Галина Качинская
«Прогулка в лес». Конспект НОД
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1. Сейчас я вам загадаю загадку. Слушайте внимательно.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
О каком времени года эта загадка?
Дети: О зиме. Воспитатель: Что вы можете сказать о зиме? - Какие изменения происходят зимой в природе? (Зимой бывают самые короткие дни и длинные ночи, солнце почти не греет. Реки и озера покрываются льдом, а зима снегом)- Какие зимуют растения? (Деревья и кустарники без листьев, только у ели и сосны остаются зеленые иголки. Под снегом зимуют корни деревьев, растений)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
Восп. : Ходит зима по горам, по долинам в больших, мягких валенках, ступает тихо, не слышно. Ребята, а вы знаете, есть такие люди, которые хотят узнать много нового и интересного. Они много ходят пешком, передвигаются на лыжах, на лошадях, на транспорте. Вы знаете, как их называют?
Дети: Путешественники.
Воспитатель: А вы хотите стать путешественниками?
Дети: Да, хотим. Тогда,
Ребята, я хочу пригласить вас совершить путешествие в зимний лес. А что такое лес?
( Ответы детей: это - деревья, кусты, трава, ягоды, грибы).
А как выглядят деревья зимой? (ответы)
а на чем мы доберёмся в лес?
Дети: На санках, на лыжах.? В: давайте сядем в санки и поедем в зимний лес (дети садятся в импровизированные санки и под музыку,
Воспитатель: Хорошо, поедем на лыжах. ПОЧЕМУ?
Дети: Потому что санки в сугробах проваливаются, а лыжи предназначены для езды по сугробам.
Звучит песня «Три белых коня» (музыка У. Крылатова, слова А. Дербенева)
Воспитатель:
— О каком времени года поется в песне?
— О каких лошадях поется в песне?
— Какие у них имена?
— Какие это месяцы
(Дети встают за воспитателем и под музыку имитируют ходьбу на лыжах.)
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Прислушайтесь, какая тишина. Не слышно птичьих голосов. Почему не поют птицы? Чем они заняты? Какие виды птиц вы знаете? Оглянитесь вокруг, как здесь красиво! : Тихо в лесу. Намела метель сугробы высокие. Припорошил снегопад веточки берёзок, рябинок, сосен и ёлочек. Выглядывает январское солнышко, искрится снежок. … Волшебница-зима укутала лес в снежные покрывала. Уснул лес крепким сном. Мы попали с вами в зимний лес. Посмотрите, ребята, на какую поляну мы вышли, какие деревья кругом. Вы знаете, как они называются? Вам нравятся ёлочки? Почему? (красивая, стройная, пушистая, зелёная и др.)
- У ёлочки есть макушка. Верхние ветки у неё короткие, а книзу становятся всё длиннее и длиннее. Веточки мохнатые, раскидистые.
Воспитатель: Шли мы шли и встретили… А кого мы встретили узнаете отгадав загадку. «Зверька узнаем мы с тобой, по двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой, а в рыжей шубке – летом» (белка)
Чтобы дальше нам пройти надо всё о белочке рассказать
(белка зимой не впадает в спячку, она бодрствует, меняет рыжую шубку на серую, чтобы ее было трудно заметить на деревьях. Так белка спасается от хищников. А что вы знаете про жизнь белки в зимнее время года?
В. - Как вы думаете, почему на зиму она меняет цвет шубки?
Д. - Чтобы не заметили враги.
В. - Да, для того чтобы ей легче было прятаться от своих врагов, например от куницы. Зимой деревья стоят без листьев. И на фоне темно-серых веточек и стволов, серая шубка менее заметная, чем рыжая. Серая шубка не только не заметна, но и намного теплее. А в самые сильные морозы, белка спит в своем дупле. Оно тоже было подготовлено для зимы: ещё осенью белочка натаскала туда листочков, сухого мха, поэтому в дупле сухо, мягко и тепло.
В. - Как ещё приготовилась белка к зиме?
Д. - Делала припасы: собирала орешки, сосновые и еловые шишки, сушила грибы
Воспитатель: Посмотрите,ребята,
зверь какой-то на бегу
следы оставил на снегу.
(вокруг декоративной елочки «разложены» заячьи следы)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а чьи это следы?
Правильно, заячьи.
— Интересно, а как живет заяц зимой в лесу? Кто расскажет?
(рассказ ребенка о жизни зайца зимой) Д. - Заяц, летом он был серым, а к зиме стал белым.
В. - А зачем зайцу белая шубка?
Д. - Прятаться от врагов, на белом снегу она незаметная.
В. - Ещё зайца спасают от врагов его быстрые ноги. Задние лапы у него очень сильные, заяц ими отталкивается и делает большие прыжки, убегая от своих врагов.
В. - Где же живет зайчик?
Д. - В лесу, под кустиком.
В. - Да, у него нет домика – норки. Зимним днем он обычно спит в снежной ямке или под кустом, а ночью выходит добывать еду, обгладывать кору деревьев.
— Вы сказать бы мне могли, сколько здесь следов нашли?
Дети: 5
— почему вы так думаете?
Дети: мы их сосчитали (считаем вместе)
— Молодцы!
— Тихо вышли на опушку,
под ногами снег хрустит,
ну а рядом волчий след лежит.
— Как вы думаете, ребята, зимой цвет шерсти у волка меняется? Почему? А где живет волк и чем питается? Волк хоть и не меняет свою шубку, но утепляет её. К зиме волчья шерсть становится гуще и длиннее. Волки спят прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы. Спят обычно днём, а ночью охотятся.
