Антипова Лариса
Конспект НОД с детьми младшей группы «В гости к кукле Крупеничке»
▼ Скачать + Заказать документы
Виды детской деятельности: игровая, познавательная.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие (через постановку игровой ситуации формировать эмоциональную отзывчивость, взаимодействие педагога, героя и детей во время проведения образовательной деятельности).
Познавательное развитие (через беседу и рассматривание кукол – оберегов знакомить с народной куклой).
Речевое развитие (через развитие диалогической речи во время обсуждения и показа кукол, дидактическую игру «Накормим гостя кашей», закличку).
Задачи.
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД с детьми младшей группы „В гости к кукле Крупеничке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Крупы. Поделки из круп
- Кукла Крупеничка
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Познакомить детей с новым понятием «оберег».
Расширять представление детей о русских народных игрушках и истории их возникновения.
Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе.
Развивающие:
Развивать образное и пространственное мышление, мелкую моторику пальцев рук.
Развивать воображение, эстетический вкус.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к народным промыслам, традициям, уважение к труду народных умельцев
Демонстрационный материал: Куклы-обереги Крупеничка и Богач, игрушечные плита, посуда (кастрюля, ложки, тарелки, солонка, масленка, стакан с водой, гречневая крупа, платочек для игры, фартук и колпачок.
Предварительная работа: Рассматривание альбома разных видов игрушек русского народного промысла; беседы с детьми об истории русских тряпичных кукол; просмотр презентации «Кукла-оберег Крупеничка»; рассматривание выставки «Русские народные игрушки»; изготовление кукол-оберегов; игры с русскими народными игрушками.
Взаимосвязь с родителями: Непосредственное участие в изготовлении традиционных народных кукол – оберегов.
Предметно-пространственная среда: Выставка народной куклы.
Содержание организованной образовательной деятельности детей.
Воспитатель: Эту куклу - берегиню,
Любит издавна народ.
Если в доме есть она
Беда, печаль вам не страшна.
Сегодня мы с вами пришли в гости к кукле Крупеничке. Посмотрите, какая она красивая, нарядная. Давайте вспомним, кто такая кукла Крупеничка, и почему ее так называют. Посмотрите, какие в наше время красивые куклы, а вот моя бабушка рассказывала мне, что раньше кукол в магазинах не было. Бабушки, мамы, дети собирались целыми семьями в избах, и старшие учили младших делать тряпичных кукол. Тряпочная кукла – это игрушка не простая, а заветная, это оберег. Оберег - это предмет, который оберегает человека от несчастья, защищает от болезни, охраняет дом. Наша куколка Крупеничка тоже оберег. Почему ее назвали «Крупеничка»?
Дети: У нее внутри крупа.
Воспитатель: Правильно. Кукла тяжёлая, шуршит, сделана из ткани, а внутри у неё крупа. Вот поэтому её назвали Крупеничка. Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли зерном, наряжали и бережно хранили в красном углу. Традиционно тряпичную куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Раньше, да и в наше время люди верят, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным, и что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие. Крупу кладут разную : гречиху- на сытость и богатство, рис- самое дорогое зерно- на праздник, перловка - на сытость, овёс- на силу. Можно все крупы положить. На дно куклы кладут монетку. У нашей Крупенички в мешочке гречневая крупа. Когда в семье заканчивались запасы крупы ее брали из мешочка «Крупенички» и варили кашу.
(Куколка «Крупеничка» быстро передвигается по столу).
Воспитатель: Да что ты так переживаешь?
«Крупеничка» : Я игру приготовила, хотела с вами поиграть.
Воспитатель: Да не расстраивайся, самое время для игры
Физминутка (Коми народная игра с платками).
(Взрослый - держат платок, а дети - по кругу, под музыку проходят под ним. Как только музыка заканчивается, взрослый опускает платок. Дети, попавшие под платок, выходят в круг и выполняют танцевальные движения, остальные хлопают.)
Воспитатель: Пока мы с вами играли, в гости к Крупеничке пришел ее друг Богач. Он тоже кукла-оберег, которая заботится о достатке и благополучии в доме. С давних пор у нас в стране принято встречать гостей хлебом и солью, угощать. Наша Крупеничка, как гостеприимная хозяйка, решила угостить своего гостя гречневой кашей. Как вы думаете, что ей понадобится для приготовления каши?
Дети: Плита, кастрюля, ложка, вода, крупа.
Воспитатель: Как можно назвать кашу, если ее сварили из гречневой крупы?
Дети: Гречневая. Правильно. А чтобы каша была вкусная, что надо положить в нее?
Дети: Соль и масло.
Воспитатель: Правильно. Машенька, помоги, пожалуйста, Крупеничке сварить кашу. Надень фартук, колпачок и приступай к работе.
(Маша «варит» кашу).
Воспитатель: Какая вкусная каша у Маши получилась! Юля, положи кашу на тарелку и покорми Богача.
(Ребенок выполняет действия).
Воспитатель: Ребята, Богач благодарит Крупеничку и вас за вкусную кашу.
Итог:
К кому в гости мы сегодня ходили?
Кто такая Крупеничка?
Во что играла с нами Крупеничка?
Кто еще приходил в гости к Крупеничке?
Чем Крупеничка угощала Богача?
Воспитатель: Ребята, Богач по секрету сказал мне, что он предлагает Крупеничке пойти в гости к их друзьям в соседний дом. Крупеничка согласилась. Нам пора прощаться.