель: - Ребята, есть пословица: «У страха глаза велики». Как вы понимаете эту пословицу? В каких случаях ее говорят?
Дети: - Когда от страха чудится то, чего нет на самом деле.
Воспитатель: ребята, сегодня я принесла вам вот такую книгу. Что вы видите на обложке?
Дети: Иллюстрации.
Воспитатель: - Можно ли по иллюстрации догадаться, о чем эта книга? Что в этой книге рассказ или сказка?
Дети: Сказка.
Воспитатель: - Почему вы так думаете?
Дети: здесь нарисованы сказочные герои.
Воспитатель: - Что означают буквы на обложке?
Дети: название книги, фамилия автора.
Воспитатель: - Название этой книги «Бабушкины сказки» - это сборник сказок. Что такое сборник? Это книга, где не одна, а несколько сказок, рассказов, стихов. Фамилии автора здесь нет, а почему – мы узнаем, когда рассмотрим заднюю страницу обложки. Здесь дополнительные сведения о книге. Это русские народные сказки. Вот почему не стоит фамилия автора. Автор – русский народ. Иллюстрации к этой книге нарисовал Ю. Соловьёв. Кто изображен на обложке?
Дети: Медведь несёт Машу в коробе.
Воспитатель: - А сейчас я буду читать вам из этого сборника сказку, но в ней вам встретятся незнакомые слова: холсты, яблочки наливные. Холсты – это ткань изо льна, изготовленная вручную. Наливные яблочки – спелые, налитые соком. Сочные яблоки. А теперь, дети, давайте послушаем русскую народную сказку, которая называется «Крошечка-Хаврошечка».
Воспитатель читает сказку.
Игра-викторина
(за каждый правильный ответ ребенок получает одно яблочко)
Воспитатель: Действительно ли вы услышали сказку? Как догадались? Какие сказочные слова вы заметили?
Дети: Влезет Хаврошечка в одно ушко, вылезет из другого – все готово, Яблоки наливные, веточки серебряные. Листья золотые.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему сказка начинается словами : «Есть
на свете люди хорошие, есть похуже, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся»?
Дети: Потому что Крошечку-Хаврошечку взяли эти люди и работой заморили: она и ткёт и прядет, она и прибирает, она и за все отвечает. А хозяйские дети только и знали, что у ворот сидеть на улицу глядеть.
Воспитатель: - Какими были мачеха и ее дочери?
Дети: Злыми, завистливыми, хитрыми.
Воспитатель: - Какой вы представляете себе Хаврошечку?
Дети: Доброй, умной, работящей.
Воспитатель: - Как помогала Хаврошечке коровушка?
Дети: Помогала выполнять ей тяжелую работу: Хаврошечка в одно ухо влезет, в другое вылезет, готовые холсты подберет.
Воспитатель: - Как узнала мачеха об этом?
Дети: Она послала своих дочерей проследить за Хаврошечкой и Триглазка все увидела, как Хаврошечка в одно ухо влезла, а из другого вылезла и вся работа была сделана, потому что у нее два глазка заснули, а третий смотрел и все видел.
Воспитатель: Понравилась вам сказка?
Дети: Да!
Воспитатель: - А теперь немного разомнемся.
(Физкультминутка)
Эй, ребята, не ленитесь
На разминку становитесь.
Походим мягко, как лисята
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишка.
Вот свернулся еж в клубочек,
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.
Воспитатель: - Вы, наверное, захотели рассказать сказку дома своим родным. Давайте попробуем рассказать ее вот так, я начну, а вы закончите.
Воспитатель показывает иллюстрации к сказке и говорит :
- Жила у злых людей девочка Крошечка-Хаврошечка…
- А злые сестры…
- Целыми днями трудилась Хаврошечка…
- Велела мачеха коровушку…
- Выросла яблонька, появились на ней…
- Женился на Хаврошечке сильный человек…
(Воспитатель начинает, а дети по очереди продолжают сказку)
Воспитатель: - Вот теперь смело вы можете рассказать её родителям. Чему нас учит сказка?
Дети: Сказка учит быть добрыми, приходить на помощь другим людям.
Воспитатель: - Кто знает пословицы о доброте, дружбе, вежливости?
Дети:
- Вежливости открываются все двери.
- От доброго не бегай, а плохого не делай.
- За добрые дела всегда ждет похвала.
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Я тоже хочу, чтобы вы выросли добрыми, умными, воспитанными ребятами, чтобы вас все любили и уважали. А теперь подойдите ко мне. Нам пора возвращаться в детский сад. Надевайте свои башмачки. Потопайте каблучками, закройте глазки, вдохните воздух носиком и выдохните. А теперь мы скажем дружно: «В детский сад попасть нам нужно». Ребята, а где мы с вами побывали?
Дети: В сказке.
Воспитатель: Чем занимались?
Дети: Слушали сказку «Кошечка-Хаврошечка». Пересказывали ее.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, я принесла вам веточку яблоньки. Веточками яблоня качает и игру нам предлагает «Яблонька наклонись».Вы, ребята, в круг вставайте. Перед вами лежат перевёрнутые иллюстрации. Я буду яблонька, буду ходить за кругом, а вы будете говорить слова и выполнять движения:
Яблонька, яблонька наклонись, наклонись (два наклона вперед)
К доброму, к хорошему потянись, потянись (потянуться вверх)
От злого и плохого отвернись, отвернись (опустить руки вниз и отвернуть голову в сторону)
-Кого яблонька заденет, тот берет иллюстрацию, называет героя и рассказывает, за что этот персонаж нравится или не нравится и почему?
Воспитатель: - Кто это? Какой он?
Дети: Емеля – ленивый.
Воспитатель: - Что он любил делать?
Дети: Лежать на печи.
Воспитатель: - Кто это? Как он хвастал?
Дети: Это заяц – хвастун. Он хвастал – у меня не усы, а усищи…
Воспитатель: - А кто это? Какие добрые дела она делала?
Дети: Это – Крошечка-Хаврошечка. Она добрая, трудолюбивая. Ткала холсты, кормила коровушку, всю работу по дому выполняла…
Воспитатель: - А кто это? Какая она?
Дети: Это лисичка. Она хитрая.
Воспитатель: - С кем из этих героев вы бы стали дружить?
Дети: С Крошечкой-Хаврошечкой.
Воспитатель: - Почему?
Дети: Потому что она добрая, трудолюбивая.
Воспитатель: - Вот какие мы с вами молодцы!