Алена Мудрецова (Майданова)
Конспект НОД «Раскрасим варежки для Алдуни»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Вид НОД: Лепка
Задачи:
Образовательные: Закреплять технические навыки рисования (держать кисть правильно; раскрашивать шаблон, не выходя за контуры; проявлять аккуратность при работе с гуашью).
Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение.
Развивающие: развивать мелкую моторику пальцев рук, навыки свободного общения и взаимодействия со взрослыми и детьми, эмоциональную отзывчивость, познавательный интерес к продуктивной деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Раскрасим варежки для Алдуни“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к мордовскому фольклору, к национальной мордовской культуре, к мордовскому языку.
Интегрируемые образовательные области:
ОО «Речевое развитие»
Активизировать словарь; ввести в лексику новое слово на мордовском языке (якстере); закрепить произношение слов приветствия и прощания на мордовском языке (шумбрат, вастомазонок).
Побуждать детей к ответам на вопросы воспитателя.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Воспитывать любовь к национальной культуре; прививать любовь к родному краю. Развивать стремление прийти на помощь в проблемной ситуации.
ОО «Познавательное развитие»
Развивать восприятие, умение выделять цвета и свойства предметов.
ОО «Физическое развитие»
Совершенствовать физические качества посредством разнообразных
форм двигательной деятельности. Развивать самостоятельность творчества.
Словарная работа:
Активизация в речи слов: кукла Алдуня, грустная.
Предварительная работа:
Рассматривание куклы в национальном костюме, рассматривание иллюстраций с изображением национального мордовского орнамента.
Слушание мордовских песенок, чтение потешек, прибауток.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: кукла Алдуня, крупные элементы орна-
мента красного цвета, образец варежки с элементами орнамента (квадрат, треугольник) размером А4.
Раздаточный материал: тарелочки с гуашью красного цвета, кисточки, подставки для кисточек, баночки-непроливайки, клеенки, влажные и сухие салфетки, тарелочки для мусора, варежки с нераскрашенными элементами орнамента размером А3.
Форма проведения: подгрупповая.
Методические приемы
Словесный: организационный момент, приветствие и прощание на мордовском языке.
Наглядный: рассматривание куклы, образца работы, показ выполне-
ния работы воспитателем.
Практический: самостоятельное выполнение детьми задания.
Мотив детской деятельности: проблемно – игровой.
Ход НОД:
1. Вводная часть.
Звучит мордовская музыка, дети с воспитателем в мордовском костюме входят в группу и встают в круг, держась за руки. Все вместе здороваются друг с другом и гостями.
Здравствуй,солнце золотое!
Здравствуй,небо голубое!
Здравствуй,вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называется республика, в которой
мы живем?
Дети: Мордовия.
Воспитатель: Правильно! А как называется наш национальный язык?
Дети: Мордовский.
Воспитатель: Давайте поздороваемся с нашими гостями на мордовском
языке.
Дети: Шумбрат!
Воспитатель: Молодцы ребята!
В тишине слышится чей-то плачь.
Воспитатель: Ой, ребята, слышите, у нас за дверью кто-то плачет? Пойду
я скорее посмотрю!
Выходит и вносит куклу Алдуню в мордовской национальной одежде.
Воспитатель: Кто это к нам пришел?
Дети: Алдуня.
Алдуня здоровается по-мордовски, дети ей отвечают.
Воспитатель: Алдуня, расскажи нам с ребятами, почему ты такая груст-
ная, что у тебя случилось?
Алдуня : На улице такая замечательная погода, идет снежок, все мои подружки ушли гулять, лепить снежных баб, играть в снежки, кататься с горки. А я не могу пойти, у меня варежек нет, а мне так хочется к под-
ружкам на улицу!
Воспитатель: Ребята, поможем Алдуне? Разукрасим для нее варежки?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте сядем за столы.
Дети проходят за столы с заранее приготовленными заготовками.
2. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами в тарелочках краска. Како-
го она цвета?
Дети: Красного.
Воспитатель: Правильно. Красный – это главный цвет в мордовском узоре. По-мордовски красный цвет называется якстере. Повторите за мной –
Якстере. (Дети повторяют). Посмотрите на варежку, которую я уже разукрасила для Алдуни. (Дети смотрят на раскрашенный образец).
Воспитатель: (Объясняет на другом образце последовательность раскрашивания). Берем кисть правильно, держим ее около металлическо-
го основания, обмакиваем ее в воду, лишнюю воду убираем об край ба-ночки, обмакиваем кисть в краску и раскрашиваем элементы узора, не выходя за контур.
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, нам нужно размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
(поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
(раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы).
Воспитатель: Садимся правильно, спину держим ровно, закатываем рука-
ва (если нет нарукавников); лишнюю краску можно обмакнуть об сухую салфетку, если испачкались руки, то можно вытереть их влажной салфет-
кой. Мусор убираем в специальную тарелочку на столе.
Дети выполняют работу под медленную мордовскую мелодию. Алдуня смотрит, как дети стараются, хвалит их.
Воспитатель: Ребята, давайте немножко разомнемся. Вставайте около
своих стульчиков.
Физкультминутка:
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуть, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.
Дети садятся на свои места, завершают работы.
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали? (Ответы детей)
Вам понравилось? Что особенно вам запомнилось?
Воспитатель: У нас с вами получились очень красивые варежки, стала
наша Алдуня веселая и нарядная.
Алдуня : Спасибо вам большое ребята за помощь! Мне очень понравились ваши варежки и я с большим удовольствием побегу в них гулять!
Алдуня : Вастомазонок!
Дети: Вастомазонок!
4. Дальнейшая разработка темы:
Вовлечение куклы Алдуни в сюжет мордовских подвижных игр.
5. Литература:
1. Бурляева, О. В. Мы в Мордовии живем: примерный региональный модуль программы дошкольного образования / О. В. Бурляева – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. - 113 с.
2. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
3. Леонова, Н. Н. Художественное творчество. Освоение содержания образовательной области по программе «Детство» : планирование, конспекты. Вторая младшая группа / авт. -сост. Н. Н. Леонова. – Волгоград : Учитель, 2016. – 177 с.
4. Ушакова, О. С. Развитие речи детей 3 – 5 лет. – 3-е изд., дополн. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2016. – 192 с. – (Развиваем речь)