Лидия Игоревна Семенова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у матушки Зимы»
▼ Скачать +Заказ
В гостях у матушки Зимы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: Воспитание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.
Задачи:
формировать представления детей о таком явлении природы, как снегопад;
обогащать словарный запас детей прилагательными воздушная, белая, пушистая, зимняя, красивая, необыкновенная, лёгкая, блестящая;
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „В гостях у матушки Зимы“» размещена в разделах
формировать у детей умение выполнять работу в технике «торцевания» (накручивать заранее подготовленные квадратики из гофрированной бумаги на карандаш, окунать в клей и приклеивать их по контуру);
воспитывать аккуратность, самостоятельность, желание довести работу до конца.
Предварительная работа: наблюдение за снежинками на прогулке, загадывание загадок, чтение стихотворений, знакомство с техникой «торцевание».
Методы и приё мы: наглядно-словесные: показ, объяснения, поощрение, художественное слово; игровой метод.
Методы, активизирующие детскую деятельность: использование ИКТ-технологий, игровых технологий, метод проблемного обучения.
Оборудование: мультимедийное оборудование, диск с записью песни «Зима», презентация «Снежинки».
Оформление зала: зал украшен снежинками, дорожка из снежинок, избушка Матушки зимы, сугробы, Мастерская Зимы (столы с необходимыми материалами).
Материалы: красивая снежинка (на окне, тонированные в синий цвет листы бумаги с наклеенным на них снеговиком, белая гофрированная бумага, нарезанная квадратиками 2x2 см, клей в тарелочках, короткие карандаши, влажные салфетки, клеёнки.
Ход НОД.
Дети заходят в музыкальный зал.
Воспитатель настраивает детей на начало занятия, используя психогимнастику.
Воспитатель:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Давайте, ребята, пожелаем здоровья нашим гостям и скажем, здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
(Звучит фонограмма «Ветер»)
Воспитатель: Ребята, я что-то слышу, а вы слышите?
Дети: Да, дует ветер.
Воспитатель подходит к окну и, читая стихотворение, берёт с подоконника снежинку.
Воспитатель :
Посмотри, какое чудо
На окошке,
Опустилась ниоткуда
Маленькая крошка!
С белой вьюгой прилетела
Лёгкая пушинка.
И на подоконник села
Звёздочка.
Воспитатель: Что это ветер к нам принёс, ребята?
Дети: Это снежинка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на неё и скажите, какая она?
Проводится дидактическая игра «Опиши снежинку». Дети берут снежинку в руку и говорят, какая она.
Дети: воздушная, белая, пушистая, зимняя, красивая, необыкновенная, лёгкая, блестящая.
Эта снежинка не простая
Эта снежинка волшебная
Посмотрите как вокруг
Украсила она всё вдруг. (Обратить внимание детей на украшенную снежинками комнату, пол)
Воспитатель (удивляется) : Ой, посмотрите, какая дорожка из снежинок. Может быть она куда-то нас приведёт. Как вы думаете, куда?
Выслушать предположения детей
Воспитатель: Давайте пройдём по дорожке, выстланной снежинками, и узнаем, куда она нас приведёт.
Дети идут змейкой между снежинками за воспитателем, фоном тихо поётся песня «Зима»
У леса на опушке жила зима в избушке.
Она снежки солила в березовой кадушке.
Она сучила пряжу, она ткала холсты,
Ковала ледяные над реками мосты.
Ходила на охоту, гранила серебро,
Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.
Деревьям шубы шила, творила сонный путь,
А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.
Воспитатель с детьми подходят к избушке.
Воспитатель: Наверное, в этой избушке отдыхает Зимушка-зима. Ну не будем ей мешать, посмотрите, как красиво кругом. Очень много снега намело, сугробы кругом.
Имитационное упражнение “Мы шагаем по сугробам”
Мы шагаем по сугробам, Дети идут, высоко поднимая ноги.
По сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу,
Проложи другим дорогу.
Посмотри, как блестит, Смотрим вокруг.
Под ногами снег хрустит. Топают ногами.
Дует, дует ветерок, Плавные движения рук вправо – влево.
И летит, летит снежок, Плавные движения рук сверху вниз.
Закружился, заблестел, Покружиться
Над полянкой полетал. Легкий бег врассыпную.
А потом на землю пал, Присесть, обнять колени.
Очень долго мы шагали, Садятся и поглаживают ноги ладонями.
Наши ноженьки устали.
На пенёчки мы пойдём
Посидим и отдохнём. Дети садятся на стульчики
В это время из избушки выходит Матушка Зима.
Зима: Уж я, Матушка Зима
Я холодная была
Все дорожки замела
Я сурова, а меня все любят
Я морозна, а меня все ждут
Здравствуйте ребятишки.
Очень рада видеть вас.
А вы рады встрече со мной?
Дети: Да. Рады.
