МААМ-картинки

Конспект НОД познавательно-речевого направления «Лес, полный сказок и чудес»

Клюкина Светлана Викторовна
Конспект НОД познавательно-речевого направления «Лес, полный сказок и чудес»
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Всем известно, что человек долгие годы относился к природе потребительски не думая о последствиях: в результате мир изменился настолько, что проблема взаимодействия общества и природы стала одной из самых актуальных проблем

современности.

Решение этой проблемы зависит от уровня экологической культуры каждого человека. Дошкольный возраст – самое благоприятное время, чтобы заложить в душу ребенка первые радости познания окружающего мира, любви ко всему живому.

Именно поэтому я стараюсь создавать все условия для усвоения детьми экологических знаний и понятий и учу применять их на практике.

Публикация «Конспект НОД познавательно-речевого направления „Лес, полный сказок и чудес“» размещена в разделах

В разработке данной партнёрской деятельности я опиралась на содержание основной общеобразовательной программы, методические рекомендации Соломенниковой О. А. «Экологическое воспитание в детском саду», технологию С. Н. Николаевой «Юный эколог»

Если в предыдущие годы дети получали элементарные сведения об объектах живой природы, то в старшей группе начинаем рассматривать животных и растения в связи с окружающей средой, в сообществе которое они образуют. Учимся понимать, как зависят друг от друга отдельные растения и животные. Необходимо дать понять детям, что все в природе взаимосвязано и гармонично, что природа – «Наш дом», а

кто его сбережет, если не мы?

Я считаю, что воспитание экологической культуры начинается с познания природы родного края. Поэтому занятие-путешествие «Лес, полный сказок и чудес» стало частичкой в теме месяца «Наш край». Это часть работы по ознакомлению детей с родной природой. Стараюсь развивать эту тему не только в НОД, но и в режимных моментах, самостоятельной деятельности, работе с родителями. Для этого используются настольно-печатные игры, художественная литература, фотоальбомы, сделанные руками родителей, экскурсии и наблюдения. Вместе с детьми изготовляется модельный материал, гербарий, новые игры, альбомы «Лес – наше богатство», «Люблю березку русскую».

Думаю, что эта НОД поможет детям закрепить, систематизировать уже имеющиеся знания и получит новые.

У каждого из нас остались с детства, щемящие душу воспоминания о прогулках в лес, походах с родителями за грибами. Хочется передать детям любовь к родной природе! Но передать – мало, нужно,чтобы дети понимали,что мы, люди,часть природы и без нее нам не выжить.

Научить видеть красоту лес, но не только восхищаться ей, но беречь и охранять!

Задачи:

Обучающие: Уточнить и расширить знания детей о лесе, как сообществе множества растений и животных, проживающих на одной территории.

Закреплять знание пород деревьев, видов лесов, умение классифицировать растения: деревья, кусты, травы.

Развивающие: Развивать мышление, речь, умение анализировать и делать выводы, развивать умение решать противоречия.

Воспитательные: Воспитать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Экскурсии в лес и парк; наблюдения за различными породами деревьев, составление

описательных рассказов, сочинение и отгадывание загадок о деревьях; изготовление

совместно с детьми макета «Лес»; дидактических игр «Назови правило», «Живые цепочки»; рисование пейзажей, диких животных; рассматривание картин

И. Шишкина и И. Левитана.

Материалы к занятию:

Картины с изображением леса и отдельных пород деревьев, птиц, животных, дидактические игры «Назови правило», «Живые цепочки», муляжи грибов, диски с фонограммой песни «Голубой вагон», «Звуки леса».

Методы и приемы:

Рассматривание иллюстраций, дидактические игры «Назови правило», «Живые цепочки», эмпатия, игра «Хорошо – плохо», решение проблемной ситуации, вопросы,

уточнения, дополнения, художественное слово, предложения, поощрения, оценка,

фонограммы песен «голубой вагон», «Звуки леса».

Дети стоят свободно

В: - Ребята, сегодня почтальон принес нам новый детский журнал, а в журнале

объявлен конкурс на лучший рассказ о природе. Вы хотите принять в нем

участие?

Д : - Да, хотим

В : - Тогда послушайте загадку:

Нам в дождь и зной

Поможет друг

Зеленый и хороший

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек

Д : - Лес

В : - Молодцы, лес – это главное богатство нашего края. Хотите сочинить рассказ о

лесе и послать его на конкурс?

Д : - Да, хотим

В : - А как вы считаете,что для этого нужно сделать?

Д : - Сходить в лес

В : - Я согласна с вами, но прежде чем мы отправимся в лес может быть мы

вспомним, как надо вести себя в лесу?