В. - Что им помогает охотиться ночью?
Д. - Зоркие глаза, острые клыки, чуткие уши и быстрые ноги.
В. - Волки живут стаей, у них есть вожак стаи – самый сильный, быстрый, умный и хитрый волк.
Как вы можете объяснить поговорку «Волка ноги кормят?»
Д. - Волк не делает запасов на зиму, чтобы поесть, ему сначала нужно догнать добычу.
(ответы детей)
— А сколько следов оставили волки?
Дети: много
— Много — это сколько?
(дети считают следы волка — 10)
— Ребята, подумайте и скажите, а кто оставил больше следов: волк или заяц?
Дети: волк
— Молодцы.
В: А как, по- другому, сказать сколько волчьих следов.
Д: десяток 1
В: А сколько всего следов? А как получили число 15. А кто может составить задачу и записать её решение
Воспитатель: Под кустом, под кустом
кто-то с рыженьким хвостом.
Это рыжая лисичка, под кусточком —
лисий дом.
Воспитатель: Что вы знаете о жизни лисы (ответы детей Лиса зимой линяет, у нее вырастает теплая шерсть, но цвет шерсти не меняется, потому что ей не от кого прятаться, она сама — хищник.
Воспит. : А где же живет лиса зимой и чем питается? Лиса к зиме тоже готовится. Зимой на ее лапках отрастает густая шерсть, чтобы было не холодно ходить по снегу. Ходит лисичка как в валенках.)
В. - Где спит лиса?
Д. - В норе.
п/и «Хитрая лиса»
Восп. :(сядьте буд-то бы на пенёчки и поиграем в игру
«Закончи предложение»
- Но, что это? Падает снег с еловой ветки.
Сорвала шишку и лакомится шустрая. (белка).
Как называется дом у белки?. (дупло).
Вдалеке промелькнула рыжая и пушистая. (лиса).
Она торопится в свою тёплую. (норку).
А под ёлкой, в сугробе спрятался. (заяц).
Он поменял свою шубку, но зачем он это сделал?. (чтобы быть незаметным, невидимым).
А где дом у зайца?. (под кустом).
Что ест заяц зимой?. (кору с деревьев).
Ходят, рыщут, что-то ищут серые. (волки).
Как называется дом у волка?. (логово).
Крадётся по деревьям осторожная. (рысь).
Нашёл вкусную веточку и хочет её достать, большой и рогатый. (лось).
Стучит по дереву своим крепким клювом. (дятел).
Зачем он это делает?. (ищет жуков и личинок).
Как называется дом у дятла?. (дупло).
Спит под сугробом крепким сном косолапый. (медведь).
Почему он спит?. (нет еды).
- У всех зверей есть свой дом.
А зачем нужен дом?. (чтобы жить, прятаться от непогоды, отдыхать).
Заключение:
Воспитатель: значит лес для зверей - это родной и любимый дом.
- А как вы думаете, лес нужен только зверям и птицам? А людям лес нужен? Зачем? (Собирать грибы, ягоды, отдыхать, кататься на санках, на лыжах, дышать свежим воздухом и любоваться красотой леса).
Дидактическое упражнение: «Назови действия и закончи предложения»
Зимой метель (метёт).
Зимой вода в водоёмах (замерзает).
Зимой снег всё вокруг (накрывает).
Под снегом зимой травка (греется).
Мороз щёки и носы (щиплет).
Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
Физ. минутка «Снежинки»
Воспитатель: А сейчас пришла пора домой возвращаться, чтобы попасть в детский сад надо
Разложить снежинки по счёту в обратном порядке. (На ковре лежат снежинки с цифрами, работают 2 ребенка).
Пока ребята будут восстанавливать дорожку, мы с вами поиграем в игру «А вот и нет!»
Я буду читать стихотворные строчки. В некоторых из них спрятались ошибки. Как только вы это поймете, сразу остановите меня словами «А вот и нет!»
Эх – ма, кутерьма,
В январе пришла зима!
В грязище на дороге
Зимою вязнут ноги.
Вот февраль седой придет –
Подарки детям принесет.
Снег, мороз и лед, привет!
Пора достать велосипед!
Хоть и добрый дед Мороз –
Зимой щиплет нас за нос.
Зимой спешит Снегурка
Погреться у печурки.
Люди Новый год встречают
В игрушки липу наряжают.
В декабре – то, между прочим,
День всегда короче ночи.
1. Как назвать одним словом лису, зайца, волка, белку, медведя? (Дикие животные)
2. Какой зверь не мог оставить следы на лесной тропинке? (Медведь. Зимой он спит в берлоге)
А подскажите мне, есть правила поведения в лесу?
В. - Ребята, а как надо себя вести в лесу?
Д. - Тихо, не шуметь! Не рвать растения, нельзя жечь костёр. Нужно беречь природу!
В. - Молодцы, правильно
А ещё : Ничего в лесу не ломать (Живое).
• Не мусорить.
• Не пинать грибы, которые переросли или которые не берёшь.
• Не ковырять лесную подстилку в поисках грибов.
• Не доставлять неудобств жителям леса
В: Воспитатель: Вот и закончилась наша прогулка по зимнему лесу, садитесь в сани и поедем домой.
(дети «садятся» в импровизированные сани и под музыку делают круг, как будто уехали из леса)
ИТОГ:
— Ребята, где мы сегодня с вами были?
Что нового вы узнали из нашего путешествия?
Почему нужно в лесу соблюдать правила поведения?
— Ребята, вам понравилось наше путешествие?
(ответы детей)_