Воспитатель: Ты права, матушка Зима. Ты морозна и сурова, но все тебя любят. А вот ребята сами и скажут, посему они любят зиму.
Дети: зимой можно кататься на санках, на лыжах, на коньках, лепить снеговиков, кататься с горки, играть в снежки.
Зима: А как вы ко мне дорогу- то нашли?
Дети: Нас снежинки привели.
Зима: Зиму значит любите. А загадки зимние любите отгадывать?
Дети: да.
Зима: Ну тогда внимательно слушайте:
Весь день стоит он во дворе,
Морковкой нос, метла в руке,
К холодам давно привык.
Кто же это? … (Снеговик).
Поджимает пёсик лапки,
Дети надевают шапки,
Щиплет щеки, щиплет нос,
на дворе стоит … (мороз).
Дома и парки замело,
Стало всё белым-бело,
За окном снежок идёт,
Речка спряталась под … (лёд).
Хлопья белые летят,
Тихо падают, кружат.
Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (снегом)
Зима: А вы знаете, как называется явление природы, когда снежинки падают с неба?
Дети: снегопад.
Зима: А хотите посмотреть и узнать, какой бывает снегопад?
Дети: Да. Хотим.
Зима: Тогда слушайте и смотрите:
(под тихую спокойную музыку рассказывает детям о снежинках, в это время на экране появляются слайды)
Снежинки – чистые, хрупкие, сверкающие. Они падают из туч. Из водяного пара получаются крохотные льдинки – кристаллики. Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Одна снежинка – красивей другой. Они похожи на цветок, на звездочки. В сильные морозы снег падает крупинками, иголочками. Когда мороз не сильный – снежинки скатываются в белые шарики. А при сильном ветре у них обламываются лучи, и снежинки превращаются в снежную пыль. Если нет мороза, снежинки слипаются в хлопья. Из такого снега хорошо лепить. На деревьях и проводах выступает иней. Снег под ногами хрустит, т. к. под тяжестью ломаются звездочки и лучи. Падая, снег ложится слоями. Растут сугробы. Снег ложится на землю, на крыши домов, одевает в пушистые рукавицы ветви кустов и деревьев.
Зима: А вы любите, когда идёт снег? (ответы детей)
Зима: Кое-кто ещё ждёт, когда начнётся снегопад. Хотите посмотреть, кто это?
Дети: Да.
Зима: Тогда пройдём в мою мастерскую.
Дети подходят к столам.
(на столах лежат тонированные в синий цвет листы бумаги с наклеенным на них снеговиком, белая гофрированная бумага, нарезанная квадратиками 2x2 см, клей в тарелочках, короткие карандаши, салфетки)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, на столах листочки, а на них снеговик. По-моему, он чем-то расстроен. Как вы думаете, почему?
Дети: Он ждёт, когда пойдёт снег, чтобы можно было слепить для него друга.
Воспитатель: Как мы можем ему помочь?
Дети: Сделать так, чтобы начался снегопад.
Воспитатель: Поможем ему?
Тихо, тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Снеговик наш снега ждёт.
Ему помогут все ребята!
Снежные хлопья будем делать в технике «торцевание» (дети делают из квадратиков белой гофрированной бумаги торцовочки и приклеивают их на лист)
Воспитатель напоминает технику выполнения такой работы, сопровождая показ словами:
В правую руку карандашик возьмём
В левую руку квадратик.
Карандашиком в квадрате серединку найдём
И покрутим в руках карандашик.
Вот торцовочка готова – опускаем её в клей
Ну теперь, малыш, приклеивай её смелей.
Дети под спокойную музыку выполняют работу. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям.
По окончании работы:
Воспитатель (поощряет детей) : Илья, мне кажется, что твой снеговик улыбается, он рад, что пошёл снег. А твой, снеговик, Юля, смотри, он тоже улыбается!
Зима: Какой замечательный снегопад получился у вас. Молодцы, ребята, спасибо вам. За это я хочу вам подарить вот этих сладких снеговиков.
Воспитатель: Пора нам отправляться обратно, ребята. Попрощаемся. (идут под музыку змейкой между снежинок).
Воспитатель: Понравилось ли вам, ребята, наше путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Где мы с вами побывали?
Дети: В гостях у Зимушки зимы.
Воспитатель: Что интересного нам рассказала Зима?
Дети: О снежинках: когда нет мороза, они падают хлопьями, из такого снега можно лепить снеговиков, а когда мороз и сильный ветер – у снежинок обламываются лучики и они превращаются в снежную пыль.
Воспитатель: А кто запомнил, почему снег хрустит под ногами?
Дети: Под тяжестью человека ломаются лучи у снежинки.
Воспитатель: А как мы с вами помогли снеговику?
Дети: Мы наклеили для него много снежинок, получился снегопад.
Воспитатель хвалит детей за ответы. Дети возвращаются в группу.