Юлия Желнова
Конспект НОД «Растительный и животный мир пустыни Сарыкум»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Растительный и животный мир пустыни Сарыкум»
- Возрастная группа: Средняя группа.
- Тема НОД: «Растительный и животный мир пустыни Сарыкум»
- Цель НОД: закрепить и расширить знания детей о животном и расти-тельном мире пустыни Сарыкум.
- Задачи:
Образовательные: расширять знания детей о животном и растительном мире пустыни Сарыкум, особенностях климата, познакомить со свойствами песка.
Публикация «Конспект НОД „Растительный и животный мир пустыни Сарыкум“» размещена в разделах
Развивающие: развивать фантазию, воображение, познавательный интерес к жизни в пустыне, память, умение анализировать, делать выводы, обогащать и активизировать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать экологическую культуру, воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
Здоровьесберегающие: следить за осанкой детей, соблюдать двигатель-ный режим.
- Виды деятельности: (позвательно-исследовательская, речевое разви-тие, физическое развитие, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое).
- Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Оборудование: глобус, клей, песок колбы, картина с изображением пу-стыни, серия сюжетных картин с обитателями пустыни, мультимедийный проектор, слайды о пустыне Сарыкум, лист ватмана.
Предварительная работа: рассматривание глобуса, знакомство с при-родными зонами, растительным и животным миром пустыни, чтение худ. литературы.
ХОД НОД
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
(Дети под музыку входят в зал)
Воспитатель: Здравствуйте дети! К нам в детский сад пришло письмо. Давайте его прочитаем.
Воспитатель читает письмо «Дорогие дети! Приглашаю вас на День рож-дения! Ушастый еж с пустыни Сарыкум».
Воспитатель: А где находится пустыня? (путешествие по глобусу)
Дети: в Африке
Воспитатель: В какие цвета окрашены разные зоны: что обозначает зе-леный цвет, голубой, белый, коричневый, желтый?
Дети: зеленый-леса, голубой-вода, коричневый-горы, жёлтый-пустыня
Воспитатель: Какая самая большая пустыня на Земле?
Дети: Сахара.
Воспитатель: Назовите самую близкую к нам пустыню.
Дети: Пустыня Сарыкум.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, вы принимаете приглашение ежика? Каким видом транспорта мы может отправиться в пустыню?
Дети: (на машине, на автобусе.)
Дети отправляются на импровизированном автобусе в пустыню
Едет, едет наш автобус (дети рулят руками)
Нажимаем на педаль,
Газ включаем, выключаем (дети правой ногой жмут как будто на педаль)
Смотрим пристально мы вдаль (дети приставляют руку к глазам)
Дворники счищают капли,
Вправо. Влево. Чистота. (дети, согнутыми в локтях, руками размахивают вправо, влево)
Волосы ерошит ветер.
Мы доедем хоть куда! (дети показывают знак пальчиками - «отлично»)
(По музыку в зал входит ушастый еж)
Ушастый еж: Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Ушастый еж: как хорошо, что приняли мое приглашение и приехали ко мне в гости на день рождения. А вы хотите, прогуляется по пустыне?
Дети: Да!
Воспитатель: тогда, давайте начнем наше путешествие.
Показ слайдов. (слайд 1- пустыня Сарыкум)
Воспитатель: Посмотрите, ребята это пустыня Сарыкум. Скажите, а че-го в пустыне много?
Дети: песка, солнца.
Воспитатель: А есть ли растения в пустыне?
Дети: Растения есть, но их очень мало, они отличаются небольшими размерами.
Воспитатель: Почему же растения не растут среди песков! Все дело в том, что песок имеет свойство хорошо пропускать через себя воду. И вода в песках не задерживается. Давайте поднимемся на бархан и проведем опыты.
Опыт с песком.
Опыт№1 «Легко ли сыпется песок»
Материалы: песок с подносом
Предложить детям набрать в кулачек горсть песка и выпустить его ма-ленькой струйкой
Воспитатель: Легко ли сыпется песок и рассыпается на песчинки?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать?
