Клюкина Светлана Викторовна
Конспект НОД познавательно-речевого направления «Лес, полный сказок и чудес»
Пояснительная записка
Всем известно, что человек долгие годы относился к природе потребительски не думая о последствиях: в результате мир изменился настолько, что проблема взаимодействия общества и природы стала одной из самых актуальных проблем
современности.
Решение этой проблемы зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Дошкольный возраст – самое благоприятное время, чтобы заложить в душу ребенка первые радости познания окружающего мира, любви ко всему живому.
Именно поэтому я стараюсь создавать все условия для усвоения детьми экологических знаний и понятий и учу применять их на практике.
Публикация «Конспект НОД познавательно-речевого направления „Лес, полный сказок и чудес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
В разработке данной партнёрской деятельности я опиралась на содержание основной общеобразовательной программы, методические рекомендации Соломенниковой О. А. «Экологическое воспитание в детском саду», технологию С. Н. Николаевой «Юный эколог»
Если в предыдущие годы дети получали элементарные сведения об объектах живой природы, то в старшей группе начинаем рассматривать животных и растения в связи с окружающей средой, в сообществе которое они образуют. Учимся понимать, как зависят друг от друга отдельные растения и животные. Необходимо дать понять детям, что все в природе взаимосвязано и гармонично, что природа – «Наш дом», а
кто его сбережет, если не мы?
Я считаю, что воспитание экологической культуры начинается с познания природы родного края. Поэтому занятие-путешествие «Лес, полный сказок и чудес» стало частичкой в теме месяца «Наш край». Это часть работы по ознакомлению детей с родной природой. Стараюсь развивать эту тему не только в НОД, но и в режимных моментах, самостоятельной деятельности, работе с родителями. Для этого используются настольно-печатные игры, художественная литература, фотоальбомы, сделанные руками родителей, экскурсии и наблюдения. Вместе с детьми изготовляется модельный материал, гербарий, новые игры, альбомы «Лес – наше богатство», «Люблю березку русскую».
Думаю, что эта НОД поможет детям закрепить, систематизировать уже имеющиеся знания и получит новые.
У каждого из нас остались с детства, щемящие душу воспоминания о прогулках в лес, походах с родителями за грибами. Хочется передать детям любовь к родной природе! Но передать – мало, нужно,чтобы дети понимали,что мы, люди,часть природы и без нее нам не выжить.
Научить видеть красоту лес, но не только восхищаться ей, но беречь и охранять!
Задачи:
Обучающие: Уточнить и расширить знания детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории.
Закреплять знание пород деревьев, видов лесов, умение классифицировать растения: деревья, кусты, травы.
Развивающие: Развивать мышление, речь, умение анализировать и делать выводы, развивать умение решать противоречия.
Воспитательные: Воспитать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
Экскурсии в лес и парк; наблюдения за различными породами деревьев, составление
описательных рассказов, сочинение и отгадывание загадок о деревьях; изготовление
совместно с детьми макета «Лес»; дидактических игр «Назови правило», «Живые цепочки»; рисование пейзажей, диких животных; рассматривание картин
И. Шишкина и И. Левитана.
Материалы к занятию:
Картины с изображением леса и отдельных пород деревьев, птиц, животных, дидактические игры «Назови правило», «Живые цепочки», муляжи грибов, диски с фонограммой песни «Голубой вагон», «Звуки леса».
Методы и приемы:
Рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Назови правило», «Живые цепочки», эмпатия, игра «Хорошо – плохо», решение проблемной ситуации, вопросы,
уточнения, дополнения, художественное слово, предложения, поощрения, оценка,
фонограммы песен «голубой вагон», «Звуки леса».
Дети стоят свободно
В: - Ребята, сегодня почтальон принес нам новый детский журнал, а в журнале
объявлен конкурс на лучший рассказ о природе. Вы хотите принять в нем
участие?
Д : - Да, хотим
В : - Тогда послушайте загадку:
Нам в дождь и зной
Поможет друг
Зеленый и хороший
Протянет нам десятки рук
И тысячи ладошек
Д : - Лес
В : - Молодцы, лес – это главное богатство нашего края. Хотите сочинить рассказ о
лесе и послать его на конкурс?
