Обрященко Наталья Александровна
НОД по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
«Познавательное развитие детей младшего возраста через исследовательскую деятельность»
Тема: «Удивительные камни»
Цель: развивать у детей познавательную активность в процессе экспериментирования.
Задачи:
- Познакомить детей со свойствами и особенностями камней (твердый, крепкий, тонет, может издавать звук);
- Формировать первоначальные знания о способах обследования и сравнения реальных предметов (камень,бумага)
Публикация «НОД по познавательному развитию детей младшего дошкольного возраста через исследовательскую деятельность „Удивительные камни“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
- Развивать представление об окружающем мире, умение мыслить логически, обосновывать свои ответы, любознательность, познавательно – исследовательскую деятельность.
- Развивать речь детей, обогащать словарный запас.
- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, организованность.
- Воспитывать бережное отношение к неживой природе,
Материал: камни разных размеров, кусочки бумаги для каждого ребенка, перышки, ванночка с водой, игрушка Зайчик, ватман с макетом домика, проектор, макет лужайки, коробочки (киндер)
Словарная работа: гладкий, шершавый, твердый, прочный, тяжелый, легкий
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, игры с природным материалом, дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Индивидуальная работа: упражнять Даниила И., Элину М. в умении обследовать предметы; закреплять с Софьей С., Ростиславом К. свойства камней; с Никитой М. развивать речь.
Ход занятия
(дети стоят перед воспитателем, из-за ширмы слышится плач)
Воспитатель: Ребята, слышите, кажется кто-то плачет. (находит зайца)
Это зайчик. Его лиса выгнала из избушки и теперь ему негде жить.
Давайте поможем зайке и построим ему новый дом.
Тили бом, тили бом!
Мы построим зайке дом
Из чего мы будем строить дом? (ответы детей)
Ребята, давайте подойдем к столу
(Дети подходят к столу на котором лежат камни, бумага)
Посмотрите, что лежит на столе? (камни, бумага)
Сколько разных камешков!
Присаживайтесь за столы, мы с ними поиграем.
Возьмите камень, который вам больше всех понравился, и приложите его к щёчке.
Какой он теплый или холодный?
Зажмите камешек в кулачке: стал ли он теплее?
Ребята, камни могут нагреваться и сохранять тепло.
А теперь возьмите в одну руку камешек, а в другую бумагу. Давайте попробуем смять камешек, мнется? Почему? (Камень твёрдый)
Что произошло с бумагой? Почему? (Бумага мягкая)
Возьмите еще один камешек.
«В руки камешки мы взяли,
Спрятали и показали.
Спрятали и показали.
Друг о друга постучали
Наши камешки стучат,
Не разбить их нам никак».
Получилось у вас разбить камешки? Почему? (они крепкие и прочные).
Выбрали из чего будем строить дом? (из камней)
Почему? (камни твердые, крепкие, прочные)
А ещё камни сохраняют тепло.
А теперь пойдем дальше.
Подвижная игра «По ровненькой дорожке.
Ребята, посмотрите, сколько камешков на лужайке.
Покажите мне самый большой и самый маленький камень.
(Дети показывают камни)
Какой камень тяжелее, большой или маленький, а какой легче?
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камешек
Большой камень тяжелый. А маленький легкий.
А ещё камни могут быть гладкими и шершавыми. Давайте выберем гладкий камень, погладим его пальчиком. Он такой гладкий, что может выскользнуть из рук, его называют голышек.
А теперь выберем шершавый, угловатый камешек. Покажите его. Какой он? (Ответы детей)
Молодцы, ребята! Идём дальше искать материал для домика
«Мы по камешкам шагаем, ноги выше поднимаем.
Все ногами топ-топ, все руками хлоп-хлоп.
А теперь бежим на месте, дружно вместе, дружно вместе.
Вот закончился наш путь, не устали мы ничуть».
(дети подходят к столу, на котором лежат камушки, перышки, бумага)
Ребята, давайте посмотрим, что лежит на этом столе.
Возьмите перышко на ладошку, подуйте на него
(Дыхательное упражнение)
На перышко дуй легонько
Оно будет двигаться тихонько
На перышко дуй сильней
Полетит оно быстрей.
Значит перышко какое? (легкое, воздушное).
-А теперь возьмите камешек и подуйте на него, улетел он с ладошки, нет, почему? (тяжелый)
Что будет если камешек положить в воду (пусть ребенок сформирует свою гипотезу). Он утонет или будет плавать?
Давайте проверим, кто прав, и бросим камешки в воду. Плавают или утонули?
А если бросить бумагу, она утонет или нет?
(нет, потому что бумага легкая).
Смотрите, я попробую взять бумагу руками. Что произошло? Она размокла, порвалась.
Значит бумага боится воды. Бумага – материал непрочный.
А теперь постучите камешком. Какой звук вы услышали? (звонкий стук.)
А постучите бумагой (глухой)
Видите, камни ещё могут издавать звук. Давайте сделаем шумовой инструмент. Насыплем в пластмассовую коробочку немного мелких камешков. Закроем и погремим.
(дети садятся на стулья)
Ребята, мы с вами рассмотрели несколько материалов. Скажите, из чего лучше построить дом?
(Лучше построить дом из камня. Он твердый, крепкий и прочный, сохраняет тепло).
Камни являются очень прочным строительным материалом. Посмотрите, что можно построить из камней.
(слайды)
А теперь давайте подойдем к доске и выложим для зайчика домик.
(На листе ватмана ребята выкладывают из камешков по контуру дом.)
Какой красивый получился домик! Смотрите, как зайчик обрадовался,
Заяц. Спасибо ребята. И за ваши старания и знания я вам даю камешки. Это не простые камешки, а волшебные они съедобные. Угощайтесь!