Татьяна Арманшина
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Эколята-интеллектуалы»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад «Ромашка»
Конспект НОД по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе
"Эколята-интеллектуалы"
Подготовила : Арманшина Татьяна Сергеевна
Воспитатель подготовительной группы
п. Зеленоборск, 2022 г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Эколята - защитники природы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
Конспект открытого НОД в подготовительной группе
«Эколята- интеллектуалы».
Цель: ознакомление с основами экологической культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей основы экологической культуры;
- расширять представление ребенка о себе, о человеке, культуре, природе;
- обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать способности выстраивать элементарные умозаключения, решать проблемные ситуации;
- развивать речевую культуру через ответы на обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений;
Воспитательные :
- воспитывать любовь и отзывчивость в душах детей;
- поддерживать дружеские взаимоотношения между детьми;
- вызвать эмоциональную отзывчивость.
Интеграция образовательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка для демонстрации слайдов, презентация. Декорация: дерево (макет высотой 1,2 м,
цветочная поляна (на зеленом ковре вырезанные из цветного картона головки цветов, мусор и пакет, дидактическая игра «Найди пару».
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Лесные звери», чтение сказок Е. Бехлеровой «Капустный лист», М. М. Зощенко «Умная птичка», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду», Й. Чапека "Трудный день". Рассматривание модели леса.
Прогнозируемый результат:
- пополнение знаний детей об экологической культуре;
- укрепление чувства отзывчивости у детей;
- обогащение детского словарного запаса;
- активизация психоэмоциональной отзывчивости.
Методы: решения проблемной ситуации, игровой, наглядный с использованием ИКТ.
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал, стена зала украшена деревьями из бумаги, поляной с цветами, солнцем.
Воспитатель :
Ребята, посмотрите, сколько тут гостей, давайте поздороваемся и пожелаем нашим гостям здоровья. (Здравствуйте)
Слайд 1. (На слайде картинка леса. Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)
- Дети, посмотрите вокруг себя! Что мы здесь видим? (деревья, полянку с цветами, солнышко светит, птицы поют).
- Как вы думаете, куда мы с вами попали? (в лес)
Воспитатель :
Ребята, посмотрите здесь какие-то знаки. (Воспитатель обращает внимание детей на магнитную доску)Давайте попробуем их прочесть.
Игра «Правильно назови знаки».
Воспитатель :Я вам покажу знаки, а вы объясните, что они обозначают.
Дети:
- Не ломать деревья и кустарники- деревья очищают воздух
- Не разводить костры - может возникнуть пожар и погибнет всё живое
- Не оставлять мусор, чтобы не засорять природу
- Не рвать цветы - цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам
- Не ловить бабочек - они красивые, как и цветы, невесомы и ранимы
- Не разорять гнёзда птиц - они радуют нас своими песнями
- Не брать домой детёнышей зверей - лес дом для них
- Не разорять муравейники - они убирают всю падаль, нечистоты и уносят всё под землю. Поэтому в лесу всегда чисто, свежо.
- А лес то непростой, а волшебный! Посмотрите, кто нас встречает в волшебном лесу?
Слайд 2
(Фотографии Эколят)
Эти веселые сказочные герои – Тихоня, Шалун, Умница и Ёлочка мои друзья и защитники леса. Давайте, сначала посмотрим и послушаем, кто такие маленькие Эколята и чем они занимаются?
(Видео с озвученными героями)
Ё лочка: Добрый день, дорогие ребята, Это мы - друзья и защитники Природы. Я – веселая и общительная Елочка!
Тихоня: А я, тихий и скромный, и немного стеснительный – Тихоня.
Шалун: Разрешите представиться – Шалун, я очень люблю веселиться и играть в различные игры, которых знаю великое множество.
Умница: А я, самая старшая и самая серьезная – Умница.
Шалун: Мы весёлые ребята,
Мы ребята – эколята.
Так прозвали нас не зря,
Мы с природою друзья.
Тихоня: Мы деревья не ломаем.
Птиц и кошек не гоняем.
Будем взрослым помогать,
И природу охранять.
Умница: На площадке убираем
И цветочки мы сажаем.