Д : - Да, хотим
В : - А как вы считаете,что для этого нужно сделать?
Д : - Сходить в лес
В : - Я согласна с вами, но прежде чем мы отправимся в лес может быть мы
вспомним, как надо вести себя в лесу?
(Дети встают вокруг стола, где разложены карточки - схемы «Правила поведения в лесу»
Д : - Не рви цветы;
- Не ломай ветки;
- Не лови бабочек;
- Ходи по тропинкам;
- Не жги костры;
- Не трогай гнезда;
- Не разоряй муравейники;
- Не рви паутину;
- Не мусори;
- Не шуми;
- Не стреляй из рогатки;
В : - Вот какие вы молодцы. помните все «лесные» правила
(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)
- А вот и поезд подан, садитесь в вагончики
(Дети встают друг за другом и «едут»)
Вот мы и подъезжаем. Выходите. Ребята, о чем вы хотите рассказать в нашем рассказе?
Д: О растениях, о птицах, о животных
В : - А вы как думаете, какие растения в лесу «главные»?
Д : - Деревья
В : - Что вы хотите о них рассказать?
Д : - Вот береза, она высокая, у нее белый ствол, маленькие листики, тонкие веточки,
а еще есть сережки
- У березы вкусный сок
В : - Правильно, ребята. Березу называют «русская красавица». Это символ России.
А как называется лес, где растут одни березы?
Д : - Березовый
В : - А в народе говорят - березняк
Д : - Это дуб, он крепкий,могучий
- На дубе растут желуди
- У дуба красивые листья
- Желуди любят кабаны
В : - Лес, где растут одни дубы называют…
Д : - Дубовым
В : - А еще есть такое красивое слово «дубрава»
Д : - Это сосна, у нее вместо листочков иголки
- Это самое высокое дерево;
- На сосне растут шишки;
- Семенами сосны питается дятел
В : - Лес, где растут только сосны называется…
Д : - Сосновый
В : - А еще его называют «сосняк»
Д : - А это елка, у нее тоже иголки, только короткие
- И шишки есть
В : - Лес, где растут только елки называется
Д : - Еловый
В : - А еловый лес как называется?
Д : - Ельник
В : - А вы помните ребята, как называются иголки этих деревьев?
Д : - Хвоя
В : - А как называется лес, где растут ели и сосны?
Д : - Хвойный
В : - Мы сейчас в каком лесу?
Д : - В смешанном
- Здесь растут лиственные и хвойные деревья вперемешку
В : - Молодцы, ребята, знаете деревья нашего леса
А теперь давайте отдохнем на лесной полянке и посмотрим, что здесь растет
(Дети садятся на коврик вместе с воспитателем)
Д : - Здесь растут цветы, травы
В : - Какие из них вы знаете?
Д : - Ландыш
- Зверобой
- Ромашка
- Колокольчик
- Клевер
В : - Как они все называются?
Д : - Травянистые растения
В : - Да, мы уже знаем. что лес – это целое государство, которое состоит из 3-х
царств: деревья, травы и …
Д : - Кусты
В : - А кусты есть в нашем лесу?
Д : - Да
- Вот орешник
В : - А сейчас, ребята, давайте закроем глаза, подставим солнышку лицо и
послушаем лесные звуки. Что вы услышали?
(Фонограмма «Звуки природы»)
Д : - Шмель жужжит
- Птицы поют
(Дети встают)
В : - А какую птицу вы узнали?
Д : - Дятел стучит
(Подходим к иллюстрации)
В : - Что вы хотите рассказать о дятле?
Д : - У дятла черная спинка, пестрые крылья
- На голове красная шапочка
- У дятла сильный клюв
В: - А зачем ему такой клюв?
Д : - Он долбит кору деревьев, достает личинок и насекомых и съедает их
- Он расщепляет шишки сосны, достает семена
В : - А как вы думаете, это хорошо, что дятел долбит кору деревьев?
