Юлия Пестова
Конспект НОД «Ребенок и окружающий мир» в старшей группе тема «Путешествие в горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование первичных представлений о горах.
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
- дать начальные сведения о ландшафте гор, их особенностях;
- познакомить детей с животным и растительным миром горных территорий, со свойствами камней, с профессией геолога;
- формировать элементарные навыки исследовательской работы, умение обобщать, анализировать, делать выводы.
2. Развивающие задачи:
-развивать познавательный интерес;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
3. Воспитывающая задача:
Публикация «Конспект НОД „Ребенок и окружающий мир“ в старшей группе тема „Путешествие в горы“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
- воспитывать эстетические чувства, учить видеть красоту гор.
Используемые педагогические технологии: образовательная технология «Ситуация», игровые технологии, технология исследовательской деятельности.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Материал и оборудование: макет книги, иллюстрации к книге «Кто такой геолог», «Опыты», «Кто живет в горах?», «Какие бывают горы?», глобус, ТСО (экран, ноутбук, презентация про горы, пазлы с изображениями яка, горного барана, эдельвейса, барбариса, раздаточный материал: камни, лупы, монетки, конфеты «Барбарис», «Мятные».
Ход НОД
1. Вводная часть
- Добрый день, ребята, посмотрите к нам сегодня пришли много гостей, давайте мы с ними поздороваемся.
2. Введение в ситуацию
Беседа с детьми «Любите ли вы книги?».
Воспитатель организует беседу с детьми, задавая следующие вопросы:
- Ребята, а вы любите книги?
- А что вы больше любите – читать книгу или рассматривать картинки в книжках?
Далее воспитатель рассказывает историю, которая произошла с воспитателем: «Я купила очень интересную книгу про горы, но по дороге в детский сад, попала под сильный снегопад. Придя на работу, я увидела, что все иллюстрации в моей книге исчезли (демонстрирует макет книги, остались только названия. Что же делать?» (ответы детей).
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие, чтобы найти иллюстрации к книге, уточняя у детей: «Вы хотите?», «Сможем найти иллюстрации к книге?», «Вы уверены?».
3. Актуализация знаний и умений
Воспитатель обращает внимание на заголовки, которые остались в книге (совместно с детьми читают заголовки «Кто такой геолог», «Опыты», «Кто живет в горах?», «Какие бывают горы»). Предлагает отправиться за первой картинкой к разделу «Какие бывают горы?».
4. «Открытие детьми нового знания»
Воспитатель загадывает детям загадку про глобус:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус)
Предлагает рассмотреть глобус, обращая внимание детей на то, что
глобус раскрашен разными цветами. Спрашивает у детей, знают ли они значение каждого цвета (коричневый – горы, синий – моря, реки, зеленый – это леса, желтый - пустыни). Воспитатель уточняет ответы детей.
Предлагает детям показать на глобусе горы. Разъясняет, что горы – это участки земной поверхности сильно возвышающие над окружающей местностью.
Спрашивает у детей: «На что похожи горы?» (ответы детей). Воспитатель рассказывает, что горы бывают высокие и низкие, крутые и пологие, со снежными вершинами и с зелеными лесами. В горах очень холодно, даже летом на горах лежит на вершинах гор лежит снег. Чем выше к солнцу, тем температура воздуха ниже. Предлагает посмотреть фильм (ЛИБО презентацию) про горы.
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации с изображением гор. Вкладывают ее в макет книги (раздел «Какие бывают горы?»).
Далее воспитатель уточняет, что больше всего камней в горах. Спрашивает у детей, знают ли они, как называется профессия, при которой исследуют камни? (геолог). Воспитатель рассказывает про геолога: «Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную и медную руду, строительный камень, соль и воду. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая это работа!» (показ иллюстрации)
Дети вкладывают вторую иллюстрацию в макет книги (раздел «Кто такой геолог?»).
5. Включение новых знаний в систему знаний (способ практической деятельности)
Воспитатель предлагает отправиться дальше за следующей иллюстрацией (раздел «Опыты»).
Дети подходят к столам, на которых лежат камни, лупы, монетки.
Исследовательская деятельность. Воспитатель. Ребята давайте внимательно рассмотрим камни (дети рассматривают с помощью лупы друг у друга камешки). Все ли камешки одинаковые? Чем они отличаются друг от друга? Попробуйте найти абсолютно одинаковые камни. Что у них одинаковое? Они чем-нибудь отличаются? Можно сказать, что они одинаковые?
Вывод: камни разные по размеру, форме; встречаются одинаковые по цвету, рисунку, качеству. Горы также бывают разные, как и камни.
Можно ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь. Можно ли камень поцарапать? Чем? Можно ли поцарапать ногтем? Давайте проверим, правильно ли мы предположили. Попробуйте сломать камень. Легко ли это было сделать? Давайте попробуем поцарапать камень монеткой. Остается ли след от монетки? Попробуйте поцарапать камень ногтем. Остался ли след?
Вывод: камни прочные, их не поцарапаешь ногтем.
Дидактическое упражнение. «Подбери к предмету признаки, действия». Воспитатель. Ребята что мы можем сказать о камне. Камень какой? (ответы детей) Камень что делает? (ответы детей).
Словесная игра «Польза – вред». Дети, давайте вместе с вами подумаем, какую пользу приносят человеку камни (строят дороги, здания, мосты и др.) Какой вред принести могут камни (навредить человеку, поранить его, перегородить проезжую часть и др.)
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации с изображением камней. Вкладывают ее в макет книги.
Педагог спрашивает у детей, знают ли они, кто живет и что растет в горах? (ответы детей). Предлагает проверить свои ответы, собрав пазлы. Для этого предлагает детям разделится на 2 группы по 4 человека. Каждая группа собирает в парах либо животных, либо растения (на выбор детей).
Педагог рассказывает интересные факты про животных и растения.
• ЯК
Его называют хрюкающим быком, потому что если он чем-то не доволен, то хрюкает. На спине у яка располагается горб. Шерсть у них длинная, что ног не видно. Живет он приблизительно 25- 30 лет. Врагов у яка нет. Весит як около 150 кг (это примерно вес 5-6 детей).
• ГОРНЫЙ БАРАН
Баран очень крупное животное, у него массивные завитые спирально рога, рога барана достигают до 2 метров (это примерно как наш стол в длину). Питаются растительностью, любят соль - это летом, а зимой бараны питаются полынью, ветками шиповника. Врагами баранов являются волки, снежные барсы, орлы.
• Растение ЭДЕЛЬВЕЙС
Переводится как благородный белый. Цветет он только летом. Размер 15 см, листья узкие, длинные, зеленые. Цветки белые, собраны в мелкие корзинки. Цветет 25 дней.
• Растение БАРБАРИС.
Растет только в горах Южной Сибири. Высота достигает до 30 сантиметров. Цветет желтым цветом, а вот ягоды красные, широкие. Является лекарственным растением. Плоды очень вкусные, полезны для организма. Так называются и конфеты «Барбарис».
Обращает внимание на последнюю иллюстрацию к книге про горы (раздел «Кто живет в горах?»).
6. Осмысление
Воспитатель спрашивает у детей: «Где были? Чем занимались? Смогли заполнить книгу иллюстрациями? Почему нам это удалось?» (ответы детей).
6. Рефлексия
Детям предлагается на выбор конфеты «Барбарис» (кому путешествие понравилось, ребенок считает, что справился со всеми заданиями) либо конфеты «Мятные» (кому в путешествие было трудно, ребенок не справился со всеми заданиями).
Воспитатель предлагает показать книгу про горы другим детям, которые отсутствовали на занятии.