Наталия Смотрова
Конспект НОД с детьми старшей группы по закреплению знаний по экологии и энергосбережению «Поможем коту Леопольду»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель деятельности педагога: Закреплять знания детей о понятии «экономика», через различные виды деятельности; формировать бережное отношение к природным ресурсам.
Задачи деятельности педагога:
• Образовательные:
- расширять представления об элементах экономики.
- формировать понимание единства человека и природы, дать образное и упращённое объяснение понятий энергосбережения электроэнергии, экономного
пользования водой, формировать у детей потребность в их экономии.
- развивать познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности.
• Развивающие:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Энергосбережение. Бережем электроэнергию
- Энергосбережение. Конспекты
- Темочки
- развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение;
- познакомить с понятием «экономия», «бережливость», показать, что экономия помогает учитывать ограниченность ресурсов.
• Воспитательные:
- воспитывать уважительные отношения к дорам природы;
- воспитывать финансовую грамотность, способствуя целостному развитию личности ребёнка, формированию у него адекватной системы ценностей и полной картины мира.
Материалы и оборудование:
Картинки к игре «Ток бежит по проводам», картинки к правилам безопасности с электроприборами, смайлики, ткань голубого цвета «ручеёк», сосуд, лейка, фартуки, одноразовые тарелочки, камни, песок, кувшин с водой, заготовки на продуктивную деятельность, клей, салфетки, ноутбук, колонки, аудиозапись голос «Кота Леопольда», музыкальное сопровождение, подарок для детей, подарки для гостей, коврограф, игра Воскобовича «Крестики».
Предварительная работа: знакомство с понятием «экономика природных ресурсов», рассматривание иллюстраций и беседа по теме «Учимся беречь энергию», «Экономим воду»; дидактические игры «Осторожно электроприборы», «Что вредно и полезно для природы», чтение книг «Куда идёт электричество», «Как вода попадает в дом", разучивание стихотворений, разучивание танца «Капельки прыг-прыг»; просмотр мультфильмов «Уроки мудрой совы».
Ход НОД.
1. Приветствие.
(Звучит музыка, дети заходят в зал, становятся полукругом перед гостями.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте поздороваемся. (Здравствуйте) Только ли словами мы можем выразить радость встречи? (Нет. Можно поприветствовать друг друга жестами.)
- Пусть каждый по очереди выберет смайлик по своему настроению и поделится им с другими. (Дети по очереди подходят к коврографу, выбирают смайлик, показывают соответствующее действие перед гостями и другими детьми.)
- Дорогие гости, покажите, а с каким настроением вы к нам пришли. Я рада, что вы все пришли с хорошим настроением.
2. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель: Слышите сигнал? (На экране появляется трубка, вызова.) Кто это может быть? (На мультимедийке изображение кота Леопольда.) Вы узнали героя? (Да. Это Кот Леопольд.)
Кот Леопольд : Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь! В этом месяце я уезжал на отдых. А когда вернулся, в почтовом ящике обнаружил квитанцию за коммунальные услуги и удивился, как много денег мне нужно заплатить в этом месяце и за свет, и за воду! Когда зашёл в дом, увидел ужасную картину! (картинка на экране) Вы только посмотрите, что натворили мои друзья Мыши! Ребята, помогите мне научить этих проказников порядку. Я слышал, вы защитники природы, расскажите нам, почему надо экономить свет и воду (На экране появляются Мыши, а рядом с ними на красном фоне символы: лампочка, капля, мусорное ведро.)
Воспитатель: Ребята, вы любите природу? (Да) А как вы её защищаете? (Сажаем деревья, подкармливаем птиц зимой, не раскидываем мусор, собираем макулатуру.) А вы знаете, как свет и вода связаны с природой? (Да. Это природные ресурсы. Это все даёт нам природа.)
Ребята, вы хотите помочь Леопольду? (Да.) Расскажем глупым мышкам, почему нужно бережно и экономно относиться к природным ресурсам? (Да)
3. Электричество.
Воспитатель: - Послушайте загадку и скажите мне, что является источником света?
