Татьяна Овчинникова
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха«
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе
«Удивительные свойства воздуха»
Цель: С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей.
Задачи:
Образовательные задачи:
Дать детям знания о свойствах воздуха :
• воздух прозрачный и невидимый;
Публикация «Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе „Удивительные свойства воздуха„» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
• воздух есть везде;
• воздух легкий, он легче воды;
• ветер – это движение воздуха
Развивающие задачи:
Развивать:
• познавательную активность;
• память, внимание, мышление, речь, пополнить словарь детей определениями воздуха;
• дивергентное мышление (поиск множества решений одной и той же проблемы)
• коммуникативные навыки, умение сотрудничать;
• умственные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация
Воспитательные задачи:
Воспитывать:
• самостоятельность;
• аккуратность в работе;
• умение взаимодействовать в коллективе;
• умение проявлять терпимость к мнению товарища;
• умение не перебивать собеседника.
Материал раздаточный: воздушные шары надутые гелием разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики. (подарки- свистульки)
Материал демонстрационный: баночки с плотной крышкой, мелкие камушки, таз с водой, стаканчики, трубочки, полиэтиленовый пакет. (к трубочке из по коктейля, привязаны с двух сторон по одному шарику).
Методы: игровой, словесный, наглядный.
Предварительная работа:
• Беседа о воздухе
• Занятие по экологии «Нам нужны носы не для красы»
• Наблюдение на прогулке за воздухом.
• Просмотр презентации «Свойства воздуха»
Действующие лица: Воспитатель, дети.
Организационный момент
Ход НОД:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Сегодня мы с вами проведем экскурсию по лабораториям, где проходят разные эксперименты и опыты. Я вам расскажу и покажу, какие свойства имеет воздух. Имеет ли он запах, имеет ли он цвет, легкий или тяжёлый воздух?.
Воспитатель: Я сейчас вам загадаю загадку, а вы внимательно послушайте её и отгадайте.
Загадка:
Круглый, гладкий, как арбуз…
Цвет – любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака. (Воздушный шар)
Воспитатель: Правильно сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? (ответы). Он какой- то стал грустный, маленький.
- А что нужно сделать, чтобы шарик стал веселым, большим, круглым?
Дети: - Надо его посильнее надуть.
Воспитатель - Правда? Сейчас я его надую (надуваю или даю ребенку надуть). Вот какой он красивый получился! А интересно, что у него внутри?
Дети: - Воздух.
Воспитатель - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! (ответы)
-А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
-Получается, воздух какой?
Дети: - прозрачный, бесцветный и невидимый.
Опыт№1
Воспитатель- Ребята, а как вы думаете воздух можно поймать (ответы детей). Ну, раз можно давайте его ловить (дети ловят руками).
Давайте возьмём полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст). - Да, он пустой. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Что произошло с пакетом? Пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).- Кажется, что он похож на подушку, на шарик. Воздух занял всё место в мешке. Теперь раскроем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось?
Дети: Пакет опять стал пустым.
Воспитатель- Интересно, почему? (ответы).
Воспитатель - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрутили его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы). Воспитатель - А давайте проверим!
(Опыт№2)
Воспитатель: Посмотрите перед вами стоят стаканчики с водой и лежат трубочки. Как вы думаете, что мы можем сделать, что бы всем было видно, что внутри нас есть воздух.
Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
- Ой, ребята, что это происходит с водой?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы). Правильно, пузырьки - это воздух, который находится внутри нас. Мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку в воду и получаются пузырьки. Раз мы теперь знаем, что в нас есть воздух, скажите, для чего он нам вообще нужен (ответы детей). Значит можно уверенно сказать, что в нас есть воздух.
Опыт№3
Воспитатель- А как вы думаете, воздух имеет вес?
Посмотрите, что у меня в руках?. (к трубочке из под коктейля, привязаны с двух сторон по одному шарику).
- Как вы думаете, для чего это?
-Правильно, для того чтобы узнать имеет ли воздух вес?
-Сейчас мы с вами это проверим. С двух сторон я подвесил одинаковые шары, подумайте и скажите, что произойдёт, если проткнуть один из шаров острым предметом?
Дети: Шарик лопнет.
Воспитатель: Сева помоги мне проткни зубочисткой один из надутых шаров. Что произошло? Почему?
(Из шарика вышел воздух, а конец трубочки, к которому он привязан, поднялся вверх, шарик без воздуха стал легче.)
Воспитатель- Что произойдёт, когда мы проткнём и второй шарик?
У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.
Ребята давайте немножко отдохнем.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покружились, повертелись
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем:
Раз, два, три, четыре, пять.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Воспитатель: - Ребята отдохнули теперь прошу вернуться в мою лабораторию. (подходят к столику)
Опыт№4
Воспитатель - Что это?
Дети: Камушки.
Воспитатель:- Возьмите в руки камешки, какие они. (твёрдые)
Дети:(ответы)
Воспитатель: Камень - это твердое тело. А можно ли взять в руку воздух и сжать его. Делаем вывод: воздух не твердое тело. А давайте эти камешки бросим в воду и посмотрим, что произойдёт.
- Ребята, что мы видим, когда бросаем камешки в воду?
Дети: Они тонут.
Воспитатель: Интересно, а почему камешки тонут?
Дети: Потому что они тяжелые.
Воспитатель:- Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут. - Да, как много я узнал о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут?
Дети: (ответы)
Воспитатель:- Почему вы так думаете?
Опыт №5
Дети: (ответы)
Воспитатель:- А давайте проверим (опускают шарики в таз с водой) : - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете?
Дети: (ответы).
Воспитатель:- Оказывается, шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
Воспитатель: А теперь подуй (Саша) на шарик, ребята, что происходит с шариком? А если на него подуть сильнее, то шарик плывет быстрее. Когда мы дуем, начинается движение воздуха.
Опыт №6
Ложится: кофе, чеснок, корки апельсина и т. д., потом убирается и проводится дегустация воздуха пустых банок.
Воспитатель: - Ребята, у меня есть красивая баночка. Сейчас мы с вами угадаем, что в ней лежит, а угадывать будем по запаху, давайте закроем глаза и втянем в себя воздух.
- Чем пахнет?
Дети: Апельсином, конфетами, чесноком, жевательной резинкой и т. д.
Воспитатель:- Ой, я люблю конфеты, апельсины а вы?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:- Ну-ка подставляйте ладошки я сейчас буду насыпать. А где же апельсины? Ребята, баночка пуста. А пахнет. Как так происходит?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались. Везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват : присваивает себе чужие запахи.
Воспитатель:- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека?
Дети: (ответы). Чистый! и Свежий!
Рефлексия. Подведение итогов.
Воспитатель: «Игра с воздушным шаром» Ребята, давайте вспомним что мы узнали о воздухе. (ответы детей)
Передавая шарик друг другу будем говорить - Какой он? Для чего он нужен?
• воздух прозрачный и невидимый;
• воздух есть везде;
• воздух легкий, он легче воды;
• ветер – это движение воздуха :
• не имеет вкуса;
• не имеет формы;
• нужен нам, чтобы дышать!
Воспитатель:- Молодцы ребята! Вы очень хорошо работали, много узнали нового, и интересного. Мне с вами было сегодня так интересно проводить опыты, спасибо вам огромное!