Д : - Да, он спасает деревья от вредителей, лечит их
- А еще дятел оставляет после себя сладкий сок, семечки и к дереву слетаются
маленькие птички, прибегают мышки и кормятся
В : - Да, дятел не только себя кормит. Вот послушайте:
На березе поутру
Дятел продолбил кору,
И полился на песок
Ароматный сладкий сок.
Тут как тут лесной народ
Сок прозрачный дружно пьет.
Всех береза напоила,
Силой крепкой наделила,
А за сок спасибо дятлу:
Постарался он для всех
Напоил он насекомых
Накормил он птичек всех.
- Ребята, а почему это плохо, когда дятел долбит деревья?
Д : - Дятел повреждает кору и дерево может заболеть
В : - Да, это так, но дятел выбирает только слабые и больные деревья и этим их
спасает, поэтому дятла называют «санитаром леса»
- А о каких птичках леса мы еще можем написать в рассказе?
Д : - О синицах
- О воробьях
- О малиновках
- О дроздах и зябликах
(Подходим к иллюстрациям)
В: - Что вы хотите о них написать?
Д : - Птицы красиво поют
- Поедают вредных гусениц и насекомых
- Они тоже «санитары леса»
В : - Молодцы, а вот иволга и кукушка уничтожают таких вредных и «невкусных»
гусениц, которых не ест ни одна птица. (Демонстрирует иллюстрации)
- Тише. Слышите ребята, как лес шумит, а вы хотите узнать, о чем он хочет нам
сказать. Закройте глаза и представьте себя любым деревом.
Физкультминутка.
В : - Что ты делаешь, мой лес?
Д : - Целый день качаю кроны (Размахивают руками)
В : - На кого похож ты лес?
Д : - На высокий дом зеленый (Тянутся вверх)
В : - Почему ты зелен лес?
Д : - Чтоб меня любили дети (Обнимаются)
В : - Сколько лет тебе мой лес?
Д : - Больше всех на белом свете (Разводят руками)
В : - Ребята, вот горят, что лес – это дом, а кто же живет в нем? Смотрите, вот на
кустике веточка сломана (иллюстрация,а вот гриб кто-то потревожил? Кто
бы это мог быть?
Д : - Веточку мог зайчик обгрызть, он еще траву ест
- В лесу живут лоси
- Волки и лисы
- Медведь
- Ежик
- Муравьи
В: - Мы с вами много знаем об этих животных. На какие 2 группы их можно
разделить?
Д : - Хищники: волк, лиса,медведь
- Травоядные: заяц, лось, еж
В : - А как вы думаете дружно они в лесу живут?
Д : - Да
- Нет, волк может съесть зайца
Давайте присядем и поиграем в игру «Живые цепочки» и посмотрим, как же они
друг с другом связаны.
Ход игры: На столе карточки с изображением растения или животного. Дети
сидят вокруг, выбирают карточки и составляют цепочки, например :
Лист-гусеница-птица
Трава-заяц-волк
Зерно-мышь-еж и т. д.
В : - Ребята, не осталось лишних карточек?
Д : - А у меня на карточке мухомор, его никто не ест, он ядовитый
В : - А помните, мы с вами читали книгу «Сказки лесной поляны», кто там ел
мухомор, не помните?
Д : - Лоси они ими лечатся
В : - Лес, ребята, это целая система, где важно каждое растение и животное.
Например, давайте представим, что в лесу исчезли все хищники
Д : - Никто никого не будет есть
- Будет много зайцев, мышей, они съедят всю траву, кору деревьев, листья
- Лес погибнет
В : - Нужны все на свете!
Нужны вес подряд-
Кто делает мед, и кто делает яд
Да, если мы с кем-то
Не очень дружны –
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Вот, сколько всего мы знаем о лесе и на следующем занятии давайте сочиним рассказ и пошлем его в наш любимый журнал. Прежде, чем отправиться в обратный путь, давайте попрощаемся с лесом:
Лес дремучий до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес.
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон». Дети встают друг за другом, «поехали»
в детский сад.