Дети: (ответы детей)
Вывод: Сухой песок легко сыпется и рассыпается на песчинки, потому что песчинки между собой ни чем не скреплены
Опыт№2 «Песок хорошо пропускает воду»
Материалы: баночки с воронками, стаканчики с песком.
Возьмем баночки с воронками. В воронку насыплем сухой песок, а теперь нальем из бутылки воду в песок. Что происходит с водой? (Она проходит сквозь песок.)
Дети: (ответы детей)
Вывод: песок хорошо пропускает воду, потому что песчинки не скреплены между собой и рассыпаются, между ними есть свободное место.
Показ слайдов.
Воспитатель: А как же растения выживают в пустыни среди песков?
Дети: у них очень длинные корни, которые глубоко проникают в грунт и оттуда берут воду
Воспитатель: Пусто в пустыне. Деревья в таких условиях не растут. И кажется, здесь совсем никого нет. Но это только на первый взгляд. В пу-стыне Сарыкум много удивительных обитателей.
Воспитатель: отгадайте загадки.
Загадка 1. Маленькая, легонькая, а за хвост не поймаешь.
Дети: Ящерица
Воспитатель: Особенно интересна ушастая круглоголовка и быстрая ящурка. Ночью круглоголовки прячутся в норках, а как песок нагревается, как следует то ящерка выходит на поверхность. Круглоголовки обычно не отходят далеко от своих норок.
Загадка 2. Сверху камень, снизу камень. Четыре ноги и одна голова. Дети: черепаха.
В пустыни Сарыкум обитает Средиземноморская черепаха.
Загадка 3. Вьется веревка – на конце головка. Та веревка шипит – под-ходить не велит
Дети: змея.
Змеи выходят на охоту ночью. Могут обнаружить добычу без помощи глаз. В песках встречается редкая опасная змею гюрза. А так же встреча-ются такие змеи как: кобра, песчаный удав.
Ночью жизнь не прекращается, на охоту выходят ежи, маленькие нена-сытные хищники.
Продолжение рассматривания слайдов
В окрестностях обычный заяц-русак, серый хомячок, лисица; встреча-ются ушастый еж, мохноногий тушканчик, полуденная песчанка. Ближе к горам может встретиться и кавказская агама.
Воспитатель: Дети, а теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка.
Потянулся к небу мак.
Раскрывается вот так.
А верблюжья колючка,
Вот так злючка, вот так злючка.
А у ежика иголки
Очень колки, очень колки.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – плечи шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Ушастый еж: Мы с вами прогулялись по пустыни Сарыкум и посмотрели ее растительный и животный мир.
Воспитатель: Ребята, а теперь давайте проверим как вы усвоили полу-ченные сегодня знания. И поиграем с вами в игру.
Д/и «Обитатели пустыни Сарыкум»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей дошкольного воз-раста об обитателях пустыни Сарыкум. Развивать наблюдательность. Воспитывать любознательность.
Детям предлагают карточки с изображение обитателей пустыни Сары-кум и карточки с животными других мест обитания. Ребенок должен вы-брать обитателя пустыни Сарыкум и прикрепить на фланелеграф на кото-ром изображена пустыня.
Воспитатель: Молодцы ребята! А теперь, давайте, сделаем подарок для нашего ежика.
Рисование в нетрадиционной форме (рисование сухим песком).
«Картина для ежика» Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными картинками, клеящие карандаши.
Ход: Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок.
• Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось.
Дети дарят подарок ежику.
Ежик: Спасибо детки за подарок. Понравилась вам наша прогулка по пустыне?
Дети: Да!
Воспитатель: А нам пора возвращаться обратно в детский сад. Давайте сядем в наш автобус закроем глазки и переместимся в детский сад.
Дети садятся в импровизированный автобус и возвращаются в детский сад.