эльвира баталова
НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебница вода
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Вид деятельности: непосредственно-образовательная
Возрастная группа : старшая
Тема: «Путешествие капельки»
Цель: Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
Программное содержание
Публикация «НОД по экологическому воспитанию в старшей группе „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
Образовательные задачи: Знакомить детей с природными явлениями (дождь, снежинка, роса, сосулька); показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Дать представление о роли воды в жизни человека, растений и животных.
Развивающие: Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, воображение, связную монологическую речь.
Воспитательные : Воспитывать бережное отношение к воде.
Предварительная работа: беседа о воде, ее роли в жизни человека, проведение экспериментов с водой, рассматривание иллюстраций на тему «Вода», использование игр о воде «Четыре стихии», «Какая бывает вода?»; наблюдение за водой на прогулке, чтение художественной литературы по теме «Вода».
Словарная работа: глобус, прозрачная, пресная, замерзшая, жидкая, лед, пар.
Материалы и оборудование: Глобус, стаканчики с водой и соком для каждого ребенка, лед, термос, картинки с изображением природных явлений (снежинка, дождь, сосулька, роса).
Ход деятельности.
Воспитатель : - Что мы знаем о воде? ( ответы детей: жидкая, твердая, льется, капает, растекается).
Воспитатель показывает детям глобус.
Воспитатель : Что это? ( ответы детей: глобус, макет Земли)
Воспитатель : Правильно, ребята, это глобус – маленький макет Земли. Какого цвета на глобусе больше? ( ответы детей: синего, голубого.)
Воспитатель : Как вы думаете, что он обозначает? ( ответы детей: моря, реки и океаны).
Воспитатель : Правильно, воды на земном шаре больше, чем суши. Посмотрите, это океаны и моря, а вот тоненькими ниточками протянулись реки. Вода в них не такая как в морях и океанах. В реках и озерах без вкуса. Она называется пресной. А в морях, океанах она соленая. На глобусе есть участки и белого цвета – это тоже вода, но особенная: льды и снега, которые никогда не тают.
Я приглашаю вас в царство Воды. Но прежде чем попасть туда. Послушайте и отгадайте загадки. Дети отгадывают загадки, рассуждают, объясняют свои ответы и показывают соответствующую картинку
От этой ватаги
Из капелек влаги
Земля под ногами
Белее бумаги (снежинки).
Темно-синее лукошко
Сеет капли на дорожки.
Что сквозь дно дырявое
Льется над дубравами (дождь).
С крыши белый гвоздь торчит.
Солнце взойдет. И гвоздь упадет (сосулька).
На травинке в ранний час
Летом светится алмаз.
А поищем его днем,
Почему-то не найдем (роса).
Воспитатель : Скажите, всегда ли вода в природе бывает одинаковой? В каком виде мы ее встречаем? ( ответы детей: жидкой, твердой, парообразном). Вода как волшебница может превращаться и в сосульку, туман, реку, росу, дождь, пар, снег.
Воспитатель : Посмотрите, что стоит у меня на столе? ( ответы детей: термос). Мы сейчас посмотрим, как образуется пар, и докажем, что пар- это вода (налить в термос горячей воды и закрыть крышкой, обратить внимание, что крышка была сухой).
Дети садятся за стол, на котором стоят стаканы с водой, соком.
Воспитатель кладет в стакан с водой шарик.
Воспитатель : Что у меня в стакане?
Дети: Шарик.
Воспитатель : Как вы догадались? ( ответы детей: вода прозрачная). Правильно, вода прозрачная.
Воспитатель : А теперь выпейте сок. Какой он? ( ответы детей: сладкий, вкусный). Попробуйте воду. Какая она? ( ответы детей: без вкуса). Вода без вкуса, значит она какая? ( ответы детей: пресная).
Воспитатель : Понюхайте воду ( ответы детей: она не пахнет). Вода не имеет запаха.
Воспитатель : Перелейте воду из одного стаканчика в другой. Какая она? ( ответы детей: вода жидкая, она может течь.)
Воспитатель : Посмотрите, что лежит на подносе? (лед). Возьмите по кусочку льда в руки. Лед это что? ( ответы детей: замерзшая вода). Лед – это твердая вода. Посмотрите, что с ним происходит? (тает). А почему? Как вы думаете? ( ответы детей: потому что руки теплые, лед не любит тепло).
Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, если мы поместим кусочек льда в воду, что с ним будет? (он растает, он не будет таять). Положите кусочек льда в стаканчик с водой. Что происходит? ( ответы детей: он плавает). Он не тонет, он легче воды, давайте оставим его в стакане и посмотрим, что произойдет.
Игра: «Мы - водные жители».
1. В колыбельке рыбка дети имитируют рыбку
Колыбелька-зыбка,
На волне качается
В сети попадается.
2. Рак в воде речной живет, дети имитируют рака
Ходит задом наперед
Кто его не знает
Пусть не проверяет.
3. На волнах качаясь, спит, дети имитируют кита
Очень славный синий кит
Он огромного размера
В океане самый смелый
Пьет он воду, ест планктон
Потому и сильный он.
4. Только боком ходит краб, дети имитируют краба
Он своей привычке раб
Все бочком, бочком, бочком
Потихонечку, молчком.
5. Звезда морская, между прочим, хищник, дети показывают звезду
Моллюсками питается она
Кораллы тоже с ней не любят стычек
Ведь ест и их красавица – звезда.
6. Квакали лягушки песенку свою дети прыгают как лягушки
Я с моей подружкой тоже подпою.
Дети возвращаются на свои места. Воспитатель открывает термос с кипятком, помещает над паром стекло. На нем выступают капельки воды.
Воспитатель : Пар – это тоже вода. Очень-очень маленькие капельки. Они легче воздуха и водяной пар поднимается вверх. Как вы думаете, если я в холодную воду добавлю небольшое количество горячей воды, какая получится вода? ( ответы детей: теплая). Да, температура воды бывает разная: холодная, теплая, горячая. Даже в реках, морях, озерах вода тоже может быть с разной температурой: и теплая и холодна.
Воспитатель : Давайте посмотрим, что стало со льдом в стаканах? ( ответы детей: он растаял, он стал меньше).
Игра: «Какая вода?» ( ответы детей: прозрачная, холодная, горячая, теплая, жидкая, чистая, грязная, хрустальная и т. д.)
Воспитатель : Дети, мы много узнали о воде, а можно без воды обойтись? Так зачем же она нужна? (купаться, готовить еду, мыть руки, мыть пол, стирать).
Воспитатель : На самом деле воды, которая нужна человеку, очень мало. Какую воду мы пьем ( ответы детей: чистую, пресную). Человек не может пить соленую воду, а ее на Земле намного больше, чем пресной. Поэтому воду надо беречь. Как мы можем беречь воду?
1. Не оставлять открытым кран
2. Не загрязнять реки мусором, напитками, палками, потому что вода в кран поступает из рек.
3. Не мыть в реках машины, потому что загрязняются реки и могут умереть рыбы.
Воспитатель : Пожелания.
-Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся!
Мы привыкли, что вода,
Наша спутница всегда.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вода-это бесценный дар природы!
Так давайте бережно сохранять её!
Использованная литература:
1. Кузьминов В. В. Тематические загадки в детском саду. – Воронеж, ИП Лакоценин С. С., 2010.
2. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М. : Мозаика-Синтез, 1995.
3. Рыжова Н. А. Волшебница вода. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1997.