Анна Филиппова
Конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Загадки Лисенка-Знайки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Загадки Лисенка-Знайки».
Составила: Филиппова А. А.
Цель: Формировать знания детей через экспериментальную деятельность в совместной игровой деятельности.
Задачи:
1. Обучающие:
-расширять знания и представления старших дошкольников о необходимости математических знаний в различных ситуациях, закреплять геометрические фигуры;
- продолжать учить объяснять "волшебные явления" с точки зрения науки;
Публикация «Конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Загадки Лисенка-Знайки“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-расширять знания и представления старших дошкольников о свойствах магнита и воды;
-формировать знания о магнитной силе, о плотности жидкостей;
- познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы»;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
- продолжать учить самостоятельно принимать решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения.
2. Развивающие:
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Развивать умение делать выводы и умозаключения.
- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.
- Развивать логическое и пространственное мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
3. Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию природы, умение видеть удивительное в окружающем мире.
- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие".
Методы и приё мы:
Словесные: вопросы, художественное слово, загадки, ребус
Игровые: превращение в ученых
Практические: выполнение экспериментов.
Словарная работа: закреплять в речи: эксперимент, магнитная сила, атрибуты, пробирки, плотность, притягивать, примагничивать.
Оборудование и материалы: мерные стаканы, пробирки, шприцы без иголок, сахар, ложки, пипетки, пищевые красители, стаканчики, вода, магниты, три ключа, контейнеры с манкой, магнитная стружка, набор полых геометрических тел, магнитные шарики, разноцветные железные круги, геометрические фигуры (круги, треугольники, схемы разноцветных цепочек, квадраты, контейнер с магнитным конструктором.
раздаточные: предметы для экспериментов, халаты.
Предварительная работа с детьми: работа с детьми в «Лаборатории», беседа о технике безопасности при проведении опытов.
Примерная структура занятия-экспериментирования :
1. Проблема (сюрприз Лисенка-Знайки)
2. Организационный момент (превращение в ученых, деление на команды)
3. Выбор оборудования и размещение детьми в зоне исследования.
4. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
5. Процесс экспериментирования
6. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
7. Творческая деятельность детей
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Лисенок-Знайка. Он приготовил для вас сюрприз. Но чтобы его получить, вам самим придется отгадать что это за сюрприз.
В: Посмотрите на Лисенка, на кого он похож, почему он в белом халате?
Д: Врач, ученый.
В: Правильно, он – ученый, а где работают ученые?
Д: В лаборатории.
В: Прежде чем мы отправимся в лабораторию, давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории?
Д: Не толкаться, не кричать, не трогать руками, в рот ничего не брать и не пить, в лабораторию заходить в специальной одежде.
В: Ребята нам нужно не только показать эксперименты, но и пояснить, почему так происходит.
В: Сейчас, я буду превращать вас в ученых. Закройте все глаза.
1, 2, 3, 4, 5 начинаю превращать
На носочки поднимитесь
Потихоньку покружитесь
В ученых превратитесь!
В: Для подготовки нам нужно разделиться на три команды. Как мы сможем это сделать?
(ответы детей)
В: Напомните условия деления на команды с помощью нашего волшебного мешочка.
Д: Все по очереди будут доставать из мешка геометрические фигуры, у кого одинаковые фигуры - в одной команде.
В: Я хочу немного усложнить вам правила: прежде чем достать фигуру, её нужно потрогать и назвать, цвет фигур не учитываем, только по форме.
(Дети называют фигуры)
(формируем 3команды, в командах по 3 человека).
В: Посмотрите и запомните кто с кем в команде. А теперь положите геометрические фигуры в тарелочку.
В: Сейчас я приглашаю вас в Лабораторию.
(Три стола с оборудованием для экспериментов).
В: Ребята, вот три стола нам для работы. Назовите предметы, которые вы видите на столах.
Д: Пробирки, стаканчики, ложки, магниты.
В: Молодцы, а вот это – набор полых (пустых) геометрических тел. Как называются некоторые из них вы уже знаете.
(ответы детей).
В: Мы будем по очереди проводить опыты за каждым столом. А на доске закрыты результаты наших экспериментов, это подсказки Лисенка-Знайки. Мы будем по порядку их открывать и в конце сможем отгадать, что же за сюрприз приготовил нам Лисенок-Знайка.
Основная часть
В: Я приглашаю команду у кого была геометрическая фигура круг, остальные участники пока будут зрителями.
В: Вот такого волшебства
Не видали никогда,
Посчитаем хором, дружно.