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам.
Светлое величество!
Это? (дети хором «электричество»)
- Где рождается электричество? (Электричество рождается на больших электростанциях.) (На экране фото электростанции.)
- Как оно попадает к нам в дом? (По проводам электричество попадает к нам в дом.) (Фото высоковольтных столбов, проводов и дома.)
Воспитатель: - Правильно электричество по проводам приходит к нам в дом. Современные люди живут с комфортом, всю работу может выполнять бытовая техника. Давайте поиграем и вспомним, какие приборы-помощники есть в каждой семье. (Воспитатель раскладывает на полу картинки).
Игра: «Ток бежит по проводам».
Бежит ток как вода (бегают друг за другом змейкой) Вы ребята – провода. Змейкой прямо через лес, Вот и к нам он в дом залез. Ну-ка, ток, замри
(дети останавливаются, впереди стоящий поднимает картинку, называет ее и прикрепляет на коврографу,
И пылесос включить (говорит ребенок, становится сзади колонны)
Игра повторяется еще 3 раза с картинками микроволновая печь, стиральная машина, электрочайник. После игры дети подходят к коврографу.)
Воспитатель: Какие еще электроприборы вы знаете? (холодильник, фен, миксер, телевизор) А как же нам экономить электричество, если, у нас столько помощников? (Не обязательно каждый раз использовать их).
- Правильно. Если мы хотим съэкономить, можно обойтись и без электроприбора. А вот как это сделать, мы расскажем с помощью «Крестиков». Разделитесь на пары и пройдите к столам. (Дети подходят к столам. На столах лежат картинки предметов заменителей и наборы игр Воскобовича «Крестики») Вам нужно выложить предмет-заменитель и рассказать, как с его помощью экономить электричество! Приступайте. (Дети выполняют конструирование).
Воспитатель: Аня и Настя, какой предмет выложили вы? (Тазик. Можно постирать руками, чтобы не включать стиральную машину)
- Саша и Саша, какой у вас предмет заменитель? (Газовая плита. Вместо микроволновой печи можно разогреть еду на газовой плите)
- Катя и Маша, что у вас? (Чайник. Вместо электрочайника согреем воду в обычном чайнике.)
- Катя и Женя, у вас веник. Как он помогает экономить электричество? (Вместо пылесоса, можно взять веник)
Воспитатель: - А как вы ещё дома экономите электричество? (Выключать свет в комнате, если там никого нет; телевизор надолго не включать; раньше ложимся спать, можно заменить лампочки на энергосберегающие) Молодцы, правильно! Ну а если пришлось воспользоваться электроприборами, нужно помнить простые правила безопасности. (Ребенок берет свою картинку, рассказывает правило, прикрепляет картинку на коврограф, садится на стульчик.)
Саша В. : Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять!
Электричество опасно –
Это каждый долен знать!
Катя Т. : Все дети должны обязательно знать:
Электроприборы нельзя выключать,
Тогда когда руки мокры от воды.
Такая халатность – шаг до беды!
Серёжа С. : Нельзя играться с утюгом.
Он может стать тебе врагом.
Не приключиться чтоб беде,
Утюг нельзя включать тебе!
Маша С. : Нельзя тянуть за провода,
Ведь ток не дремлет никогда.
За вилку бережно бери
И потихонечку тяни.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вспомнили все правила, но главное: «Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых! (Дети хором).
Воспитатель: Ребята, а почему же необходимо экономить электроэнергию? Ведь вы сказали, что есть электростанции, пусть работают и дают нам столько электричества, сколько потребуется? (любая электростанция наносит вред природе)
Воспитатель: Электростанция вредят природе? А чем? (загрязняют воздух, истощают ресурсы природы) Совершенно верно! И если каждый из нас будет экономить электричество, то электростанции будут работать не во всю силу, и нагрузка на природу уменьшится.
(На экране мыши и загорается символ лампочки зеленым цветом.)
4. Вода.
Дыхательная гимнастика
Воспитатель: Ребята, вы слышите, что это? (Звук журчания воды.)