Чтоб сказала нам земля:
«Благодарна всем вам я».
Ребята, Эколята- защитники леса, они все знают о нем. Эколята помогут вам подружиться с природой, понять и полюбить её.
II. Основная часть:
Слайд 5. (Музыкальное сопровождение «Звуки леса»)
Воспитатель : - Ну, что, ребята, вы готовы отправиться на прогулку в сказочный лес?
- Тогда в путь!
- Какая дивная природа в сказочном лесу! Журчит ручей, бабочки летают вокруг цветов, птицы поют, тепло, солнышко светит.
Слайд 6.
Воспитатель : Летом и зимой, весной и осенью хорош лес! Рядом с осинкой березка, рядом с елью - осина. Ребята, что это за лес такой? (Смешанный) Много в лесу и разных кустарников, трав, цветов.
На слайде модель «Лес - многоэтажный дом».
Воспитатель : Посмотрите, какое высокое дерево. Вы его узнали?
-Правильно, это сосна. Сосны вырастают стройными и высокими.
- Какие еще высокие деревья есть в лесу (Ели).
Воспитатель : Много в лесу деревьев. Растут в лесу деревья и невысокие. Какие деревья растут в лесу?
Дети называют: рябина, черемуха, осина, ольха.
Воспитатель : Между деревьями растет кустарник. Чем кустарник отличается от дерева?
Ответы детей: Кустарник обычно ниже дерева, у него нет ствола, ветви растут от корня.
Воспитатель : Какие лесные кустарники вы знаете?
Ответы детей: Можжевельник, шиповник, малина, смородина и др.
Воспитатель : Что растет под кустами? (Трава, цветы, мох, грибы.)
Воспитатель : Ребята, вот как много растений леса мы назвали. Все растения составляют этажи леса. Посмотрите на картину - слева многоэтажный дом, а справа - лес. Давайте посчитаем сколько этажей в лесу. Самый высокий этаж - пятый - в старом лесу: это верхушки сосен, елей, могучих дубов (показ на схеме).
Воспитатель : Четвертый этаж - кроны деревьев пониже: кленов, берез, осин, рябин.
Воспитатель : Третий - кусты и молодые деревца. Этот этаж носит особое название: подлесок. Повторите: подлесок. А два нижних этажа - второй и первый - образуют травы, цветы, мхи. Во всяком лесном доме есть что-то вроде подвала. Тут прячутся корни зеленых обитателей леса. Как и в настоящем доме, в лесном тоже есть квартиры и в каждой квартире - свои жильцы. Давайте заселим наш лесной дом.
- Кого из животных мы поселим в подвал? Кто живет под землей? ( ответы детей: крот, мышь, появляются животные на схеме).)
Воспитатель : А знаете ли вы какой лесной зверь самый большой? Отгадайте про него загадку:
Горбоносый, длинноногий
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось встретить,
Знайте, это. (лось) (ответы детей).
- А какой зверь в лесу самый хищный ( ответы детей: волк).
- Какой самый хитрый? ( ответы детей: лиса).
- Кто самый быстроногий? (Заяц).
Возле дуба, острым рылом
Деловито землю рыл он.
Видно, желуди искал.
я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был. Кто? (ответы детей)
Воспитатель : Правильно, это кабан. Волк, лиса, заяц, лось и кабан - все живут на нижнем этаже леса. Как вы думаете, почему?
Дети: Не могут лазать по деревьям, на земле находят корм, устраивают себе жилище.
Воспитатель : Какие еще животные живут на этом этаже?
Дети называют и помещают их изображения на схеме: лягушки, ежи, ящерицы и др.
Воспитатель : Ребята, а знаете ли вы, что большинство певчих птиц леса тоже живет на l-м этаже. Они вьют свои гнезда на ветвях кустов и маленьких деревьев. А гнезда дятлов, сорок чуть выше.
- Кто из лесных животных занимает средний этаж?
Ответы детей: совы, филин. Еще куницы – эти животные селятся в дуплах старых деревьев. Они сверху высматривают свою добычу.