Д: 4, 3, 2, 1!
Что случиться, поглядим!
В: Надевайте халаты.
Эксперимент 1. «Радуга в стакане».
В: Вы видите на столе сахар, 5 стаканов, пищевая краска разных цветов, шприц или простая столовая ложка.
Проведём эксперимент : каждый из вас выбирает себе один стаканчик. Добавьте в 1 стакан 1 столовую ложку сахара, во 2 – 2 ложки, в 3 – 3, и в 4 – 4 ложки сахара.
Поставьте по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 столовые ложки воды. Перемешайте. Что вы замечаете?
Д: В первых двух сахар растворился быстро и полностью, а в последующих не полностью и долго.
В: Добавьте немного красной краски в 1 стакан, немного жёлтой во 2, зелёную в 3, синюю в 4. Снова перемешайте.
Теперь возьмём шприц или столовую ложку, чтобы аккуратно вливать в окрашенную воду в пробирку по очереди.
(Дети выполняют опыт)
В: Первый слой будет синим, потом зелёным, жёлтый и красный. Если вливать новую порцию аккуратно поверх предыдущей, то вода не смешается, а разделиться на слои. Как вы думаете, почему?
(Ответы детей).
Вывод: Из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.
В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной воде была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.
В: А что получилось у нас в пробирке?
(Ответы детей)
Разноцветным коромыслом
В небе голубом повисла,
Семицветная дуга,
Несомненно (Радуга)
В: Открываем 1 подсказку на доске – радуга. Теперь ко второму столу приглашаю ученых, которые вытащили квадраты.
Эксперимент 2. «Магнитная сила»
В: Что вы видите на этом столе?
Д: магниты, разноцветные кружочки, геометрические фигуры со стружкой.
В: Напомните мне, что такое магнит?
Д: Это камень, твердый, холодный, он притягивает железные предметы.
В: Возьмите по одному геометрическому телу, внутри – железная стружка. Как вы думаете, сможет ли стружка «бегать» внутри контейнера? Что для этого надо сделать?
Д: Поводить магнитом по стенкам контейнера.
(Дети водят магнитами, создают разные узоры из железной стружки).
В: Посмотрите, какие разные и красивые узоры у вас получаются.
В: Приложите цветной кружок к магниту, что вы видите?
Д: Магнит притянул кружок.
В: Как вы думаете, если к этом кружочку поднести следующий притянется ли второй кружок не к магниту, а к первому кружку?
(Ответы детей)
В: Давайте проверим ваши предположения.
Дети проводят опыт
В: А теперь я попрошу вас сложить следующие цепочки (по двум схемам). А теперь соберите светофор, напомните какие цвета нам нужны?
Д: красный, желтый, зеленый
(проверка сделанного по третьей схеме)
В: Если магнит убрать, то все кружочки рассыпятся. Но попробуйте поднести любой из этих кружков к другому - увидите, что он сам стал магнитом!
То же самое произойдет со всеми железными детальками (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле.
Вывод: Магнитное поле можно создать искусственно и передать обычному железу.
В: Вы сейчас делали и строили разные узоры и цепочки. Открываем 2 подсказку на доске, что вы видите? Для чего нужны строительные детали? Теперь к 3 столу приглашаю ученых, которые вытащили треугольники.
Эксперимент 3. «Найди ключ».
В: Ребята, сюрприз Лисенка спрятан в контейнере, который закрыт на ключ. Теперь нам нужно отыскать ключ, чтобы открыть сюрприз. Лисенок-Знайка закопал три ключа. Вам нужно отыскать ключики, не испачкав рук. Как вы это сделаете?
Д: Нужно взять магнит и поводить им в манке.
(дети выполняют опыт, достают три ключа)
Вывод: Магнит сохраняет свои свойства притягивать железные предметы и в сыпучих веществах.
В: Молодцы! Но нам нужен только один ключик. Лисенок дал нам подсказку – контур ключа. Найдите по контуру у кого нужный нам ключ?
(Дети определяют нужный ключ)
Заключительный этап.
В: А теперь посмотрите на доску. У нас три подсказки, чтобы определить, что находится в сундуке.
Радуга какая? Что делают из строительных деталей? Что притягивает железные детали?
Д: Разноцветная….конструируют, строят…Магнит
Магнитный разноцветный конструктор.
В: Какие вы молодцы, ребята! Справились с задачками Лисенка-Знайки. Давайте вспомним что мы сегодня делали в Лаборатории?
Что вам понравилось больше всего?
(Ответы детей)
В: А теперь вы можете поиграть с этим конструктором.