Евгения Табунщик
Конспект НОД (подготовительная к школе группа) «Побережье Черного моря»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи совместной образовательной деятельности
в соответствии с образовательными областями
Познавательное развитие
Углублять и расширять знание детей о Крымском полуострове. Выявить знания о географическом положении Крыма. Закреплять знания о городах Крыма, горах, морях, реках, озерах. Расширять знания о фауне и флоре Черного и Азовского морей. Вызывать интерес к объектам, созданным природой (моллюскам). Продолжать обучать работе с приборами; развивать любознательность, наблюдательность. Совершенствовать действия экспериментального характера, направленное на выявление скрытых свойств объектов, явлений. Воспитывать у ребят желание охранять природу Крыма, формировать гуманное чувство и гордость за родной край. Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой природы, наблюдать за растениями, животными, не нанося им вред, содействовать проявлению произвольного поведения, логического мышления, воображения, познавательной активности).
Темочки:
Художественно-эстетическое развитие
Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства художника-морениста И. К. Айвазовского. Вызывать чувство радости, учить активно и творчески применять ранее усвоенную технику рисования клеем и песком, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого сюжета, композиции. Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Учить видеть красоту созданного изображения. Развивать фантазию и воображение. Закреплять аккуратно и экономно использовать материалы. Совершенствовать технику изображения.
Речевое развитие
Продолжать знакомство детей с легендами Крыма. Учить детей понимать содержание, воспринимать настроение, эмоциональную выразительность. Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием событий, совершенствовать речь как средство общения. Уточнять высказывания детей, помогать им более точно характеризовать объекты; учить высказывать предложения и делать простейшие выводы, излагать мысли понятно для окружающих.
Физическое развитие
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности. Способствовать правильному развитию мелкой моторики обеих рук. Использовать элементы здоровьесберегающих технологий для повышения умственной и физической работоспособности, предупреждения утомления.
Социально- коммуникативное развитие
Воспитывать дружеские взаимоотношения в совместной деятельности, организованность, дисциплинированность. Формировать умение слушать не перебивая. Развивать навыки целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности. Формировать интерес к экспериментальной деятельности.
Материалы и оборудование.
Портрет И. К. Айвазовского, репродукции картин И. К. Айвазовского, видеоаппаратура, наборы раковин моллюсков, лупы, термометр, анемометр, весы, стаканы, лейка, микроскоп, часы песочные, электрочайник, спиртовая горелка.
Предварительная работа.
Проектная деятельность: проект «Побережье черного моря»
Экскурсии на метеостанцию, исследовательская работа на участке, сбор фотоматериалов, организация фотовыставки исследовательской работы, организация фотовыставки «Мы и море», сбор природного материала, организация и проведение открытого занятия для родителей и администрации «побережье Черного моря», разработка дидактического материала, изучение энциклопедических материалов, конструирование из природного материала.
Просмотр видео «Аэросъемка Крымского полуострова» (после просмотра воспитатель проводит викторину «Знаешь ли ты Крым?»).
Воспитатель: Сейчас я предлагаю посмотреть мультфильм и послушать легенду о Золотом пляже.
Легенда о Золотом пляже
Как-то давно жил в Ялте турецкий правитель всей округи Амет-ага. От злости этого правителя страдал весь Южный берег Крыма. Самое большое удовольствие испытывал Ахмет-ага, когда издевался над стариками. Была у этого правителя жена злая, ненасытная Ходжава, действовавшая совместно со своим сыном, прозванного за жестокость Дели-балта, по другому бешеный топор.
Жена Ходжава постоянно подговаривала мужа и сына, совершать насилие, грабить, отбирать последние пожитки у жителей Ялты и всей её округи. Не что не могло пройти мимо их кармана, в это время семья деспота богатела. В скором времени сундуки злой Ходжавы были наполнены золотом и серебром, драгоценными камнями, парчовыми тканями.
Со временем, господству турок в Крыму пришел конец. Всё семейство, Амет-ага, его жена Ходжава и сын Дели-балта, спешно покидали южные берега Крыма. Судно, которое должно плыть в Синоп, было набито сундуками с драгоценностями, какие семейство награбило во времена правления.
Люди, которые собрались на пристани, сорили проклятьями в сторону уходящего корабля. В то время, как судно набитое добром вышло в открытое море, началась сильная буря. Ветер нагонял сильные волны и судно, как ореховая скорлупка кренилось всё больше и больше на борт. Ветер рвал паруса, сломался руль, лишенный управления корабль стал идти на дно. Жители Ялты наблюдали эту картину с берега, где возмездие настигало тех, кто наживался на страданиях и горе людей.