Воспитатель : В лесах живут и белки. Как вы думаете, свои гнезда они делают выше или ниже куницы? (ответы детей)
- Правильно, выше, ведь белка меньше и легче куницы, она может передвигаться по тонким веткам, которые куницу не выдержат.
- Кто еще живет на верхних этажах? (Это бабочки, жуки, лесные осы и пчелы, комары). Много в лесу самых разных насекомых.
Воспитатель :
- Ой, смотрите, ребята, кто нас встречает на полянке? (это Шалун).
- Правильно, его жёлтая шапочка с торчащим дубовым листиком постоянно мелькает то тут, то там. Он к своей яркой шапочке подобрал синие башмачки, перчатки и шарфик. Шалун очень озорной мальчик-жёлудь, любит весёлые игры и порядок в лесу.
- Ребята, Шалун приглашает нас на полянку с цветами. Скажите, красивая полянка (нет)
- Но что, же здесь не так? (На полянке мусор)
Игра "Сортировка мусора"
- Давайте поможем Шалуну навести порядок на полянке! (дети собирают мусор и раскладывают по контейнерам в зависимости от материала)
- Молодцы, ребята, мальчик-Шалун благодарит вас за помощь и приглашает отдохнуть.
Слайд 9.
Слайд 10.
-Давайте здесь на полянке поиграем немного. Смотрите, кто это? (Ёлочка)
- Правильно! Как вы догадались?
- У неё зелёное платье, жёлтая шапочка, перчатки и любимое украшение – брошка с шишечками. Ёлочка – весёлая общительная подруга маленьких Эколят. Она часто заходит в гости к своим друзьям, чтобы поиграть и повеселить их. Вот и сегодня она пришла к нам в гости и предлагает игру «Найди друга».
-А у вас, ребята, много друзей? (Ответы детей)
-А правила игры такие: под музыку мы будем гулять с одной частью картинки со словами: «По полянке мы идем и друзей себе найдем». Но как только музыка закончится, нам нужно будет найти вторую половину картинки у кого-то из вас и встать в пару.
- Раз, два, три – начали.
- Посмотрите, кого вы нашли? (Ответы детей)
Слайд14.
- А теперь давайте встанем в круг, крепко за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся, и с этой минуты постараемся быть добрыми и заботливыми друзьями природы. Скажем Ёлочке, Тихоне, Умнице и Шалуну «Спасибо»
- Как хорошо, что мы такие дружные и веселые! Вы проявили себя сегодня как истинные защитники природы. Знаете, как вести себя в природе, охраняете её. И Эколята хотят принять вас в свои ряды защитников природы-эколят, чтобы стать настоящим «эколёнком» нужно произнести клятву:
Клятва «эколят-дошколят» :
Я обещаю всегда защищать и беречь братьев наших меньших!
Я обещаю беречь зеленые насаждения, высаживать новые деревья и ухаживать за ними.
Я обещаю беречь водоемы от загрязнений, экономить водопроводную воду.
Я обещаю убирать за собой мусор всегда и везде.
Вступая в ряды «Эколят-дошколят – защитников природы», я клянусь, что сделаю все возможное, чтобы стать надёжным и верным другом Природы.
Клянусь! Клянусь! Клянусь!
Воспитатель : Теперь, дети, вы стали юными «эколятами». Молодцы!
Хорошо мы сегодня отдохнули на лесной полянке, а теперь нам пора в детский сад возвращаться.
III. Рефлексия:
Воспитатель :
- Вот мы и вернулись с прогулки (дети садятся на стульчики)
- Давайте вспомним, где мы с вами побывали? (в сказочном лесу).
- С кем он вас сегодня познакомил? (С маленькими Эколятами)
- А мы с ними подружились? (да)
- Так, хорошо ли иметь друзей, быть добрыми и заботливыми?
- Кому мы с вами помогали на прогулке в сказочном лесу? (маленьким Эколятам – Тихоне, Умнице, Шалуну и Ёлочке)
- Понравилась вам прогулка в сказочный лес?
- С кем бы вы хотели поделиться, рассказать о своих новых друзьях? (Ответы детей) Дети, я думаю, что наша прогулка прошла просто замечательно! Дети: (ответы детей). А нашу с вами встречу с Эколятами, предлагаю отобразить в рисунке.