Лидия Гапеева
Конспект НОД «Путешествие в мир шестиногих друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.
Тема: «Путешествие в мир шестиногих друзей».
Провела: Гапеева Л. Г.
Цель: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.
Задачи по образовательным областям:
«Познавательное развитие» :
Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания.
Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в мир шестиногих друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Развивать зрительную и слуховую память, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ.
«Речевое развитие» :
Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.
Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь.
«Социально-коммуникативное развитие» :
Воспитывать доброе отношение к насекомым.
«Физическое развитие» :
Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.
Словарная работа: насекомые, насечки, нектар, пыльца.
Оборудование и материалы: волшебный цветок, картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза, бумажные бабочки, д/и «Что сначала, что потом», д/и «Собери и назови отличия», аудиозапись «Звуки насекомых», д/и «Кто как двигается», д/и «Четвёртый лишний»
Ход занятия:
1. Встреча друзей. (организационный момент) :
Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.
Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.
Справа-первые цветочки появились на лужочке.
Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Воспитатель:
-Как приятно принимать гостей в такой солнечный весенний день!
Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давайте послушаем и угадаем, кто уже проснулся.
Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела).
- Как можно назвать одним словом тех, чьи звуки мы услышали? (Насекомых)
2. Введение в тему.
Воспитатель:
- Странно, ребята, но на полянке никого нет! Что произошло с насекомыми? Только письмо лежит. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!
Воспитатель читает текст:
«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над нашей полянкой
Пронёсся злой паук
И всех заколдовал.
Чтобы бабочки порхали,
И трудился муравей;
Чтобы осы вновь жужжали,
Помоги нам поскорей.»
Воспитатель: А случилась эта беда на именнинах у Мухи-Цокотухи.
- Ребята, как вы думаете, почему паук так зол на насекомых?
(у насекомых- 6 ног, а у паука-8)
- Вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.
Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
-Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
Вот мы с вами превратились в насекомых.
3. Игра на звукоподражание.
Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:
Жужжим как жук – Ж – Ж – Ж.
Звеним как комар – З – З – З.
Трещим как кузнечик – ТРР – ТРР – ТРР.
Проходите на полянку насекомые, садитесь.
4. Дидактическая игра «Собери и назови отличия».
Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.
Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.
Воспитатель :
- Ребята, что общего и чем отличаются муха и птица? Назовите части тела.
Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.
Воспитатель:
-Молодцы. Мы спасли муху!
5. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Воспитатель:
-А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.
Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.
Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)
Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)
Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.
6. Физкультминутка:
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулось, потянулось,
Раз — росой она умылась,
Два — изящно поклонилась,
Три — нагнулась и присела,
На четыре — улетела.
.-Но бабочка не улетает. Давайте ей поможем!
Дыхательная гимнастика:
Бабочка – красавица
На ладошку села.
Ветерок подул
– Она и полетела.
Летела – летела
И на цветочек села.
(Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки.)
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку
7. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».
Воспитатель:
- Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.
Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.
-Возьмите конверт. В нё м лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, скакалка- насекомое ползает.
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением насекомых:
Кузнечик, шмель, гусеница, божья коровка, сверчок, водомерка.
(дети поднимают соответствующую карточку)
Воспитатель: Молодцы!. Вы помогли мне спасти кузнечика.
8. Пальчиковая игра «Пчела».
Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек (загибаем пальцы).
Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками,
От усталости упали (роняем ладони на стол).
9. Дидактическая игра «Полезные- вредные»
Воспитатель: -Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные.
- Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это какие насекомые?
(полезные)Как вы думаете, какую пользу они приносят?
Воспитатель (при необходимости) дополняет:
Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.
Бабочки опыляют растения.
Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.
Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.
- Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют
Ответы: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь.
-Есть насекомые – хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).
Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками?
Ответы: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых.
Многие насекомые нужны животным, рыбам и птицам-они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.
10. Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке.
(включается запись со звуками насекомых)
- Насекомые благодарят вас, ребята, что спасли их от злого паука!
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмё м наш волшебный цветок и произнесем волшебные слова:
-Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Четвёртый лишний»
Воспитатель: - Ребята, послушайте и назовите лишний элемент цепочки, и объясните, почему он лишний.
Жук, оса, волк, саранча. ( Лишний- волк: он не насекомое)
Лиса, медведь, ёж, таракан. ( Лишний- таракан: он не млекопитающее)
Оса, жук, муха, гусеница. ( Лишний- гусеница: она не летает)
Божья коровка, сверчок, жук, термит. ( Лишняя- божья коровка: она хищник)
Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как (пчела, муравей, назойливый как (муха).
Молодцы! Вы хорошо познали мир шестиногих друзей!
И не забывайте, насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!