(Дети встают вокруг стола, где разложены карточки - схемы «Правила поведения в лесу»

Д : - Не рви цветы;

- Не ломай ветки;

- Не лови бабочек;

- Ходи по тропинкам;

- Не жги костры;

- Не трогай гнезда;

- Не разоряй муравейники;

- Не рви паутину;

- Не мусори;

- Не шуми;

- Не стреляй из рогатки;

В : - Вот какие вы молодцы. помните все «лесные» правила

(Звучит фонограмма песни «Голубой вагон»)

- А вот и поезд подан, садитесь в вагончики

(Дети встают друг за другом и «едут»)

Вот мы и подъезжаем. Выходите. Ребята, о чем вы хотите рассказать в нашем рассказе?

Д: О растениях, о птицах, о животных

В : - А вы как думаете, какие растения в лесу «главные»?

Д : - Деревья

В : - Что вы хотите о них рассказать?

Д : - Вот береза, она высокая, у нее белый ствол, маленькие листики, тонкие веточки,

а еще есть сережки

- У березы вкусный сок

В : - Правильно, ребята. Березу называют «русская красавица». Это символ России.

А как называется лес, где растут одни березы?

Д : - Березовый

В : - А в народе говорят - березняк

Д : - Это дуб, он крепкий,могучий

- На дубе растут желуди

- У дуба красивые листья

- Желуди любят кабаны

В : - Лес, где растут одни дубы называют…

Д : - Дубовым

В : - А еще есть такое красивое слово «дубрава»

Д : - Это сосна, у нее вместо листочков иголки

- Это самое высокое дерево;

- На сосне растут шишки;

- Семенами сосны питается дятел

В : - Лес, где растут только сосны называется…

Д : - Сосновый

В : - А еще его называют «сосняк»

Д : - А это елка, у нее тоже иголки, только короткие

- И шишки есть

В : - Лес, где растут только елки называется

Д : - Еловый

В : - А еловый лес как называется?

Д : - Ельник

В : - А вы помните ребята, как называются иголки этих деревьев?

Д : - Хвоя

В : - А как называется лес, где растут ели и сосны?

Д : - Хвойный

В : - Мы сейчас в каком лесу?

Д : - В смешанном

- Здесь растут лиственные и хвойные деревья вперемешку

В : - Молодцы, ребята, знаете деревья нашего леса

А теперь давайте отдохнем на лесной полянке и посмотрим, что здесь растет

(Дети садятся на коврик вместе с воспитателем)

Д : - Здесь растут цветы, травы

В : - Какие из них вы знаете?

Д : - Ландыш

- Зверобой

- Ромашка

- Колокольчик

- Клевер

В : - Как они все называются?

Д : - Травянистые растения

В : - Да, мы уже знаем. что лес – это целое государство, которое состоит из 3-х

царств: деревья, травы и …

Д : - Кусты

В : - А кусты есть в нашем лесу?

Д : - Да

- Вот орешник

В : - А сейчас, ребята, давайте закроем глаза, подставим солнышку лицо и

послушаем лесные звуки. Что вы услышали?

(Фонограмма «Звуки природы»)

Д : - Шмель жужжит

- Птицы поют

(Дети встают)

В : - А какую птицу вы узнали?

Д : - Дятел стучит

(Подходим к иллюстрации)

В : - Что вы хотите рассказать о дятле?

Д : - У дятла черная спинка, пестрые крылья

- На голове красная шапочка

- У дятла сильный клюв

В: - А зачем ему такой клюв?

Д : - Он долбит кору деревьев, достает личинок и насекомых и съедает их

- Он расщепляет шишки сосны, достает семена

В : - А как вы думаете, это хорошо, что дятел долбит кору деревьев?

Д : - Да, он спасает деревья от вредителей, лечит их

- А еще дятел оставляет после себя сладкий сок, семечки и к дереву слетаются

маленькие птички, прибегают мышки и кормятся

В : - Да, дятел не только себя кормит. Вот послушайте:

На березе поутру

Дятел продолбил кору,

И полился на песок

Ароматный сладкий сок.

Тут как тут лесной народ

Сок прозрачный дружно пьет.

Всех береза напоила,

Силой крепкой наделила,

А за сок спасибо дятлу:

Постарался он для всех

Напоил он насекомых

Накормил он птичек всех.

- Ребята, а почему это плохо, когда дятел долбит деревья?

Д : - Дятел повреждает кору и дерево может заболеть

В : - Да, это так, но дятел выбирает только слабые и больные деревья и этим их

спасает, поэтому дятла называют «санитаром леса»

- А о каких птичках леса мы еще можем написать в рассказе?

Д : - О синицах

- О воробьях

- О малиновках

- О дроздах и зябликах

(Подходим к иллюстрациям)

В: - Что вы хотите о них написать?

Д : - Птицы красиво поют

- Поедают вредных гусениц и насекомых

- Они тоже «санитары леса»

В : - Молодцы, а вот иволга и кукушка уничтожают таких вредных и «невкусных»

гусениц, которых не ест ни одна птица. (Демонстрирует иллюстрации)

- Тише. Слышите ребята, как лес шумит, а вы хотите узнать, о чем он хочет нам

сказать. Закройте глаза и представьте себя любым деревом.

