Наталья Шардакова
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Ах, эти русские народные сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект составила: воспитатель МБДОУ № 11 «Машенька» Шардакова Наталья Владимировна, г. Сургут 2014г.
Тип: комплексное занятие.
Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка.
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
Задачи:
Чтение художественной литературы:
1)Вызвать интерес детей к художественной литературе.
Публикация «Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста „Ах, эти русские народные сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
2)Закреплять знания о жанровых особенностях русской сказки.
3)Закрепить представление детей об особенностях композиции сказок (зачин, кульминация, концовка).
4)Учить замечать и использовать при пересказе выразительные средства языка сказки (повторы, «сказочные» слова, образные выражения).
Коммуникация:
1)Учить выразительно передавать диалоги персонажей.
2)Работать над совершенствованием фразовой речи:
- строить распространённые предложения в соответствии с правилами управления и согласования;
- умение говорить чётко, ритмично, договаривая окончания слов.
3)Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
4)Учить детей самостоятельно составлять анализ сказки на основе построения наглядной модели.
Социализация:
1)Продолжать развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия.
2)Учить детей создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки, узнавать сказочные ситуации по заместителям, подбирать заместители по цвету, величине, характеру персонажей сказки.
Физическая культура:
1)Развивать потребность в двигательной активности.
Музыка:
1)Способствовать развитию музыкального воображения.
Материал и оборудование: настольные театры, крупные иллюстрации к сказкам, маски, костюмы персонажей-животных, игрушка Колобок, наглядные модели к сказкам.
Используемые виды моделей:
– сериационный ряд (сказка «Колобок»);
- двигательное моделирование (сказка «Три медведя»);
- временно-пространственное моделирование (сказка «Заюшкина избушка»).
Приемы и методы: Сюрпризный момент, беседа с детьми, показ иллюстраций, игровые приемы, дидактическая игра «Охарактеризуй героев», использование наглядного моделирования при анализе сказок, драматизация.
Предварительная работа:
1)Знакомство с русскими народными сказками.
2)Рассматривание иллюстраций к сказкам, выполненных известными детскими художниками-иллюстраторами.
3)Театрализованная деятельность, драматизация русских народных сказок.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Звучит музыка песни «В гостях у сказки». Дети приглашают гостей в группу, здороваются, предлагают им садиться.
Воспитатель: Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Я знаю, что вы очень любите сказки. Хотели бы вы попасть в страну сказок? Для этого нужно произнести волшебное заклинание, повторяйте за мной:
Много в них чудесных снов,
Там волшебные тропинки,
Там есть присказки, былинки,
Сказка, сказка, отзовись, поскорее нам явись!
А теперь закройте глаза, повернитесь направо, хлопните в ладоши три раза, топните ногами три раза. Ну вот, мы и очутились в стране сказок.
Воспитатель: Сказок много есть на свете, все их очень любят дети.
А чему нас учат сказки, отвечайте без подсказки.
(быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды).
Воспитатель: Какие виды сказок вы знаете?
(авторские сказки и народные сказки).
Чем они отличаются друг от друга?
(авторские сказки пишет писатель, а народные составляет народ).
Воспитатель: Ребята, а на какие виды еще делятся сказки?
(сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки).
По какому признаку они различаются?
(в сказках о животных главными героями являются животные, они приобретают человеческие черты; каждый герой наделен человеческим характером.
В волшебных сказках происходят чудесные события, волшебные превращения, неожиданные перевоплощения.
Действие бытовой сказки разворачивается в повседневной жизни).
Воспитатель:Ребята, еще нам нужно вспомнить, на сколько частей делится сказка, какие это части?
(начало – зачин сказки, середина – кульминация сказки, конец – концовка сказки).
(в зачине упоминаются некоторые герои сказки, место и время действия.
В кульминации разворачивается сюжет сказки, знакомство с главными героями.
В концовке мы узнаем чем сказка закончилась).
Какие вы помните зачины, концовки?
(«Жили – были…», «За тридевять земель, в тридесятом государстве …»
«В некотором царстве, в некотором государстве…».
«Живут, поживают и добра наживают. " «Я там был, мёд-пиво пил, по бороде текло, а в рот не попало…» «Сказка – ложь, да в ней намек….» «Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!»).
Нередко сказки (особенно волшебные) начинаются с присказок, какие вы запомнили?
(«Это не сказка, а присказка, сказка будет впереди», „Было это на море, на океане…»).
Воспитатель: Ребята, но продолжать беседовать мы будем не по всем сказкам, а только по русским народным.
Обратите внимание на картинную галерею, посмотрите, как художники-иллюстраторы изображают в своих рисунках сказочных персонажей. Каких вы знаете детских художников?
(Владимир Сутеев, Николай Устинов, Юрий Васнецов).
Назовите мне знакомые вам русские народные сказки.
Какие животные часто встречаются в русских народных сказках?
(лиса, волк, заяц, медведь, мышка, петух, журавль).
Дид. игра «Охарактеризуй героев»
Какая лиса в сказках? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная, ловкая, лживая, грубая, завистливая, льстивая, находчивая, ловкая, изворотливая, заранее обдумывает свои действия, настоящая актриса).