Буря свирепствовала настолько сильно, что погибающим никто не в силах был помочь, если бы даже имели желание. Судно волнами вынесло к Ореанде, что находилась возле Ялты. Здесь его разбило и обломки были выброшены на берег. Злая Ходжава с мужем правителем и сыном камнем ушли на дно под тяжестью зашитых в одежде золотых монет. Придя на берег народ увидел следующую картину, весь берег был усеян золотом и серебром.
- Смотрите, весь пляж золотой! – кричали дети. А взрослые в это время собирали украшения и монеты и делили между собой.
С того времени берег возле Ореанды стали называть Золотым пляжем.
Ходят слухи, что и теперь, во время сильных бурь на Черном море волны продолжают выбрасывать на этот пляж измельченное и отшлифованное золото, которое светится и переливается солнечными бликами на мелкой гальке…
Воспитатель: Дети, у нас есть возможность исследовать Золотой пляж.
(Дети садятся за столы в специальной для исследовательской деятельности одежде). Воспитатель предлагает на белый лист бумаги высыпать из стаканчика песок, привезенный с побережья Черного моря. Дети, пользуясь лупой, рассматривают песок, обнаруживают в песке мелкие ракушки, палочки, сухие водоросли и др. Воспитатель предлагает рассмотреть чудо природы – морские раковины, которые детям знакомы. Под диктовку воспитателя дети выкладывают моллюсков в ряд (мидию, венерку, скарарку, донакс, петушка, устрицу). Дети рассказывают о моллюсках: историю появления в море, особенностях питания, об использовании человеком, пользе в природе.
Воспитатель: В этих раковинах жили моллюски. Вы говорили, что люди используют моллюсков в пищу, но для этого их нужно достать из раковины. Сейчас мы с вами проведем опыт, который доказывает, что при нагревании створки моллюсков раскрываются. В природе выброшенные на берег моллюски, под действием жарких солнечных лучей раскрываются, моллюск погибает или его поедают птицы, а ракушки разрушаются, превращаются в песок. Мы с помощью спиртовой горелки будем нагревать мидию и она должна раскрываться.
(Воспитатель проводит опыт. Дети делают вывод.)
Воспитатель: Дети, а можно ли таким способом открыть устрицу?
(Ответы детей)
(Воспитатель рассматривает вместе с детьми камни, обращает внимание на их красоту.)
Это морская галька, она очень древняя. История ее началась много лет назад. Давным-давно, тысячи лет тому назад, под воздействием воды, мороза, ветра от скалы откололся большой кусок. Он упал в море. Много лет морские волны перекатывали его с места на место, переворачивали,
постепенно уменьшая его размеры и обтачивая поверхность - получился ровный камень.
Воспитатель: Для следующего опыта нам понадобится морская вода. У нас два стакана с водой и мы сейчас определим в каком из стаканов находится морская вода.
(Воспитатель вместе с детьми проводит опыт с яйцом. Поочередно опускают яйцо в стаканы с водой и делают вывод.)
Воспитатель: Итак, мы определили, что морская вода находится в стакане №1. Приготовьте этот стакан для следующего опыта. Давайте подуем в стакан с водой, сделаем вывод, что волны возникают в результате порывов ветра.
(Воспитатель предлагает воздействовать на стакан колебательными движениями, сделать вывод, что волны возникают в результате землетрясения.)
Воспитатель: Итак, морская галька образовалась под воздействием волн и ветра.
Физкультминутка «Превращение в морских обитателей»
(Воспитатель демонстрирует приборы и оборудование в лаборатории, дети называют. Воспитатель вместе с детьми с помощью анемометра определяет скорость ветра. Затем проводит дидактическую игру «Определи температуру воздуха»)
Воспитатель: В нашей лаборатории есть весы. Мы с вами докажем, что воздух как и все тела имеет вес.
(Воспитатель кладет на весы два надувных шара, один лопает и чаша весов перевешивает. Дети делают вывод.)
Воспитатель: Я хочу у вас спросить, как возникает шум моря? Предлагаю послушать шум моря (Шум). Шум моря можно еще представить, глядя на картины И. К. Айвазовского. Чтобы писать картины и передать красоту природы так как писал их великий художник И. К. Айвазовский нужно быть талантливым, терпеливым, трудолюбивым, очень внимательным к окружающему миру, любить свой родной край. Предлагаю вам, юным художникам, нарисовать картину.
(Воспитатель кистью в воздухе рисует, а дети с точностью рисуют клеем и засыпают песком).
Подведение итога.