Физкультминутка.

В : - Что ты делаешь, мой лес?

Д : - Целый день качаю кроны (Размахивают руками)

В : - На кого похож ты лес?

Д : - На высокий дом зеленый (Тянутся вверх)

В : - Почему ты зелен лес?

Д : - Чтоб меня любили дети (Обнимаются)

В : - Сколько лет тебе мой лес?

Д : - Больше всех на белом свете (Разводят руками)

В : - Ребята, вот горят, что лес – это дом, а кто же живет в нем? Смотрите, вот на

кустике веточка сломана (иллюстрация,а вот гриб кто-то потревожил? Кто

бы это мог быть?

Д : - Веточку мог зайчик обгрызть, он еще траву ест

- В лесу живут лоси

- Волки и лисы

- Медведь

- Ежик

- Муравьи

В: - Мы с вами много знаем об этих животных. На какие 2 группы их можно

разделить?

Д : - Хищники: волк, лиса,медведь

- Травоядные: заяц, лось, еж

В : - А как вы думаете дружно они в лесу живут?

Д : - Да

- Нет, волк может съесть зайца

Давайте присядем и поиграем в игру «Живые цепочки» и посмотрим, как же они

друг с другом связаны.

Ход игры: На столе карточки с изображением растения или животного. Дети

сидят вокруг, выбирают карточки и составляют цепочки, например :

Лист-гусеница-птица

Трава-заяц-волк

Зерно-мышь-еж и т. д.

В : - Ребята, не осталось лишних карточек?

Д : - А у меня на карточке мухомор, его никто не ест, он ядовитый

В : - А помните, мы с вами читали книгу «Сказки лесной поляны», кто там ел

мухомор, не помните?

Д : - Лоси они ими лечатся

В : - Лес, ребята, это целая система, где важно каждое растение и животное.

Например, давайте представим, что в лесу исчезли все хищники

Д : - Никто никого не будет есть

- Будет много зайцев, мышей, они съедят всю траву, кору деревьев, листья

- Лес погибнет

В : - Нужны все на свете!

Нужны вес подряд-

Кто делает мед, и кто делает яд

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны –

Мы все-таки очень друг другу нужны.

Вот, сколько всего мы знаем о лесе и на следующем занятии давайте сочиним рассказ и пошлем его в наш любимый журнал. Прежде, чем отправиться в обратный путь, давайте попрощаемся с лесом:

Лес дремучий до свиданья!

Мы дружить с тобою рады,

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Звучит фонограмма песни «Голубой вагон». Дети встают друг за другом, «поехали»

в детский сад.

Публикации по теме:

Конспект игры-путешествия «В мир сказок и чудес» для детей старшего дошкольного возраста Конспект игры-путешествия может быть использован воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Игровой сюжет, использование.

Конспект занятия познавательно-речевого направления «Читайте Пушкина, друзья!» Ход занятия Ведущая: - У каждого народа есть свой сказочник. Есть такой сказочник и на русской земле. Давным-давно, много лет тому назад.

Конспект познавательно-речевого направления «Я хочу, чтоб в мире не было войны!» Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. 70 лет назад.

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с детьми старшей группы «Путешествие в прошлое лампочки» Цель:формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей – расширение знаний о электроприборах, знакомство с историей электрической.

Конспект познавательно-речевого занятия «Природа родного поселка Чердаклы» Программное содержание: 1. Обобщить и расширить знания детей о природе родного поселка, о ее достопримечательностях. 2. Закрепить представление.

Конспект познавательно-речевого занятия в средней группе «Путешествие с капелькой» Цель занятия: Способствовать развитию предпосылок логического мышления, познавательного интереса. ЗАДАЧИ: Образовательные задачи: познакомить.

Логопедическое занятие «Вот так лес! Полон сказок и чудес!» Авторы-составители: учителя – логопеды МБДОУ № 123 г. Екатеринбурга Попова Екатерина Валерьевна Ульянова Марина Василовна Логопедическое.

Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности детей «Основные направления работы и оборудование центра науки» ВведениеПрежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать. В. Сухомлинский Развитие познавательной активности детей.

НОД с элементами нетрадиционного рисования «Здравствуй, лес, полный сказок и чудес» Задачи: развить у детей творческую активность, художественные способности; закрепить использование в рисовании нетрадиционных материалов.

Учебный план по оказанию дополнительной образовательной услуги познавательно-речевого направления «Учимся говорить правильно» Согласовано Утверждаю Начальник Департамента социально- заведующий МБДОУ культурных и дошкольных образовательных ___Земченкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД познавательно-речевого направления «Лес, полный сказок и чудес»
Опубликовано: 17 ноября 2015 в 22:27
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД познавательно-речевого направления «Лес, полный сказок и чудес»» (включая файлы) размещена пользователем Клюкина Светлана Викторовна (УИ 391795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД