Елена Иванова
Конспект НОД по познанию в старшей группе «Вода-труженица»
▼ Скачать + Заказать документы
Вода-труженица
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить и укрепить у детей знания детей об основных свойствах воды и её
о пользе всего живого на земле
2. Продолжать знакомить с разными состояниями воды.
3. Познакомить с правилами поведения в природе.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту.
2. Прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по познанию в старшей группе „Вода-труженица“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
1. Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по данной теме.
2. Развивать внимание, память, мышление.
Ход деятельности воспитателя с детьми:
1. Вводная часть
Беседа: «Вода» (звук воды)
- Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом проползает,
Ледником в горах зовется,
Речкой серебристой вьется.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
-Ребята, о чем говорится в этом
стихотворении? (О воде).
- Посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? (Синим).
- Покажите на глобусе, где вы видите воду. (На Земле четыре океана и много морей).
- Как вы думаете много это или мало? (Много).
-Скажите, а кому нужна вода? (Людям, животным, птицам, растениям).
Кому еще, кроме человека нужна вода? Могут ли растения обходится без воды? А животные могут прожить без воды?
Правильно! Без воды не могут прожить ни растения, ни животные, ни люди. А раз мы ее пьем, значит, нам нужна чистая вода, правда?
2. Игровая ситуация.
Воспитатель: Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла-
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась,
И в саду у нас осталась.
- Ребята, покажем Капельке, где живут ее сестрички –капельки, что они у нас делают, какую приносят пользу. А отмечать сестричек-капелек мы будем красивыми капельками из бумаги.
2. Путешествие-поиск капелек по группе
(дети идут по группе делают остановки)
В уголке природы: возле растений.
- Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут, им нужна вода. (Приклеивают капельку).
В игровом уголке: вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку)
Около раковины (мойки) : помощнику воспитателя нужно много воды, чтобы мыть посуду, вытирать пыль, убирать группу. (Приклеивают капельку)
В туалетной комнате: вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку).
У стола, на котором стоит чайник с питьевой водой: вода нужна, чтобы мы ее могли попить. (Приклеивают капельку)
- Ребята, а теперь пересчитаем капельки, которые живут у нас в группе. (Все вместе пересчитывают капельки).
- Вот Капелька, сколько в нашей группе живет твоих сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. И мы с ребятами обещаем их беречь и зря воду не тратить, расходовать ее по назначению.
-Капелька очень обрадовалась и оставила нам игру. Встанем в круг и поиграем в игру «Волшебная капельки». Нужно взять по одной капельке и ответить на вопрос: зачем нам нужна вода? (Пить, умываться, стирать бельё, напоить животных, полить растения, готовить обед, мыть полы и т. д.)
-Может ли жизнь на Земле быть без воды?
- Без воды всё живое на земле погибнет, засохнет. Вода – это жизнь.
Родник
Бежит шалун
И баловник,
Журчит по камушкам
Родник,
Но вот он вырос,
Стал рекой,
И трудится он
День-деньской.
Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, а большие реки попадают в море. Почему родник назван «шалуном и баловником»? поиграем с родником?
Физминутка Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Кем стал маленький родник, когда вырос? Как может трудиться превратившийся в речку родник? (иллюстрация река-дорога)
По реке сплавляют лес, плывут баржи с разными грузами, теплоходы, катера и корабли перевозят людей. Но по реке не только перевозят разные грузы.
Река может помочь смолоть из зерен муку на водяной мельнице, а, вращая турбины гидроэлектростанции, сделать так, что у нас в доме загорится электрическая лампочка.
Воспитатель демонстрирует детям игрушечную модель водяной мельницы (колесо с лопастями вращается от тока воды) и показывает, как вода, падая на лопасти, крутит колесо.
На настоящей мельнице колесо вращается и крутит большой камень, который размалывает зерна и превращает их в муку. А если вода заставит крутиться не камень, а специальную электрическую машину, то эта машина будет давать электрический ток. Если по проводам побежит электрический ток, будет гореть лампочка в доме, работать телевизор, холодильник и еще много других полезных вещей.
А вы знаете, что вода - это настоящая волшебница. Она умеет изменяться и превращаться. Отгадайте загадки и узнаете, во что превращается вода.
1. В огне не горит
И в воде не тонет. (лёд)
2. Сперва летит, потом бежит,
Потом на улице лежит.
Тогда без бот или калош
Его сухим не перейдешь. (дождь)
3. Растет она вниз головою,
Растет не летом, а зимою.
Чуть солнцем её припечёт,
Растает она и умрёт. (сосулька)
4. Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные - вырезные,
А возьмёшь - вода в руке. (снежинки)
-Лёд, дождь, снег - это всё вода. А ещё вода умеет превращаться в пар, туман, облака. Посмотрите на картинки с изображением различных природных явлений
Найдите воду. Кто узнает её? (Дети находят воду в видоизменённом состоянии).
Вода окружает нас повсюду.
Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.
Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.
Что еще умеет делать вода? Может ли вода заставить двигаться паровоз или пароход? Просит детей послушать и сказать, чем похожи эти слова. Вспоминает вместе с детьми, что такое пар.
Кто там в кухне шумит?
На плите дребезжит?
Кто там крышкой стучит,
Тонким носом шипит?
Кипятком плюется,
Но не убежит?
Выпускает пар,
Но это не пожар.
Раскаляется, зовет,
Чай пить народ?
объяснить, почему чайник «стучит крышкой», «шипит тонким Носом», во что превращается вода, когда кипит.
Воспитатель рассказывает детям, что водяной пар такой же сильный, как вода. Именно пар, когда вырывается из чайника, подбрасывает его крышку.
Внутри парохода есть большой котел, в нем кипит вода, и пар заставляет колесо крутиться. Лопасти колеса загребают воду как весла, и пароход плывет. А у паровоза пар заставляет крутиться колеса, и паровоз движется по рельсам. Воспитатель внимательно рассматривает с детьми изображения паровоза и парохода, находит котел, трубу, пароходное колесо, колеса у паровоза и т. д.
Воспитатель. Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?
Разыгрывается сценка.
Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.
Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!
Воспитатель. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!
Дети. Наверное, вода в речке была грязной.
Воспитатель. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?
Воспитатель. Воду нужно беречь! Не тратить напрасно чистую воду.
- А вы дети как можете помочь сберечь на Земле чистую воду?
Воспитатель.
1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана дома, в детском садике. Если ты заметишь такое, закрой кран.
2. Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
3. Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!
4. Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.
5. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.
Если мы будем знать и выполнять правила экономного расходования воды, мы поможем сберечь воду.
Мы сегодня много узнали о воде. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять.
Капельке очень вы понравились и она дарит вам своих подружек. Если вы сегодня узнали много нового и у вас появилось хорошее настроение – возьмите улыбающуюся капельку, а если настроение не очень – то грустную.
Соберитесь капельки в ручеёк, поплывём искать тёплую речку!