Ольга Григорьева
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Разноцветные мячи — вот игрушка детворы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста : «Разноцветные мячи – вот игрушка детворы» ( В рамках тематической недели: «Детский сад. Любимые игры и игрушки»)
Автор: Григорьева Ольга Анатольевна - воспитатель высшей квалификационной категории.
МБДОУ «ДСОВ №107» г. Череповец Вологодской области.
Цель: систематизация и пополнение знаний детей о мяче.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Разноцветные мячи — вот игрушка детворы“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Игры с мячом для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мяч, мячик
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Игры, дидактические пособия
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Задачи:
Образовательные:
Закреплять навыки количественного и порядкового счета, соотносить число предметов и цифру.
Упражнять в умении выделять основные признаки предметов (форма, величина, цвет).
Уточнить знания детей о правилах безопасности при игре с мячом.
Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.
Развивающие:
Развивать умение взаимодействовать со сверстниками.
Развивать чувства ритма, координацию движений, ориентацию в пространстве.
Воспитательные:
Воспитывать потребность ребенка получать новую информацию о знакомых предметах.
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГТ:
«Познание»
Развитие сенсорной культуры.
Формирование элементарных математических представлений.
«Коммуникация»
Содействие проявлению у детей положительных эмоций от совместной деятельности, умению выражать их, развитию эмоционально-речевого общения.
«Музыка»
Развитие музыкального слуха.
«Безопасность»
Формирование навыков безопасного обращения с мячом.
Оборудование:
Мячи разного цвета, размера и из разного материала, корзинка, платочек, цифры, компьютер, экран, проектор, подставки для мячей.
Предварительная работа:
Игры с мячом, чтение стихотворений: С. Маршак «Мой веселый, звонкий мяч», А. Барто «Мяч», загадки о мяче, лепка и рисование мячей в совместной деятельности, утренняя гимнастика с использованием мячей.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Дети в групповой комнате занимаются самостоятельной игровой деятельностью. Воспитатель привлекает внимание детей к корзинке, которая стоит на полу в углу игровой комнаты. Корзинка закрыта платочком.
- Дети, хотите узнать, что находится в корзинке?
- Да.
Тогда, отгадайте мою загадку:
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут!
Дети отгадывают загадку, после чего воспитатель убирает платочек, дети достают из корзинки мячи.
2. Дидактическое упражнение: «Мой мяч»
Воспитатель предлагает детям погладить свои мячики, прижать к щеке, покатать по полу, помять пальчиками, подержать на ладони.
Расскажите, какие у вас мячи.
Ответы детей:
- Мой мяч тряпичный, разноцветный, мягкий.
- У меня мяч резиновый, полосатый, упругий.
- Этот мяч пластмассовый, синий, твердый.
- А у меня мяч кожаный, коричневый, твердый, футбольный и т. д.
Дети, скажите, чем мячи отличаются друг от друга?
- Они разного цвета, размера, разные по упругости и изготовлены из разных материалов.
А чем они похожи? Что у них общее?
- Мячи все круглые и все предназначены для игры.
Давайте расставим наши мячи на подставочки и полюбуемся ими.
(Дети ставят мячи на заранее подготовленные подставки, а сами садятся на стульчики, поставленные полукругом).
3. Дидактическое упражнение: «Сколько мячиков у нас».
Дети, сосчитайте, сколько всего у нас мячей? (Восемь)
Какая цифра соответствует количеству мячей? (Цифра 8)
Каким по счету будет самый большой по размеру мяч? (Третьим)
Какой по счету мяч самый маленький по размеру? (Четвертый)
Какой по счету синий мяч? (Первый)
Между какими мячами находится резиновый мяч? (Между разноцветным тряпичным и футбольным).
Какой мяч находится между пятым и седьмым? (Самый твердый пластмассовый мячик).
Молодцы, дети! На все вопросы ответили правильно.
4. Дидактическая игра «Что можно делать с мячом?»
Скажите мне, пожалуйста, а что можно делать с мячом?
Играть, пинать, подбрасывать, ловить, догонять, отбивать от пола, сжимать…
Давайте и мы, как мячики, попрыгаем.
5. Физкультминутка: «Я как мячик радуюсь, прыгаю и балуюсь»
Девочки и мальчики
Прыгают, как мячики.