Это журчит ручеек. Вы хотите с ним поиграть? (Воспитатель разворачивает голубую ткань и дает в руки детям). Как течет ручеек? Быстро-быстро. (Дети трясут ткань.) Прибежал наш ручеёк. (Дети бегут по кругу, останавливаются)
Дует легкий ветерок. (Дети дуют на ткань).
Волны плещут на песок. (Дети покачиваются в стороны.)
Вдруг раздался страшный гром. (Дети топают ногами.)
И поднялся сильный шторм. (Дети поднимают ткань вверх и сильно дуют на нее.)
Стал тот ветер утихать (Дети дуют тише.)
Волны стали засыпать. (Дети опускают ткань на стульчики и садятся.)
Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть с ручейком? (Да) Давайте присядем рядом с ручейком и послушаем его журчание.
- Скажите, а для чего нужна вода? (Пить. Готовить еду. Купаться. Поливать растения)
- Правильно, для самого главного, для жизни! Еще в далекие времена наши предки понимали, что самое главное на нашей земле – это вода! Воду ласково называли водицей. Давайте вспомним, какие пословицы о воде мы знаем. Я начинаю, а вы продолжайте:
1. Где вода есть, …там и саду цвесть.
2. Была бы водица, а…зелень зародиться.
3. Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
- А можно взять воду из ручейка и попить? (Вода в реке грязная.)
- Правильно, ребята! Не всякая водица …для питья годиться. А как же она к нам в кран попадает чистой? (Ее очищают на специальных станциях, через большой фильтр).
Воспитатель: Если воду тратить бездумно сейчас, то скоро нам придётся платить за воду огромные деньги, чистую питьевую воду не так легко получить.
- Ребята, хотите сами попробовать очистить воду? (Да.)
5. Опыт по очистке воды.
(Проходят в экспериментальный уголок, надевают фартуки. На столе прозрачная емкость и тарелочки с песком, камнями, марлей. Воспитатель предлагает детям положить в лейку первым слоем ватный диск, вторым – песок, третьим – камни, четвертым – марлю и налить грязную воду.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая вода бежит через наш фильтр? (Чистая.) Значит, у нас получилось очистить воду!
6. Динамическая пауза.
Воспитатель: А предлагаю отдохнуть, превратиться в капельки и потанцевать.
Танец «Капельки прыг-прыг».
(Дети и воспитатель разбирают султанчики из корзины, становятся в круг. Корзина в центре круга
С неба капельки летели,
В ручейки попасть хотели,
И захватывая дух,
Капельки упали – бух!
Припев: Капельки – прыг-прыг,
Капельки – хлоп-хлоп,
Капельки – топ-топ-топ-топ-топ.
С неба капельки упали,
Ручейками побежали,
Побежали ручейки
И прозрачны и легки.
(Складываем султанчики в корзину.)
Воспитатель: Ребята, как вы дома экономите воду? (Я не включаю воду сильным напором. Слежу, чтобы кран был закрыт полностью.) А вы знаете, что если из крана будет капать вода, то в сутки напрасно потеряется 18 л пресной воды.
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь ее и береги –
Мы ведь на планете не одни!
7. Мусор.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем мышкам, как нужно правильно сортировать мусор. посмотрим, что же ещё натворили мышки? Что мы видим на картинке? (Мыши порвали и раскидали книги. Разбросали мусор.)
Воспитатель: Давайте расскажем маленьким проказникам, почему так делать нельзя. Трудно представить себе, что когда-то люди обходились без бумаги. Ведь сегодня у бумаги так много занятий: бумага в виде книжек, коробок, на стенах в виде обоев…
Без бумаги нам трудно представить нашу современную жизнь.
Воспитатель: Предлагаю с помощью кубиков рассказать, о том, какой долгий путь проделывает книга, прежде чем попасть к нам в руки.
1 Ребё нок: Жизнь любой книги начинается в лесу. Долго приходиться ждать, пока деревья вырастут.
2 Ребё нок: Лесорубы приходят в лес. Жужжит в умелых руках бензопила и одно за другим падают на землю деревья.
