Наталья Морозова
Конспект НОД «Русский народный костюм»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
непосредственно - образовательной деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)
Тема: «Русский народный костюм»
Воспитатель: Морозова Наталья Викторовна
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Вид деятельности: непосредственно - образовательная.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Публикация «Конспект НОД „Русский народный костюм“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Русский народный костюм
- Темочки
Цель: Показать детям неразрывную связь между различными видами искусства: народным промыслом, музыкой.
Программное содержание
Образовательные задачи:
• обобщение и конкретизация знаний детей об истории русского национального костюма;
• развитие умения детей составлять узоры на бумаге печатанием поролоновым тычком по трафарету;
Развивающие задачи:
• активизация и обогащение словаря: орнамент, оболочка, косоворотка.
Воспитательные задачи:
• воспитание чувства любви к Родине, гордости за свой народ и культуру.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций к сказкам, на которых изображены герои в русских народных костюмах. Беседа об истории русского народного костюма.
Материалы и оборудование: Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Гуси-Лебеди», куклы в русских национальных костюмах, сундук, русский народный сарафан, платок, рубаха, косоворотка, береза.
Заготовки силуэтов сарафанов для рисования, гуашь, поролоновые тычки, трафареты цветочного орнамента, аудиозапись: «Во поле береза стояла», «Лапти да лапти».
Ход НОД: 1. Мотивационно-организационный этап.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Мы живем с вами в современном мире, одежду покупаем в магазинах, модно одеваемся. А вам интересно знать, как жили люди в давние времена, во что они одевались?
Дети: Да, интересно.
Воспитатель: А как можно назвать, одним словом наших прабабушек, прадедушек?
Дети: Предки.
Воспитатель: Верно! Ребята, откуда мы можем узнать, как жили наши предки?
Дети: Из книг, фильмов, музеев.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Я предлагаю вам отправиться в наш мини - музей. Отправляемся?
Дети: Да, отправляемся!
2. Исполнительский этап.
Воспитатель вместе с детьми подходят к мини - музею, обращает внимание детей на иллюстрации к русским народным сказкам.
Воспитатель: Из какой сказки эти иллюстрации?
Дети: «Курочка Ряба», «Гуси - Лебеди».
Воспитатель: Молодцы, правильно. Обратите внимание на одежду персонажей сказок, во что одета баба из сказки «Курочка Ряба»?
Дети: Сорочка, платок, юбка.
Воспитатель: Правильно! Обратите внимание на обувь - это лапти. Лапти - это низкая обувь, сплетенная из древесного лыка. Ребята, во что одет дед?
Дети: Рубаха, штаны, лапти.
Воспитатель: Это не просто рубаха - это косоворотка. Мужские рубашки шились с косым воротом, застежка была с боку, отсюда и название - косоворотка.
Давайте повторим новые для вас слова: лапти, косоворотка.
Дети повторяют.
Воспитатель: Я знаю замечательную песню «Лапти, да лапти». Давайте споем ее вместе?
Динамическая пауза.
Звучит аудиозапись песни «Лапти, да лапти». Дети встают в круг и повторяют движения за воспитателем: выставление поочередно правой и левой ноги на пятку, хлопок в ладоши, наклон вниз, шаг вправо - притоп, шаг влево - притоп. Руки вверх - хлопок над головой.
Воспитатель: Посмотрите на кукол, расположенных в нашем музее. Они одеты в русский национальный костюм. А вы знаете, как в народе называли одежду?
Дети: Затрудняются ответить.
Воспитатель: Одеваться, значило - облачаться. Как называлась одежда?
Дети: Оболочка.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Оболочка, давайте вместе повторим.
Дети с воспитателем повторяют.
Воспитатель: Русские сарафаны были очень красивы. Их украшали вышивкой. Кроме вышивки одежду украшали тесьмой, полосками бархата, бисером (показывает на одежде кукол). Обратите внимание, каких цветов ткань использовали для пошива одежды?
Дети: Белый, синий, желтый, красный, коричневый.
Воспитатель: Вы знаете, что символизируют эти цвета?
Белый цвет что символизирует?
Дети: Белый цвет символизирует - свет, чистоту.
Воспитатель: Желтый?
Дети: Желтый цвет символизирует - солнце, богатство.
Воспитатель: Синий цвет?
Дети: Символ неба.
Воспитатель: Красный цвет?
Дети: Символ тепла.
Воспитатель: Коричневый?
Дети: Коричневый цвет - символ земли.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
(показывает кокошник)
Это женский головной убор - кокошник, он украшался бисером, золотыми нитями, стеклом, у наиболее богатых - драгоценными камнями.
Давайте повторим - кокошник.
Дети вместе с воспитателем повторяют.
Воспитатель: Красивый узор на сарафане у куклы называется - орнамент, это чередование повторяющихся элементов.
Продолжаем экскурсию по нашему мини-музею. В чем, как вы думаете, хранили вещи в древней Руси?
Дети: Вещи хранили в сундуках.
Воспитатель: Молодцы, правильно! Вещи в старину хранили в сундуках.
(открывает накрытый сундук)
Старый бабушкин сундук
Тайны жизни в нем живут…
Воспитатель достает из сундука сарафан, платок, косоворотку, рубаху. Рассматривают орнамент, вышитый на сарафане.
Воспитатель: Я вам приготовила силуэты сарафанов и трафареты. Предлагаю вам украсить сарафаны орнаментом. Присаживайтесь за столы.
(дети присаживаются за столы, на которых заранее разложены трафареты, силуэты сарафанов, поролоновые тычки, гуашь красного и зеленого цвета, вода, салфетки на каждого ребенка).
Украшать сарафаны мы будем растительным орнаментом, т. е. чередование листок, цветок. «Вышивать» будем при помощи трафарета.
Воспитатель: Перед работой давайте разомнем руки.
Пальчиковая гимнастика «Будем пальчики считать»
После показа воспитателя, дети приступают к работе: прикладывают к силуэтам сарафанов поочередно, сначала один потом другой трафареты и закрашивают их поролоновым тычком.
3. Рефлексивный этап.
Анализ работ. Воспитатель предлагает детям вокруг макета березы выстроить хоровод из силуэтов сарафанов.
Воспитатель: Ребята, куда мы с вами сегодня ходили?
Дети: Мы сегодня ходили в музей.
Воспитатель: Что нового узнали?
Дети: Мужская рубаха с косым воротом называется косоворотка.
Воспитатель: Правильно! Еще мы с вами рассматривали женский головной убор, как он называется?
Дети: Кокошник.
Воспитатель: Правильно! Узор, которым мы с вами украшали сарафаны, как называется?
Дети: Орнамент.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
В таких сарафанах красны девицы собирались возле березок, где их ждали, добры молодцы, вместе они пели песни веселые, водили хороводы. Предлагаю вам встать в хоровод вокруг нашей березки.
Звучит аудиозапись «Во поле береза стояла»