А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, слабый, беззащитный, горемыка). И т. д.
А петушок какой? (смелый, храбрый, хороший, красивый).
А волк какой? (злой, сильный, коварный, бессердечный, глупый).
А медведь? (неуклюжий, ленивый, нерасторопный, сильный).
Воспитатель: Ребята, в нашей стране сказок мне сегодня повстречался, а кто, вы сейчас угадаете:
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок,
Покатился… (колобок)
Правильно, ребята, это колобок. Он приглашает нас в кружок.
Физкультминутка (музыкальное сопровождение, дети в кругу - согласование движений со словами текста).
Жил да был Колобок.
На печи он спать не мог,
И на месте не сидел –
У него ведь много дел:
Прыгать с зайкой по дорожкам,
Уносить от волка ножки,
С мишкой по лесу бродить,
В чаще средь ветвей кружить,
То тропинка узкая,
То тропа широкая,
Колобок за мишкою
Ножка в ножку топает.
С боку на бок покачаться,
За день надо все успеть
И лису не проглядеть.
Воспитатель: Ребята, но с Колобком случилось несчастье. Дело в том, что он катился-катился по тропинке и выкатился из своей сказки. Поможем ему попасть обратно в свою сказку?
Молодцы, ребята! Тогда можно смело отправляться в путешествие. (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).
Вот мы и прибыли в первую сказку. Давайте послушаем героев этой сказки и попробуем ее отгадать.
Возле леса, на опушке, строю я себе избушку
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
Есть окошко, есть и печка, есть узорное крылечко,
Из трубы идет дымок… Славный вышел теремок!
Все разумно, все толково и почти уже готово!
Вот и я, Лиса-подружка, строю здесь себе избушку.
Да избушку не простую, а избушку ледяную.
На крыльце сверкает лед. Пусть завидует народ!
Все на солнышке искрится, я – Лисичка-мастерица!
Воспитатель: Кто догадался, какая это сказка? («Заюшкина избушка»).О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?
(Выкладывается модель сказки).
(Русская народная сказка «Заюшкина избушка» - сказка о животных. Главные герои сказки – лиса и заяц. Это сказка о том, как лиса обманула зайца, поселилась в его избушке, а зайчика выгнала. Зайцу пытались помочь животные: собаки, медведь, бык, но не смогли. Самым храбрым оказался Петушок, он помог выгнать лису. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили – были лиса и заяц», концовка «Стали они жить поживать, да добра наживать»).
Воспитатель: Кто запомнил разговор зайчика с петушком и может повторить его?
Дети разыгрывают драматизацию диалога Зайца, Петуха и Лисы.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся в следующую сказку! (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).
Слушайте загадку:
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? («Три медведя»).
О чем говорится в этой сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки?
(Выкладывается модель сказки).
(Русская народная сказка – «Три медведя» - сказка о животных. Главный герой сказки – девочка Машенька. Это сказка о том, как Машенька заблудилась в лесу и набрела на избушку, в которой жили три медведя. В избушке девочка сначала оказалась в столовой, затем в спальне. Она пыталась найти для себя удобное место за столом и удобную кровать, на которой заснула. Когда медведи пришли домой, то обнаружили беспорядок и спящую девочку. Девочка проснулась и убежала).
Воспитатель: Кто запомнил разговор трех медведей и может повторить его?
Дети разыгрывают драматизацию диалога трёх медведей.
Воспитатель: Отправляемся дальше в путешествие! (Упражнение "паровозик" под музыкальное сопровождение).
Ну вот мы и прибыли в последнюю сказку. Угадайте, какая это сказка?
Кто румян был и горяч?
Кто катился, словно мяч?
Кто был круглым, как клубок?
Кто же это? – (колобок)
Что вы можете сказать об этой сказке?
(Выкладывается модель сказки).
(Русская народная сказка – «Колобок» - сказка о животных. Главные герои сказки – колобок и лисица. Это сказка о том, как баба по просьбе деда испекла колобка и «положила на окошко студиться». А колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке. Пока он катился, ему повстречались разные звери (медведь, заяц, волк). Все звери хотели съесть колобка, но он пел им песенку и звери его отпускали. Самой хитрой оказалась лиса, она обманула колобка и съела его. В сказке имеются 4 повтора, зачин сказки «Жили-были старик со старухой», заканчивается сказка словами «А лиса его – ам! – и съела».)
Дети разыгрывают драматизацию диалога лисы и колобка.
Воспитатель: Помогли мы Колобку попасть в свою сказку? Ребята, не огорчайтесь, что лиса съела колобка, бабушка нового колобка испечет и сказка повторится! Вам понравилось путешествовать по сказкам? В каких сказках мы сегодня побывали? Какие это сказки?
(добрые, хорошие, поучительные).
В благодарность Колобок оставил вам гостинцы.
В мире много сказок волшебных,
И прожить на свете нам нельзя без них,
Пусть герои сказок дарят нам тепло,
Пусть добро на веки побеждает зло!
Вот и нашему путешествию конец – кто нас слушал молодец!