Светлана Елизарова
Конспект НОД «Путешествие во времени 2» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействие пониманию детьми одно-направленности времени (частей суток).
Задачи:
1. Дать понятие о единице измерения времени – сутках.
2. Систематизировать знания детей о частях суток, об ориентировке в частях суток, о выделении последовательности суток.
3. Формировать представления о временных отношениях в пределах суток.
4. Активизировать словарь детей словами : часть суток, сутки, утро, день, вечер, ночь, глобус, земля, солнце.
5. Развивать мышление, творческое воображение, память и внимание.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие во времени 2“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Оборудование: модели частей суток у детей и воспитателя, раздаточные картинки с изображением частей суток, круговые диаграммы, цветные карандаши, настольная лампа, глобус.
Методы и приё мы:
обращение к личному опыту людей, наблюдение, беседы, рассматривание картинок, игры и упражнения, метод моделирования, художественное слово, игровая деятельность.
Ход занятия.
– Дети, на прошлом занятии мы с вами играли в одну умную игру о времени. Помните? Замечательно. А еще я вам обещала, что мы продолжим с вами знакомиться со способами измерения времени.
Я предлагаю нам сегодня продолжить наше путешествие и знакомство со временем. Согласны? Ну тогда вперед!
Попробуйте отгадать загадку:
Всё торопится, бежит,
и на месте не стоит.
- Что это? (Конечно, это время).
Мы с вами знаем, что время можно измерить некоторыми способами.
Я возьму вас в путешествие, если вы назовёте эти способы (времена года месяцы, дни недели)
Молодцы! Наше путешествие начинается.
Ребята, а вы слышали поговорку «День и ночь – сутки прочь» а как ее понять? Конечно ребята, одни сутки состоят из дня и ночи)
Дети, какие ещё части суток вы знаете? (утро, день, вечер)
- Как можно назвать одним словом всё то время, когда пройдут утро, день, вечер, ночь? (все эти четыре части носят название – сутки)
- Утро, день, вечер, ночь составляют одни сутки.
–Сколько в сутках частей? Как они называются?
Ребята, обратите внимание на нашу доску. Время оставило нам свои следы – какие – то кружки. Что это? (да это же модель частей суток)
- Ребята, посмотрите внимательно, а правильно ли они выложены? (нет)
- Почему?
Давайте вместе исправим ошибки. Вы у себя на столах, а у доски это сделает. (Имя ребенка)
– Давайте посмотрим, как вы выложили? (утро, день, вечер, ночь)
Верно, ребята! Время, которое проходит от утра одного дня до утра другого – это и есть сутки.
А вы знаете о том, что у части суток - утро есть соседи: ночь и день, потому что до утра идёт ночь, а после утра – день)
Предлагаю поиграть. Проверим сейчас, какие вы внимательные.
Игра. Что дальше? - Я назову одну часть суток, а вы назовите и выложите все остальные, которые за ней следуют, чтобы получить сутки. День - что дальше? (вечер, ночь, утро) Ночь – что дальше? (утро, день, вечер)
Игра. «Определи часть суток, которая изображена на картинке» Почему ты так думаешь?
Сейчас я прочитаю вам стихи о каких-то частях суток, а вы догадайтесь когда это бывает и поднимите нужную модель.
Воспитатель читает стихи о частях суток, а дети поднимают нужные карточки.
Ребята, как вы думаете, всегда ли утро сменяется днём, день – вечером, а вечер – ночью? (Да, всегда)
– А может быть такое, что после ночи опять вечер наступает или после дня – снова утро? (Нет)
- А почему не бывает? (потому что время движется всегда вперёд)
Ребята, я вот думаю, ну какая же умная игра может быть без экспериментов? Вы любите экспериментировать? (Да….) Ну тогда я приглашаю вас в нашу мини-лабораторию. Здесь мы узнаем, почему ночь сменяется днём, а утро – вечером.
Чтобы понять это нам нужно вместе построить модель, лампа будет нашей моделью Солнца, а глобус моделью Земли. Согласны?
– Ребята, наша планета Земля движется вокруг Солнца и при этом вращается вокруг своей оси, т. е. вокруг себя и поворачивается к Солнцу разными сторонами.
– Давайте найдём на глобусе нашу страну Россию и отметим красным флажком наш родной город. Он находится примерно вот здесь (ставьте красный флажок).
–Солнце начинает светить на наш город. Наступило утро. Затем Солнце поднимается выше, Земля поворачивается и наступает день. А в это время на другой стороне планеты – ночь. Почему, как вы думаете? Верно. Потому что на той стороне в это время солнце не светит. Земля продолжает поворачивается вокруг себя. Солнце уже не светит так ярко на наш город и наступает вечер, а на другой стороне наступает утро. Почему? ….
Дальше наша планета Земля продолжает своё движение и в наш город приходит ночь. Солнышка уже не видно, а день пришёл в другую часть Земли, и всё начинается сначала.
- Ребята, скажите, на всей Земле одновременно наступает утро? А почему? (ответы детей)
- Почему же утро сменяется вечером, а день – ночью?
- Обратите внимание на свои столы, на них лежит круговая модель частей суток. Предлагаю вам закрасить эту модель нужным цветом. – Давайте вместе вспомним по порядку названия частей суток.
– Каким цветом мы будем их закрашивать? Почему?
Молодцы ребята! Закрасьте свои модели нужным цветом.
Как вы считаете, сутками можно измерить время? Конечно же да.
- Сегодня мы с вами совершили путешествие в небольшой отрезок времени, который называется сутки. Сутки – это еще один из способов, которым можно измерять время!
Ребята, вам понравилась наша игра?
(ответы детей) А что вам понравилось больше всего? Ребята, как выдумаете, кто из вас сегодня был самым внимательным? А самым умным? А самым сообразительным? А самым шустрым?
Давайте вместе поаплодируем друг другу, за то, что мы такие молодцы!