Татьяна Милюкова
Конспект НОД «Подарки для детей из Узбекистана. Изготовление поделки «Медведь» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
(5–6 лет)
Цель: Изготовление поделки медведя в стилистике богородской народной игрушки для детей Узбекистана».
Задачи:
Образовательные:
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, о социокультурных ценностях русского народа и народов других стран (Узбекистан).
- Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
- Формировать умение лепить медведя скульптурным способом с проработкой поверхности стекой для передачи фактуры.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД „Подарки для детей из Узбекистана, Изготовление поделки „Медведь“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь, медвежонок. Конструирование, поделки
- Медведь. Конспекты занятий
- Республика Узбекистан
- Старшая группа
- Темочки
- Развитие познавательных способностей, творческой активности, коммуникативных навыков.
- Развитие интереса к экспериментированию с пластическими материалами и художественными инструментами для передачи особенностей покрытия тела животного (шерсть).
- Активизация памяти, внимания, мышления.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и уважительное отношение к культуре других стран.
Словарная работа: пополнять словарь детей следующими словами и словосочетаниями: Узбекистан, прекрасный край, хлопок, флаг, символы страны, посылка, подарки, поделки, матрёшка, дымковская игрушка, богородская игрушка, филимоновская игрушка, схема, глина, стека, мохнатый, меховая шуба, лепить, вытягивать, пластичная масса, богородские мастера, уважаемая гостья, восточный базар и др.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: коробка (посылка, письмо, ветка хлопка, наглядная схема медведя, изделия богородской народной игрушки.
Раздаточный материал: глина, доски, салфетки, стеки; наглядная схема лепки медведя;
Предварительная работа:
- оформление мини-музея «Узбекистан»;
- рассматривание альбома «Мой Узбекистан»; знакомство со страной, растительных и животным миром этой страны, бытом и обычаями Узбекистана;
- чтение узбекских народных сказок «Три арбузных семечка», «Ходжа Насреддин»;
- рассматривание семейных фотографий (г. Самарканд);
- исследовательская деятельность (экспериментирование с ватой);
- продуктивная деятельность – рисование «Узоры для платья», иллюстрации по сказке «Три арбузных семечка», лепка «Караван верблюдов» и др.
Методические приемы:
Чтение стихотворения, беседа, сюрпризный момент (получение посылки, вопросы к детям, рассматривание, работа по опорной схеме, практическая работа, угощение детям.
I часть. Чтение стихотворения. Беседа о стране Узбекистан.
Воспитатель читает детям стихотворение:
Прекрасный край: пустыни, горы – это рай!
Оазисы встречаются, прохладно получается.
Цветущие поля и вдоль дороги тополя,
Сады, гор снежных башни,
Которых нет на свете краше.
Всё говорит о красоте земли:
Атласный девушек наряд,
Джигитов пёстрые халаты.
А как умеет здесь народ трудиться, на заре встаёт,
Чтоб собирать свой хлопок нежный,
Он золотой, хоть белоснежный.
- О какой стране говорится в стихотворении? (Ответы детей - Узбекистан).
- Действительно, это красивое стихотворение про чудесную страну - Узбекистан. И мы с вами много узнали об этой стране.
- Какие отличительные признаки есть у этой страны? (Ответы детей - тёплый климат, много фруктов, в пустыне можно увидеть караван верблюдов, красивые узоры на одежде, красивые дома).
- Можно ли отличить страну Узбекистан от других по флагу? Каким образом? (Дети рассказывают про флаг Узбекистана).
- Молодцы! Вы всё верно сказали. И сегодня у нас в группе необычный сюрприз – к нам приехала гостья из Узбекистана. Встречайте её.
II часть. Сюрпризный момент. Беседа.
(Звучит музыка. Заходит гостья в узбекском национальном костюме. Здоровается на узбекском языке. Передаёт воспитателю свёрток (посылку, говорит, что дети из Узбекистана отправили письмо и подарок для детей из детского сада).
Воспитатель зачитывает детям письмо из посылки.