Ручками хлопают,
Ножками топают,
Глазками моргают,
После отдыхают.
Ребята, а вы знаете, откуда взялся мяч? Каким он был? Кто придумал в него играть? Сегодня вы узнаете историю появления мяча.
6. Презентация «История появления мяча»
Мяч - одна из самых древних и любимых игрушек. Как же появился мяч?
В Африке на берегу реки Нил с незапамятных времён живут жуки-скарабеи. Те, что скатывают земляные шарики. Может, у скарабеев за 5 тысяч лет до нашей эры люди научились лепить шары из нильского ила?
Существует и такая история про появление мяча. Однажды, две тысячи лет тому назад, в Риме учитель гимнастики, звали его Атциус, проходя мимо мясной лавки, обратил внимание на огромный бычий пузырь. Надутый воздухом и перевязанный верёвкой, он висел над входной дверью – для красоты. Ветер трепал пузырь и стукал его об стенку, а он отскакивал! Ударялся и отскакивал! «Идея!» - должно быть, подумал Атциус, купил пузырь, обшил его дома чехлом из кожи, и получился мяч – лёгкий и прыгучий!
В некоторых странах мяч не только любили, но и. уважали. Например, в Древней Греции он считался самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом, например, мхом или перьями птиц. Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами, в игры типа
футбола.
В нашей стране мячи были разные. В старые времена дети играли легкими мячиками из бересты или тяжелыми мячами, туго свернутыми из тряпок. Сохранились даже сведения об одной из игр: ставили в ряд куриные яйца и выбивали их мячом. Девушки шили мячики из мягких подушечек, а внутрь вкладывали камушки, завернутые в бересту, — получался одновременно мячик и погремушка. Кстати, происхождение слова «мяч» связано со словами «мягкий, мякоть, мякиш». То есть мяч — это мягкий шар.
В развалинах древних индейских городов на Юкатанском полуострове Центральной Америки обнаружены площадки для игры в мяч. Индейцы считали мяч символом Солнца и Луны. Поэтому во многих играх его даже руками не касались. А только ракетками.
С тех пор люди придумали много различных мячей! Тряпичных, войлочных, каменных, деревянных. Мячи набивали перьями, песком, фисташковыми зёрнами. Играть в них считали страшно полезным делом. Один врач всем больным вместо лекарств, прописывал игру в мяч. А погоняй-ка такой, каменный! Или с песком. Тяжеловатые мячи. Для детских игр подойдут любые мячи. А вот для каждой спортивной игры существует свой мяч, особенный. Овальный мяч, необходим для игры в регби. Кожаный мяч - для игры в футбол. «Мяч» - по-английски «бол», «ступня» - «фут». Сложишь «фут» + «бол» получается «ножной мяч». А баскетбол своему названию обязан… корзине из-под персиков. Именно её приспособил для первого на планете баскетбольного матча изобретатель этой игры американец Джеймс Нейсмит. «Бол» - мяч надо было забросить в «баскет» - что в переводе с английского значит – корзина! А знаете ли вы, для какой игры нужен этот мяч? Для игры в теннис. Может быть, кто-то видел такой мяч, и знает, для какой игры он предназначен? Этот мяч для игры в волейбол. В этой игре нужно перебрасывать мяч через натянутую сетку. Во всем мире мяч считается самой полезной игрушкой для взрослых и детей.
7. Дидактическое упражнение: «Какой мяч выбрать для игры в группе»
Играть с мячами весело и интересно. Но даже от таких игр бывают неприятности, если забывать правила безопасности. Давайте из всех мячей, которые у нас есть, выберем тот, которым можно поиграть в групповой комнате. Дети обсуждают проблемную ситуацию и выбирают для игры легкий мяч – мякиш, который сделан из ткани и набит синтетическими пушистыми шариками. Мяч мы выбрали, а теперь с ним поиграем.
8. Рефлексия. Дидактическая игра «Мяч передавай, что узнал – называй»
Дети, вы узнали сегодня что-нибудь новое, чего раньше не знали. Тогда вы сможете сыграть в игру «Мяч передавай, что узнал – называй». Дети в быстром темпе передают мяч из рук в руки под музыку. Тот ребенок, в чьих руках остался мяч, когда прекратилась музыка (убрать звук, говорит, что нового узнал он про мяч.