3 Ребё нок: На помощь лесорубу спешит трактор. Он подтягивает тяжелую ношу к реке. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению.
Воспитатель: А куда же идут эти деревья?
4. Ребё нок: Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат.
Воспитатель: Значит, получается, из них будут делать бумагу?
4. Ребё нок: Да. Деревья там распиливают, измельчают в опилки, и даже, варят, чтобы получить жидкое тесто, добавляют мел и отправляют в специальную машину. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные рулоны.
Воспитатель: Так переходя из машины в машину, дерево превращается в бумагу. А как же из бумаги делать книгу?
5. Ребё нок: До книги еще далеко. Сначала, писатель пишет рукопись. Редактор ее проверит и передаст художнику. Художник нарисует иллюстрации к тексту.
Воспитатель: Писатель написал рассказ или сказку, художник нарисовал. Но это только одна книга! А в нашей стране очень много детей, и все они мечтают прочитать эту книгу. Как же быть?
6. Ребё нок: Книгу отправляют в типографию.
Воспитатель: Типография? Что это?
6. Ребё нок: Это книжная фабрика, она помогает сделать сразу несколько одинаковых книг. В одном цехе готовят бумагу, в другом краски. В печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными рисунками.
7. Ребё нок: На книги наденут обложки и книги готовы.
Воспитатель: Теперь самолет или автомобиль доставят книги в магазины и библиотеки. (Минисценка)
(Воспитатель берет в руки книгу.) Книга - настоящее чудо! История книги прошла очень длинный путь, поэтому к книге стоит относиться очень бережно и любить ее. Она этого достойна. Вот какой долгий и нелегкий путь проходит книга, чтобы попасть к нам в руки. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у нас были книги. (Музыка закончилась, дети подходят к воспитателю.)
Воспитатель: А сколько деревьев должно вырасти, чтобы бумаги хватило на всех! Ребята, а кстати, дерево это единственный ресурс, из которого делают книги?
Дети: Нет, ученые придумали использовать, макулатуру.
Воспитатель: А что такое макулатура? (Это уже использованная, ненужная бумага;
это картонные коробки от зубной пасты или сока; от телевизора или пылесоса; исписанные тетради.)
Воспитатель: Правильно. А как ещё можно использовать бумажные отходы? (Из коробок можно сделать что то полезное)
Воспитатель: Правильно, давайте пройдём за столы и покажем, как можно дать вторую жизнь бытовым отходам.
8. Продуктивная деятельность.
(Дети проходят к столам по 4 человека, на которых разложены заготовки для изготовления карандашниц «Кошечка», «Собачка»)
9. Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, вам понравились ваши работы? (Да.) Мне тоже, молодцы!
Посмотрите на экран, загорелся зелёный цвет, значит у вас всё получилось! (На экране мыши и ведро.)
- Чему мы сегодня учили мышей? (Экономить электричество, экономить воду, беречь книги, собирать макулатуру) Теперь Кот Леопольд сэкономит плату за коммунальные услуги, а мы поможем природе!
(На экране сигнал вызова и появляется кот Леопольд.)
Кот Леопольд : Спасибо большое, мои маленькие защитники природы! Какие вы молодцы! Мне кажется, мыши поняли, что природа - наш друг, и ко всему, что даёт нам природа, нужно относиться бережно! В знак своей благодарности я отправляю вам книгу. Помните: “Золото добывают из земли, а знания из книги”. (На экране мыши с котом.) Ребята, давайте жить дружно!
(Звонок в дверь, детям передают бандероль от Кота Леопольда)
Воспитатель: А вот и курьер нам доставил подарок от Кота Леопольда! Как приятно получать подарки, правда? А еще приятнее их дарить! Давайте подарим нашим гостям небольшие кошелечки для мелочи, «Ведь копейка рубль бережет!» (Дети раздают сувениры.)
- Ребята, пришло время вернуться в нашу группу и посмотреть подарок Кота Леопольда. Нашим гостям скажем: «До свидания!»