Анна Таболина
Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория чудес и превращений» на тему «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №44 «Грибочек»
Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
«Лаборатория чудес и превращений».
Провела воспитатель:
Таболина А. В.
Симферополь.
Цель: формирование первичных представлений о воздухе.
Публикация «Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе „Лаборатория чудес и превращений“ на тему „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Программное содержание: способствовать развитию познавательной активности в процессе экспериментирования; продолжать знакомить детей с понятием воздух; развивать у детей экспериментаторские, исследовательский умения; развивать у детей умения прогнозировать результат и проверять свои предположения опытным путем; научить детей формулировать простые выводы в ходе познавательно-исследовательской, экспериментальной деятельности, обогатить словарный запас; способствовать развитию навыков сотрудничества детей друг с другом и воспитателем в совместной деятельности.
Оборудование для опытов: таз с водой 1 шт. на стол, полиэтиленовые пакеты, стаканы пластиковые с салфетками внутри, тарелки, яблоко, лимон, чеснок.
Оборудование для рисования: стаканы с цветной водой, трубочки коктейльные, салфетки, стеки, ложки, основа для рисования (ваза со стебельками).
Ход НОД
Дети входят в группу, приветствуют родителей.
В-ль: Ребята посмотрите к нам прилетело письмо! А как же оно прилетело, на самолёте?
Дети: Нет, по воздуху,
В-ль: Какой красивый конверт, что же в нём? Как вы думаете, что это может быть? (ответы детей).
Письмо
«Здравствуйте, дорогие девочки и мальчики. Меня зовут Всезнайка. Я вас приглашаю посетить мою лабораторию и узнать много интересного о воздухе.»
В-ль:Хотите отправиться в путешествие?
Дети: Да!
В-ль: Тогда нам надо отправиться в путь. Но ведь лаборатория не близко, на чём же нам отправиться? Отгадайте мою загадку:
Мой любимый тёплый воздух.
Со мной творишь ты чудеса,
И как в прекрасной дивной сказке
Я поднимаюсь в небеса.
Вы догадались, кто же я?
Дети : Воздушный шар.
В-ль: да, это воздушный шар, но не простой, а шар - лаборатория. Кто работает в лаборатории?
Дети: Научные сотрудники.
В-ль: Правильно, молодцы. Чтобы занять место в шаре, надо найти стул с такой же геометрической фигурой, какая нарисована на вашем билете.
(дети садятся на свои места).
В-ль: для чего же нужен воздух?
Дети: Чтобы дышать.
В-ль: Предлагаю вам ладошками зажать рот и нос, сколько времени (в условных единицах) вы можете не дышать. Правда, невозможно без воздуха!
Все мы поняли, что нам для жизни просто необходим воздух. Но его нельзя, ни увидеть, ни потрогать руками. Так, может, и нет никакого воздуха, а все лишь разговоры? А давайте вместе с вами проверим с помощью опытов и экспериментов, какими свойствами воздух обладает. Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: А если мы не можем видеть воздух, значит он какой?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Опыт 1.
В-ль: Возьмем стакан с салфеткой внутри. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага? Бумага в стакане остается сухой. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом. Итак, первое свойство воздуха - он невидим! (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства)
Опыт 2.
В-ль: А теперь, возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пустой.
В-ль: Мы можем сложить его в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его, подставив ладошки? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
В-ль: Действительно, воздух занял весь пакет. Вот вам и второе свойство воздуха – не имеет формы (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
В-ль: Вы отлично работали, а теперь немного отдохнем и вспомним веселый ветерок, который играл с листочками на нашей площадке.
Физкультминутка:
Тихо в воздухе кружит (Дети кружатся)
Он все ниже, ниже, ниже, (Приседают)
Все к земле он ближе, ближе. (Присели на ножки)
Только дунет ветерок – (Дуют)
Лист поднимется с дорог. (Медленно встают на ножки)
Будет дуть весёлый ветер, (Машут руками)
Будет лист кружить на свете. (Кружатся).
Опыт 3.
В-ль: Отдохнули, присаживайтесь, пожалуйста. Закройте, пожалуйста, глаза и угадайте, чем я вас угощу (Предложить кусочки яблок).
Дети: Это яблоко.
В-ль: Правильно, даже с закрытыми глазами вы узнали его вкус. А теперь я предлагаю вам "съесть" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух вкус.
Дети: Воздух не имеет вкуса
В-ль: Правильно, и это - третье свойство воздуха - он не имеет вкуса (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
Опыт 4.
В-ль: Закройте, пожалуйста, еще раз глаза и определите по запаху. Что у меня на тарелке (Предложить кусочки чеснока и лимона).
Дети: Это лимон и чеснок.
Воспитатель: Правильно, даже с закрытыми глазами вы угадали запахи. А теперь я предлагаю вам "понюхать" воздух, чтобы определить, имеет ли воздух запах.
Дети: Воздух не имеет запаха.
В-ль: Правильно, и это - еще одно свойство воздуха - он не имеет запаха (прикрепить к доске картинку с условным изображением свойства).
В-ль:
Воздух, он объект особый,
Его руками не потрогать.
Чтоб его увидеть глазом
Предметы подносили разом.
Затем на радость всем ребятам,
Его мы проглотили сразу,
Всю эту так сказать работу,
Назвали умным словом «опыт».
В-ль: Скажите, ребята, о каких свойствах удивительного, необходимого нам всем воздуха мы сегодня узнали с помощью опытов, исследований и экспериментов?
(обращает внимание детей на опорные картинки.)
Дети: Воздух невидим, бесцветен, не имеет вкуса и запаха, формы.
