Нурания Асылгараева
Конспект НОД по экологическому воспитанию «Волшебница-вода» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебница-вода»
Программа: «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Е. Н.
Возраст : 6-7 лет
Направление: познавательно-речевое
Интеграция областей:
познание: формирование целостной картины мира и основ экологического сознания;
безопасность: обучение способам безопасного поведения;
труд: самостоятельно организовывать рабочее место и поддерживать порядок;
социализация: формирование коммуникативной культуры ;
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию „Волшебница-вода“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
коммуникация: развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование интереса к изучению родного и второго государственного языка;
физическая культура: развитие двигательной активности;
здоровье: формирование основ здорового образа жизни;
музыка: формирование музыкально-ритмической деятельности;
чтение художественной литературы: обогащение словаря детей, развитие пространственно-образного восприятия
Форма проведения: опыты
Цель: формирование знаний о свойствах и значении воды в жизнедеятельности планеты
Воспитательная задача : воспитывать бережное отношение к воде
Развивающие задачи: развивать любознательность, навыки проведения лабораторных опытов
Образовательные задачи: систематизировать знания о свойствах воды, ее роли в жизни человека и всех живых существ
Планируемый результат: формирование умений определять свойства воды и бережно относиться к ней.
Наглядные методы:
- показ способов действия
-использование ТСО
Практические методы:
-элементарные опыты
Игровые методы:
-сюрпризный момент
-художественное слово
-упражнение-имитация
Словесные методы:
-пояснение
-объяснение
-указание
-поощрение
-вопросы и ответы
-хоровые и индивидуальные ответы
Организация детей : подгрупповая
Материал: коробка с изображением капелек, карточки с загадками, буквы, карта, морская соль, термос с кипятком, зеркальце, записи с шумом воды. На каждого ребенка: стаканы (пустой, с водой, с молоком, рисунок с изображением капельки, халаты, лед, салфетки, стаканчики с соленой и пресной водой
Предварительная работа:
анкетирование родителей «Круговорот воды в природе», посещение экологического уголка, наблюдения за снегом, льдом, водой, рассматривание различных изображений воды, репродукций картин, подвижные игры «море волнуется», физминутки «мы – капельки», «рэхмэт, су!», загадки о различных свойствах воды, чтение художественных произведений с данной тематикой.
Индивидуальная работа: активизировать познавательную деятельность Зарины, Булата, Милады.
Структура НОД:
1. Организационный момент
2. Загадывание загадок
3. Элементарные опыты
4. Упражнение-имитация «Мы капельки»
5. Элементарная познавательно-исследовательская деятельность
6. Вопросно-ответное общение «Что будет если?»
7. Рефлексия
Ход:
Дети заходят в группу, здороваются с гостями: «Всем, всем Доброе утро! Всем, всем Добрый день!»
В: - Ребята, посмотрите, что такое у нас на игрушках, на цветах, на столах?
В: - Что это за капли такие? Откуда они взялись?
В: - Дети, посмотрите, и на этой коробочке тоже капельки воды. Ой, какие веселые, озорные. Капельки хотят пригласить нас в свою волшебную страну. Название этой страны угадаем мы с вами. Если вы правильно разгадаете загадки, то из букв получится нужное слово.
Быстро убегает прямо из-под ног,
Брызгами играя, прохладный. (ручеек).
В: - Получите букву «В»
А за поворотом тиха и глубока,
Течет, качая лодки, широкая. (река).
В: - Вот буква «О».
Облака нахмурятся, соберутся в кучу,
Ты увидишь черную, грозовую. (тучу).
В: - Вот вам буква «Д».
Облака и тучи рисовал художник,
На него из тучи проливался. (дождик).
В: - Получите букву «А».
В: - Какое слово вы собрали из букв?
В: - Мы сегодня с вами поговорим о воде, вернее, какой она бывает. Раз озорные капельки хотели поиграть с нами, и мы с вами поиграем. Я предлагаю превратиться в исследователей. Кто такие исследователи?
В: - Сейчас мы с вами тоже будем исследователями, наденем белые халаты, чтобы быть похожими на них, и будем играть с водой, изучать ее.
Опыт № 1
В: - Посмотрите, перед вами стоят стаканы с водой и молоком, рядом лежат картинки.
Положите картинку перед собой, поставьте на нее стакан с водой. Рассмотрите сверху свою картинку.
- Что ты видишь, Зарина? Милада? Вова?
Уберите стакан с водой. На эту же картинку поставьте стакан с молоком.
- Что ты видишь, Георгий? А ты, Булат? Капельку свою видишь?
- Почему через воду рисунок виден, а через молоко - нет?
В: - Молодцы! Давайте еще раз сделаем вывод- вода прозрачная, а молоко - нет.
В: - Ребята, представьте себе, если бы речная вода была непрозрачная, как молоко, могли бы рыбы и другие животные жить в такой воде? Почему не смогли бы?
В: - Молодцы! Поэтому, вода прозрачная.
Опыт № 2
В: - Продолжим наши исследования. У вас на столе есть стакан с водой и пустой стакан. Давайте попробуем перелить воду из одного стакана в другой Аккуратно переливаем.
- Что делает вода?
В: - Да, вода льется. А почему она льется?
В: - А если бы вода была не жидкой, она смогла бы течь в ручейках, в реках, кранах?
(Пример с киселем)
В: - Какой сделаем вывод: вода льется, потому что жидкая.
