Людмила Тафинцева
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Где живет капелька?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по экологическому воспитанию
«Где живет капелька?»
Пояснительная записка.
В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед нами педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры. Мною разработан конспект образовательной деятельности экологического цикла.
Публикация «Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе „Где живет капелька?“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Образовательная область: познание.
Интеграция: коммуникация, художественное творчество.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Форма - проведения: занятие - путешествие.
Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)
Цели и задачи:
1. Уточнить представление детей о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек (людям вода нужна для еды, питья, для мытья тела, предметов, которые есть в помещении);
2. Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека;
3. Прививать бережное отношение к воде;
4. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
5. Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к окружающему миру, воспитывать правильное отношение к своему здоровью.
6. Обогащение словаря: путешествие, спутница, водопроводные трубы, кипяченая вода.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций; чтение сказок, познавательной литературы о воде; наблюдение в уголке природы за цветами (полив); совместное изготовление коллажа «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Материал: слайды к сказке, аудио запись «журчание воды», стаканчики с водой, кубики льда, термос, белые халаты и шапочки для «ученых», игрушка Капелька, картинки с изображением способов использования воды (7 шт., картинки - схемы состояний воды (3 шт., картинки-раскраски «Берегите воду!», конверты с письмами для родителей.
Ход занятия
Воспитатель (В.) Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними (приветствие детей) .
(В.) Попрошу вас встать в круг и поздороваться друг с другом.
(Игра на общение)
-Станем рядышком, по кругу.
-Скажем «Здравствуйте!» друг другу
-Нам здороваться не лень;
-Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
-Если каждый улыбнется
-Утро доброе начнется
-Доброе утро!
Дети садятся полукругом у доски, на которой находятся картинки с изображением способов использования воды (7 шт.). С обратной стороны мольберта спрятана игрушка Капелька.
(В.)
Поудобнее садитесь,
Не вертитесь, не крутитесь.
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в садик я зашла,
Ко мне Капелька пришла (показывает Капельку,
Плачет бедная, грустит,
А потом мне говорит:
«Дети кран закрыть забыли,
И все капельки уплыли!»
И сказала я в ответ:
«Нет, таких детей здесь нет!
Воду попусту не льем,
Мы водичку бережем!»
Капелька заулыбалась (воспитатель переворачивает ей ротик на улыбку,
И у нас в саду осталась!
Сегодня дети я вам хочу рассказать сказку, которую мне рассказала капелька.
Послушайте (рассказ сказки сопровождается показом слайдов)
Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье.
Затем ручей превратился в настоящую речку.
Вода в ней текла уже не так быстро, но была вкусной и прозрачной. Однажды она очутилась в городе.
Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась.
Её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки.
Люди привыкли к реке и уже ни о чём её не просили, а делали всё, что им вздумается. Однажды на её берегах они построили завод, из труб которого в реку потекли грязные потоки.
Шли годы.
Потемнела река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, какая красивая река!» никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. Однажды по реке прошёл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась река чёрной плёнкой, стали её жители – растения и животные – задыхаться без воздуха.
Совсем заболела река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой».
Позвала она на помощь своих жителей.
«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, и я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители, очистили свой дом от грязи, вылечили речку.
И побежала она в край своего детства, туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались они одни, без реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов. Остановилась жизнь в городе.
Тогда самый старый и мудрый горожанин сказал:
«Я знаю, почему от нас ушла речка. Когда я был маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого. Мы обидели речку и должны попросить у неё прощения».
Попросили люди поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали заботиться о ней. Речка была добрая и не помнила зла.
Вернулась река в город и стала помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки заводов, и даже вызвали специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием реки.
(В.) Вот такую сказку рассказала мне капелька о речке
Вам понравилась?
Дети. Да!
(В.) Давайте расскажем, дети, нашей Капельке, что мы знаем о воде, зачем ее надо беречь.
(Дети рассматривают картинки со способами использования воды, по одному рассказывают о них.)
Дети подводят итог сказанному.
(В.) Молодцы, ребята, спасибо! Капельке очень понравились наши рассказы о воде. Она предлагает вместе поиграть и представить, что вы капельки воды.
Физминутка музыкальная:
Капля с капелькой слетела, (берутся за руки, идут по кругу)
капля капельку задела,
капля с капелькой слилась, (сходятся в центр круга)
вот и лужа налилась! (расходятся, приседают)
Солнце лучиком играло, (взмахи руками перед собой, внизу)
в лужу тёмную попало,
солнцем греется вода, (встают, поднимают руки вверх)
улетает в никуда.
Выше неба не достать, (тянутся)
капли встретились опять, (берутся за руки, идут по кругу)
вместе держатся за ручки -
и плывут по небу тучки.
(В.) Дети, а вы хотите узнать, где же живет капелька?
Дети. Да!
(В.) Давайте попробуем. Для этого мы отправляемся в научную лабораторию и превращаемся в настоящих ученых-исследователей
(Дети подходят к столу (на столе расположены стаканчики с водой, кубики льда, термос, зеркало) и переодеваются в ученых)
(В.) Вот мы и в лаборатории. Присаживайтесь за столы. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: тишину, не мешать друг другу, не перебивать, быть аккуратными. Все запомнили. Ну что же приступим.
(В.) Давайте послушаем песенку (предлагает детям перелить воду из одного стакана в другой). Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети: Жидкая.
( на магнитной доске открывается схема: ВОДА- ЖИДКОСТЬ)
Воспитатель предлагает каждому взять по кубику льда в руку.
(В.) Что происходит со льдом? Почему он тает?
Дети: наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду.
(В.) Значит, лед — это что?
Дети: лед это тоже вода, только твердая
( на магнитной доске открывается схема: ВОДА- ЛЁД)
(В.) И вот посмотрите — термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.)
Что это?
Дети: Это пар от горячей воды.
(В.) Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром (на зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их). Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.)
Дети: Значит, пар – это тоже вода.
( на магнитной доске открывается схема: ВОДА- ПАР)
(В.) Дети, расскажите, где живет капелька?
Дети самостоятельно делают вывод о трех состояниях воды.
(В.) На этом наше познание и наблюдение о воде не закончено. Мы обязательно узнаем еще много интересного о нашей капельке.
Запомните! Природа – общий дом.
Хорошо живется в нем!
Это должен каждый знать-
Воду нужно охранять,
Никогда не загрязнять!
(В.) Дети, прислушайтесь, Капелька-путешественница что –то говорит… (звучит «журчание воды»)
Она дарит вам картинку-напоминание, просит разукрасить ее дома и передать письмо вашим родителям, в котором написано: «Уважаемые родители! Сегодня мы говорили о важности воды в нашей жизни. Капелька просит вас вместе с ребенком заботиться о чистоте водных богатств и бережно к ним относиться!»
Итог: дошкольники стали осознанно, внимательнее и наблюдательнее относиться к природному богатству - воде, что отражается в их рисунках и рассказах. Считаю, что в процессе решения задач образовательной деятельности я смогла воспитать способность любить, ценить и рационально использовать природное богатство.