В-ль: Молодцы, вы справились со всеми заданиями. А сейчас давайте научим наших пап и мам рисовать, создавать картины с помощью воздуха.
Рисование мыльными пузырями.
Дети вместе с родителями проходят за столы.
В-ль: берите трубочки, выберите себе стаканчик с тем цветом который вам нравится и будем выдувать ветерок из ротиков. Смотрите, сколько ярких воздушных пузырьков появилось в стаканчике, но очень аккуратно выдувать необходимо воздух из рта и получается вот такая пенная шапка. А теперь возьмём пенную шапку и перенесём на нашу картину. Каждый пузырек оставит свой след. Вот и получился бутон будущего цветка. Давайте дадим ей высохнуть.
В-ль: Понравилось вам наше занятие?
Ответы детей и родителей.
Самоанализ НОД
в средней группе «Лаборатория чудес и превращений»
воспитателя Таболиной А. В.
Направление:
познавательно-речевое.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Тип НОД: интегрированное, обучающее, на котором дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности.
Форма проведения – групповая,
Тема: «Удивительные свойства воздуха».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; формировать первичные представления о воздухе.
Обучающие задачи:
-Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
-Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
-Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
-Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
-Закрепить приём рисования в нетрадиционной технике мыльными пузырями.
Развивающие задачи:
-Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыты и эксперименты, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Оборудование: таз с водой 1 шт. на стол, полиэтиленовые пакеты, стаканы пластиковые с салфетками внутри, тарелки, яблоко, лимон, чеснок.
Оборудование для рисования: стаканы с цветной водой, трубочки коктейльные, салфетки, стеки, ложки, основа для рисования (ваза со стебельками).
Предварительная работа: проведение серий занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок – исследований, наблюдений, рисование в нетрадиционной технике мыльными пузырями «Воздушный шар», чтение сказок.
Характеристика группы :
Списочный состав средней группы 29 детей. Особенности детей 4-5 лет: проявляют интерес, испытывают радость от общения. Дети среднего дошкольного возраста проявляют любознательность: задают разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?», высказывают свои мнения, делятся впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремятся отразить их в продуктивной деятельности : лепят, создают поделки из природного материала, рисуют. Наши дети с удовольствием включаются в поисково-исследовательскую деятельность познания природы, используют разные поисковые действия. Дети в группе дружные, активные и подвижные. На момент проведения мероприятия присутствовало 21ребёнок.
Продолжительность занятия:
соответствовало программным требованиям.
Конспект занятия соответствовал моему рабочему плану и программным требованиям данного возраста. Помещение подготовлено к проведению НОД в соответствии с требованиями СанПиН.
Организационный этап включал в себя:
Чтение письма от героя. Игровой прием и мой рассказ были использованы для того, чтобы организовать детей, поднять настроение, дать рабочий настрой. Чтобы дети знали, о чем пойдет речь на занятие, я загадала загадку, дети получили билеты на «воздушный шар».
На этапе основной деятельности занятия.
Передо мной стояла проблема - как сделать детей активными участниками познавательной деятельности, как вызвать интерес и поддерживать его на всем этапе опытной деятельности? Для решения данной проблемы, я использовала следующие методы и приемы: объяснение и показ, информационно-рецептивный метод - с помощью которого поэтапно я рассказала и показала, как можно обнаружить воздух. Мы ввели элементы проблемного изложения материала, организовали индивидуальный самостоятельный поиск решения выполнения задания, обращая внимание детей, на то, что будет интересно самим экспериментировать и наблюдать за происходящим. На этапе самостоятельного экспериментирования, дети проявили познавательный интерес и желание к обнаружению воздуха. Те дети, которые испытывали затруднения в проведении опыта, мной проведена индивидуальная работа: последовательное выполнение действий. Девочки и мальчики получили массу положительных эмоций во время экспериментирования. Они радовались каждому удавшемуся опыту. Это самое главное в детской деятельности. Во избежание перегрузки и переутомления детей на занятии, я использовала физкультурную паузу, соответствующую тематике занятия. В экспериментирование были задействованы все дети, тем самым каждый смог провести опыт и увидеть где прячется воздух, доказать, что воздух есть в воде, полиэтиленовом пакете, пустом стакане, повсюду.
В процессе всего занятия я хвалила детей, тем самым давая возможность еще лучше и качественнее выполнять задание. Думаю, что необходимо помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности «Я — молодец!». Здесь я использовала словесные методы: повторение и уточнение, напоминание, поощрение.
В заключительной части
подвела итог экспериментирования. Для осмысления детьми материала использовала направляющую помощь: «Вспомните…». Дети пришли к определению основных свойств воздуха, они считают, что опыты удались, т. к. справились с поставленными перед ними заданиями. В процессе деятельности они активно отвечали на вопросы о свойствах воздуха, о его значении, самостоятельно проводили опыты, получали результат, анализировали, формулировали выводы. Высказывали свое мнение, используя собственный опыт, дети учились сотрудничать друг с другом, что обеспечило положительный конечный результат. На основе интеграции образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, и деятельного подхода, в соответствии с требованиями ФГОС проведенная непосредственно-образовательная деятельность способствовала формированию умений и навыков детей, развитию их познавательной активности и мыслительной деятельности.
Затем родителям было предложено вместе с детьми заняться рисование мыльными пузырями. Дети уже пробовали рисовать в этой технике, задание было знакомо. Родители с удовольствием занимались рисование вместе со своими детьми и получили удовольствие от совместной работы. Считаю сотрудничество «воспитатель-родитель-ребёнок» очень действенной формой в достижении целей воспитания и обучения, т. к. родители не на словах видят и «чувствуют» работу.
Занятие удалось, поставленная цель достигнута, задачи выполнены.