В: - Всегда ли вода льется? (Нет, не всегда)
- Почему не всегда? (Потому, что она замерзает.)
-Вода на морозе превращается в лед. Что такое лед? (Лед - это твердая вода.)
- Посмотрите, у меня кубики льда. Они какие? (Кубики прозрачные, холодные, твердые)
- А вода какая? (Вода жидкая.)
В: - Что будет, если мы поместим кубик льда в стакан с водой? (Предположения детей)
- Он утонет? Будет плавать? Или сразу же раствориться? Сейчас мы проверим ваши предположения.
- Опустите кубик льда в стакан с водой. (Вытереть руки)
- Что произошло? Что произошло с твоей льдинкой, Илья?
В: - Оказывается, лед легче, чем вода, поэтому и не тонет. Оставим лед в стакане и посмотрим, что с ним произойдет.
- Повторите, какой бывает вода?
Опыт № 3
В: - Дети, я принесла термос. Что может быть в термосе? (Горячий чай, лечебный чай, кипяток)
- Что такое кипяток?
Я открываю термос. Что это?
В: - Посмотрите, я беру зеркало и держу его над паром, подождем, что же будет.
-Что это на зеркале? (Капельки воды)
- Какой вывод сделаем?
В: - Обратите внимание, что происходит с льдинками? (Ответы детей) Физминутка «Мы - капельки»
Включаем музыку.
В: - Мы с вами капельки. Все капельки самостоятельные (Дети хаотично ходят по группе)
- Но вот капельки встречаются друг с другом, и получается ручеек. (Дети разбиваются на пары и получается ручеек)
- А теперь ручеек течет и впадает в море. (Дети образуют круг)
- Представьте себе, что воду налили в кружку и поставили на горячую плиту. Что произойдет? (Вода будет нагреваться)
- И так, каждый из нас капелька воды. Ваши ладошки стали такие горячие, что вам больно держаться друг за друга. Ваши руки опускаются, жара заставляет вас активно двигаться, каждый из вас стал частичкой пара. (Дети бегают по группе)
- А теперь вас заморозили. Вам становится холодно. Надо встать поближе друг к другу и обняться. Теперь нашу группу не растянуть, мы приобрели форму, как частички льда.
- Мы с вами были капельками воды и каждый раз соединялись по- разному.
- А сейчас присядьте на ковер и закройте глаза. (Вношу глобус)
- Открывайте глаза. Что это, ребята? (Глобус)
- Глобус - что это? (Модель Земли)
-Давайте посмотрим на глобус. Какой он разноцветный, красивый, как много на нем ярких цветов.
- Каким цветом на глобусе обозначают воду?
- Покажи, Вова, где ты видишь на глобусе воду? (Указку в руки)
В: - Много это или мало? (Много)
В: Я хочу вам показать уголок моря. (Включаю магнитофон с записью шума моря)
Когда люди ездят отдыхать на море, привозят на память ракушки. Если приложить ракушку к уху, то можно услышать шум моря. Хотите послушать? (Дети берут ракушки и слушают шум моря).
- Кто из вас был на море? Какая на вкус вода в море?
- Не все знают! Хотите попробовать эту воду на вкус?
- Какая вода на вкус, Илья? А у тебя. Милада? (Вода горькая, соленая, невкусная.)
- Можно ее пить? Готовить на ней еду? (Нет)
- А теперь попробуйте ЭТУ воду. Какая она на вкус? (Это вода чистая, пресная, несоленая)
- Морская вода имеет горьковатый вкус из-за морской соли, которая в ней растворена. Посмотрите, вот она какая! (Показываю морскую соль)
- Потрогайте ее. Какая она? (Крупная, сероватая, горькая)
-А в природе есть чистая, пресная вода? (Она в реках и озерах)
В: - Подойдите к глобусу. Покажи, Милада на глобусе реки. Так много или мало рек и озер на Земле? (Мало)
- Как много соленой воды на Земле! А пресной воды в реках и озерах мало!
- Для чего же нам нужна пресная вода? (Ответы детей)
- А сейчас закроем русский язычок! И откроем татарский язычок!
Физминутка: Рэхмэт, су! Чиста су, йогерек су.
Кулымны чиста. Ю,ю,ю,ю кулымны чиста ю.
- Если на Земле не останется пресной воды, Что тогда будет? (Растения, животные, люди погибнуть)
- Поэтому воду надо беречь!
- Как мы с вами, дети, сможем это сделать? (Включать тонкую струю воды, когда умываемся, хорошо закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправные краны)
молодцы, именно так!
- Мы сегодня с вами были исследователями, скажите, пожалуйста, какой же бывает вода?
Вода прозрачная
Вода жидкая, она льется
Лед-твердая вода
Пар - это тоже вода
Воду надо беречь - ее на земле мало.
- Ребята, что понравилось вам на занятии?
- Что нового узнали? О чем расскажите маме, когда придете домой?
- Вы молодцы! (Положительная оценка каждому ребенку).
- Вот она какая - вода, может быть и жидкой, и твердой, парообразной. волшебница вода!
- Я так думаю, раз вода волшебница, и озорные капельки, которые играли с нами - волшебные! (Показываю коробку)
- Капелька чудесная, Подруженька моя!
Сюрприз ребятам покажи, я так прошу тебя! (Легонько постучите пальчиком по коробке)
- Посмотрите! Коробочка была пустая, а теперь в ней появились сюрпризы!
- Это вас благодарят капельки за то, что вы хорошо занимались!