Татьяна Шерстобитова
НОД по освоению образовательной области «Художественное творчество» в подготовительной группе «Путешествие в Русский музей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Приобщать детей к изобразительному искусству
Программное содержание:
Образовательная область «Художественное творчество»:
Продолжать обогащать знания детей о различных жанрах живописи (портрет, натюрморт, пейзаж);
Формировать основы художественной культуры.
Образовательная область «Коммуникация»:
Совершенствовать речь детей как средство общения.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Пополнять литературный багаж сказками, загадками, считалками.
Образовательная область «Социализация»:
Воспитывать умение действовать в команде;
Публикация «НОД по освоению образовательной области „Художественное творчество“ в подготовительной группе „Путешествие в Русский музей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2013
Образовательная область «Музыка»:
Продолжать приобщать детей к музыкальной культуре, воспитывать художественно-эстетический вкус.
Материал:
Картины В. М. Васнецова: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Снегурочка». Наборы открыток с репродукциями картин художников. Запись песни Г. Гладкова «Песенка о картинах»,
Словарная работа:
В. М. Васнецов – русский художник, богатыри, палица, кольчуга, былина, репродукция; портрет, пейзаж, натюрморт.
Ход ООД:
Дети находятся в раздевалке. На входе в группу вывеска «Русский музей».
Воспитатель предлагает детям отгадать загадки:
Воспитатель:
Послушайте мои загадки, а загадки непростые, а специально для начинающих художников:
Не похож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И работе круглый год
Он сердечко отдает.
Пишет он, когда диктуют,
Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом.
Дети. Карандаш!
Воспитатель: Молодцы. Значит, ваша команда называется «Карандаш». Следующую загадку отгадаете, и название второй команды узнаете.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Дети: Кисточка!
Воспитатель: Вот мы и узнали название второй команды. Это команда «Кисточка».
Дети входят в группу. На ширме висят картины русского художника В. М. Васнецова.
– Ребята, сегодня мы с вами побываем в художественном музее. Вы любите рассматривать картины?
Наша выставка посвящена творчеству только одного художника. Кто-нибудь догадался о ком пойдет сегодня речь?
Дети: Творчеству В. М. Васнецова.
Воспитатель приглашает детей рассмотреть картины В. М. Васнецова.
– Знакомы ли вам какие-нибудь картины? (ответы детей)
Воспитатель:
Обратившись к мотивам русской истории, народной культуры, сказки и старинной мифологии. Именно в этой области Васнецов создал ряд всенародно любимых произведений: «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Богатыри», «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет», «Снегурочка» и другие.
Дети находят и показывают перечисленные картины художника В. М. Васнецова.
Одно из самых больших полотен Васнецова «Богатыри». Ребята, это одна из лучших картин в русской живописи. Написал ее художник более 100 лет назад, а работал он над ней 27 лет. Все эти годы художник копил материал, изучал былины, сказания. Васнецов очень любил русские былины сказания о русских богатырях.
Герои картины – русские богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид - в одной руке, напряженно поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, - исполнен "благости, великодушия и добродушия". Богатырь справа, самый младший, "напуском смелый" - Алеша Попович. Молодой красавец, полный отваги и смелости, он "душа-парень", большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчеркивают "вежество" Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.
Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исторически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические.
Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.
А вот еще одна картина художника – «Алёнушка».
Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. По народным преданиям, природа оживает на исходе дня, обретая способность чувствовать в лад с человеком. Подобные ощущения в большой степени были присущи самому художнику, потому-то так органично согласованы в Аленушке состояние природы с чувствами героини. Фигуре Аленушки, задумавшейся над своей горькой судьбой, как бы вторит и бледно-серое небо, и пугающая своей темнотой поверхность омута с застывшими на ней желтыми листьями, и блеклые серые тона поникшей листвы осинок, и темная глубокая зелень елочек.
На нашей выставке есть автопортрет Виктора Михайловича Васнецова.
Дети находят и показывают «Автопортрет» В. М. Васнецова.
Физкультминутка:
В разноцветных баночках
Жила-была гуашь,
И с кисточкой болтала, Пружинка с поворотом. Рисуя пейзаж.
«Какая вы насыщенная!»
Ей говорила кисть,
Гуляя по альбому Дети идут по кругу, взявшись за руки.
То в сторону, то вниз.
«Вы заходите чаще»-
Гуашь ей отвечала,-
«Белилами и Синей Прыжки поочерёдно на одной ноге.
Вас угощу сначала.
А после нарисуем
Отличнейший плакат.
Пускай наш друг- художник Дети кружатся вокруг себя, хлопают в ладоши.
Сегодня будет рад».
Воспитатель: Наша экскурсия в музей продолжается, мы видим новую экспозицию картин. Только это выставка самых разных художников. А как вы думаете, дети, что объединяет некоторые картины?
Дети называют основные жанры живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Воспитатель: Замечательно, что вы вспомнили основные жанры живописи. А теперь мы поиграем в игру. Разделимся на две команды: «Карандаш» и «Кисточка».
На столах вы найдете конверты с заданием. В них репродукции художников, а разложить их нужно по жанрам живописи, которые вы только что назвали.
Дети открывают конверты, разбирают картины по основным жанрам живописи: пейзаж, портрет, натюрморт.
Звучит песня Г. Гладкова «Песня о картинах».
Воспитатель:
А теперь отгадайте мои загадки:
1. Кто умеет краской и холстом рассказать нам обо всем? (художник)
2. Какие верные друзья помогают художнику создавать картины? (краски, кисти, бумага, холст, карандаши и т. д.).
Я предлагаю вам стать художниками и приглашаю вас в творческую мастерскую.
Дети подходят к столам. Воспитатель предлагает им выбрать материал для творческой работы и изобразить на своей картине портрет, пейзаж или натюрморт.
Самостоятельная деятельность детей.
В конце занятия дети переносят свои рисунки на свободный стол, рассматривают, делятся впечатлениями.
Воспитатель: Посмотрите, какие красивые картины у вас получились.
Как называются такие картины? (пейзаж, портрет, натюрморт).
Экскурсия в «Русский музей» подошла к концу. А я хочу на память о нашем путешествии подарить вам книгу о творчестве В. М. Васнецова. Здесь мы сможем прочитать не только о творчестве художника, но и внимательно рассмотреть его замечательные картины.