- Какое интересное послание. Спасибо Вам за него, уважаемая гостья, и за такой чудесный подарок – хлопок. Он пополнит нашу коллекцию.
-Ребята, узбекские дети хотели бы получить подарки русской народной культуры – игрушки русских мастеров. Как вы думаете, что можно подарить? (Ответы детей : матрёшки, игрушки, богородские игрушки, балалайка и т. д.).
- Молодцы! Сколько вариантов вы предложили. Все подарки замечательные.
- Все эти предметы объединяет одно – материал, из которого они сделаны.
- Что за материал используется для изготовления? (Ответы детей : дерево). Действительно, в России растёт много деревьев, поэтому народные умельцы мастерили изделия из дерева.
- Какого зверя часто мастера делали, как игрушку для детей? (Ответы детей : медведь).
- Вы верно заметили, медведь - один из символов России, очень часто изготавливался из дерева. Например, богородские мастера делали игрушки из целого куска дерева с помощью топора и ножа.
- Предлагаю сегодня вам стать богородскими мастерами. Но у нас нет дерева и нет топора. Как быть? (Ответы детей : можно сделать из пластилина, стека заменит топор).
III часть. Физкультминутка.
- Перед работой необходимо размяться.
- Уважаемая гостья, помогите нам?
(Звучит музыка, дети вместе с гостьей танцуют произвольно. Далее гостья садится на стул).
- Вы отлично двигались. Теперь пора приниматься за работу. Приглашаю вас занять свои рабочие места.
IV часть. Практическая деятельность – изготовление поделки медведя.
- Сейчас мы с вами, как настоящие мастера, будем лепить фигурку медведя, но так, чтобы он был похож на богородскую игрушку.
- Богородские мастера вырезают свои игрушки из дерева с помощью топора и ножа, а мы будет лепить из пластичной массы с помощью стеки. Лепить постараемся скульптурным способом – из целого куска, не разделяя его на части. Этот способ поможет нам слепить игрушку, похожую на настоящую скульптуру (частичный показ способа лепки). А стека поможет проработать мельчайшие детали, как это делают настоящие мастера (показ приёмов обработки поверхности для передачи фактуры – шерсти). Стекой можно прорезать или процарапать поверхность вылепленной фигурки, чтобы стало похоже на шерсть – меховую шубу медведя. (Сравнительный показ богородской игрушки и фигурки, вылепленной воспитателем).
- Для работы нам пригодится наглядная схема, она поможет сделать поделку. (Наглядная схема представляет собой алгоритм действий при лепке медведя).
Когда все дети находятся на местах, воспитатель обращает внимание на правильную осанку детей; о правилах поведения и безопасности во время работы. При необходимости педагог воспитатель помогает воспитанникам советом, задает опорные вопросы.
V часть. Подведение итогов НОД.
- Я вижу, поделки готовы. Какие интересные игрушки у вас получились.
• Как вы думаете, они похожи на богородскую игрушку? Чем?
• Какими материалами вы пользовались в работе? (Ответы детей : глина, стеки).
• Что обозначает для России медведь? (Ответы детей : это один из символов России).
• Понравятся ли наши подарки узбекским детям и почему? (ответы детей : мы делали поделки сами, старались, игрушки получились красивые, интересные, ими можно играть и т. д.)
- Предлагаю вам оставить свои работы на столах и пройти посмотреть, что же получилось у каждого из вас.
(Воспитатель, вместе с детьми и гостьей, подходит сначала к одному столу, затем к другому. Смотрят, что получилось. Идет краткое обсуждение с детьми.
- Ну вот, работы готовы. Теперь можно их убрать, чтобы уважаемая гостья из Узбекистана смогла передать их узбекским детям.
(После работы дети идут мыть руки, пока гостья готовит угощение)
VI часть. Угощение детей.
Гостья: Спасибо, дорогие ребята. Как замечательно у вас всё получилось. Я думаю, нашим детям очень понравятся ваши подарки. В знак благодарности приглашаю вас на восточный базар, где много разных угощений.
(Звучит песня. Гостья угощает сначала гостей, а затем приглашает детей за столы и угощает их сладостями).